Проект "Звучащие росписи народных промыслов России"
методическая разработка (подготовительная группа)

дети знакомятся с музыкой композиторов и народными промыслами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема проекта:              

 «Звучащие росписи народных промыслов России»

                                           

                                                проект подготовила:

                                                музыкальный руководитель

                                                МАДОУ детский сад № 30

                                               «Дружба» г. Домодедово

                                                Московской области

                                                Медведева Марина   Владимировна

                                                       

Цель:

обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, полученные на занятиях рисования, музыкальных занятиях, формировать устойчивый интерес  к русскому декоративно - прикладному искусству, к русской  народной  музыке ,  к музыке   русских композиторов,  формировать новые знания на основе полученных ранее.

Задачи:

Образовательные:

расширять представление о народно- