Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
учебно-методический материал

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_sorokinoy_t._i.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района РМ

Сорокиной Татьяны Ивановны.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На протяжении 30 лет я работаю воспитателем.  Последние несколько лет я занимаюсь с детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Мы существуем в таком мире, который поражает своим разнообразием, а ребенку очень интересно узнать о всех явлениях и предметах, которые его окружают. Познавая новое, маленькому ребенку хочется не только рассмотреть предмет, но и ощупать его руками, узнать на вкус, уловить его запах.

Современные требования образования ведут педагогов к поиску новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС ДО в целевых ориентирах указано, что у детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

Я считаю, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости), но и понимание того, как это применить в жизни.

Перед собой была поставлена задача: проводить целенаправленную работу по организации и внедрению опытно-экспериментальной деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одним из ведущих видов деятельности в детском саду является экспериментирование.

Можно выделить следующие цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности, учитывая её влияние на развитие личности воспитанников.

Цели:

  •  формирование желания беречь и охранять природу, соблюдать доступные правила экологии;
  • развитие интереса дошкольников к явлениям и предметам окружающего мира;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие мышления и речи.  

Задачи:

  • знакомить и расширять знания о свойствах веществ (хрупкость, запах, цвет, твёрдость и т. д.);
  • формировать представления об основных физических явлениях (таяние снега, испарение воды, преломление света (появление радуги) и т. д.);
  • развивать представления детей о факторах среды (температура воздуха и её изменчивость; свет; вода и переход её в различные состояния; почва — состав, влажность, сухость и т д.);
  • сформировывать навыки соблюдения правил техники безопасности в ходе экспериментов и опытов;
  • прививать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Были намечены следующие условия выполнения этих задач:

  • обогащение предметно-развивающей среды, для поддержания интереса детей к опытам и экспериментам;
  • построение НОД в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
  • комплексно-тематический принцип построения НОД;
  • соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации, системности и непрерывности образования.

Теоретическая база опыта.  

Дошкольнику очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так он может найти ответы на многие свои вопросы. У дошкольников среднего и старшего возраста возможностей для исследования становится больше. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?» и тогда они начинают искать ответы на них. Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только  «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».

В наше время вопросами экспериментирования занимались и занимаются:    Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская и др. Исследованы своеобразие, виды детского экспериментирования                            (Н. Н. Поддьяков), рассмотрена возможность организации экспериментирования в ДОУ (работы О. В. Дыбиной, Н. Н. Совгир, Л. Н. Прохоровой,                                      И. Э. Куликовской).

Классификацию экспериментов можно проводить по различным принципам. Так, например, по количеству участников эксперименты могут быть групповые или индивидуальные; по количеству наблюдений за объектом эксперименты можно разделить на циклические и однократные; по способу применения на занятии эксперименты могут быть: демонстрационные,  фронтальные.

Демонстрационные проводит педагог, а воспитанники наблюдают за его исполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единичном экземпляре, когда он не может быть отдан в руки воспитанников или он представляет для детей определённую опасность.

Демонстрационный метод имеет много плюсов: проще контролировать усвоение материала:  исключаются ошибки, отсутствуют непредвиденные ситуации при проведении опытов. Также воспитателю легче следить за дисциплиной и распределять внимание между наблюдаемым объектом и дошкольниками, поэтому риск нарушения правил безопасности сводится к минимуму. Легче решаются вопросы гигиены.

Но, демонстрационные эксперименты имеют также и отрицательные стороны. Индивидуализация обучения затруднена, так как инициатива детей сведена до минимума, поэтому ребенок лишен возможности лично осуществлять исследовательские действия и рассматривать объект со всех сторон. Из-за того, что наблюдаемые объекты располагаются на большом расстоянии от детей и под определенным углом, им трудно рассмотреть все детали. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного, реже двух анализаторов.

 Фронтальный метод заключается в том, что эксперимент проводится детьми коллективно, но без участия воспитателя. Такие эксперименты компенсируют слабые стороны демонстрационных методов, но они тоже имеют свои положительные и отрицательные моменты.

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в возможности детей: хорошо видеть все детали;  рассмотреть объект с разных сторон; использовать для обследования все анализаторы;  работать каждому в своем ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько потребуется;

Слабые стороны фронтального метода: нелегко найти столько объектов, чтобы хватило всем детям;  сложнее следить за усвоением знаний каждым ребенком;  наладить контакт с детьми труднее; может ухудшиться дисциплина; повышен риск нарушения правил техники безопасности и возникновения различных опасных и непредвиденных ситуаций.

В ходе проведения экспериментов мы обязательно фиксируем результаты опытов и наблюдений для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Фиксируя увиденное, анализируем явление, подчеркиваем главное. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации, оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. 

Для реализации данного опыта работы необходима единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями.

Для повышения результативности работы в данном направлении в групповой комнате был оборудован уголок опытно-экспериментальной деятельности. В уголке экспериментальной деятельности имеются:

  • карточки-инструкции;
  • различные мелкие предметы из разных материалов;
  • природный материал –песок, древесина, крупы, семена и т. д.;
  • измерительные приборы;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки и т. д.;
  • другая предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, магниты.

В соответствии с планом работы материал в уголке меняется.

Опытно-экспериментальную деятельность я использую на занятиях, чтобы углублять имеющиеся знания об окружающем мире и дать новые.

В средней группе мной были проведены занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности: «Снеговичок» (расширение представлений и знаний о свойствах снега); «Весна. Таяние сосулек» (расширение представлений и знаний о свойствах льда).

В ходе использования проектной деятельности организую практическую работу по опытно-экспериментальной деятельности детей-дошкольников, разработала систему мероприятий с родителями и воспитателями ДОУ по данному направлению.  Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединив их одной темой и привлекая к реализации проектов родителей.

Были разработаны и реализованы проекты: «Огород на окне», «Секреты воды» в средней группе. Над проектом «Будь природе другом» работали в старшей группе.

Работе с родителями по этому направлению так же уделяю большое внимание. Ведь активная совместная работа ведет к усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Основные задачи в работе с родителями вижу в том, чтобы: установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия для развития и воспитания детей; развивать умения родителей в воспитании и обучении своих детей.

На регулярной основе родители оказывают помощь нашей группе в оснащении материалами для экспериментов. Во время консультаций, личных бесед и родительских собраний я убеждаю родителей, что необходимо уделять должное внимание детскому экспериментированию. С родителями проводилось анкетирование для выявления их отношения к поисковой и исследовательской деятельности. Результаты опроса показали, что наша воспитательная работа проводится не зря. Дети с интересом продолжают эксперименты дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует развитию интереса к экспериментам в домашних условиях. Родители поддерживают любознательность детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание проникнуть в суть предметов, явлений, действительности.

В группе имеется уголок для родителей по организации экспериментальной деятельности, в котором находятся буклеты, памятки и рекомендации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», «Экспериментирование с водой» и др.

 В ходе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Ведь намного интереснее не просто выслушать рассказ взрослого об изучаемых объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, увидеть на экране презентации красочные и захватывающие картинки.

Организуя опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Результативность педагогического опыта

Заинтересовавшись в детском саду опытами, ребенок может свою любовь к исследованиям пронести через всю свою жизнь. И, думаю, какую бы профессию ни выбрали для себя в будущем наши воспитанники, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Получены положительные результаты работы по проведению опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

  • дошкольники проявляют  устойчивый познавательный интерес к опытам и экспериментам;
  • учатся выдвигать предположения, предлагать способы их решения;
  • самостоятельно планируют предстоящую деятельность;
  • осознанно выбирают предметы и материалы в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
  • проявляют творчество, инициативу в решении поставленных задач.

Использование опытно-экспериментальной деятельности обеспечивает хороший уровень развития познавательных способностей дошкольников. Дети расширяют свои знания и представления о мире, овладевают причинно-следственными связями, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в целостную картину мира в будущем. 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Я думаю, что работу по организации опытно-экспериментальной деятельности может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Родители и другие участники образовательного процесса так же могут  использовать многие рекомендации.

Организация данной работы не трудоемка при наличии необходимых материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства: оборудование для опытов, приборы, картотека, материалы для исследования.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подборе оборудования и материалов; применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; разработке критериев отслеживания уровня усвоения знаний, умений и навыков детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

 Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Свой материал разместила на сайте https://nsportal.ru/sorokina-tatyana-ivanovna.

Использованная литература:

1. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова / Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с., ил. -,(Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

2. «Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаева, А. Г. Гобиридзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт.-сост. Л.А. Королева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128с.

6. Программа экологической направленности: С.Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.

 7. О.В.Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г.;

8. Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Обобщение опыта работы по теме « Опытно – экспериментальная деятельность детей»

Выбрав тему «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования», я поставила перед собой цель – развивать в детях способно...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...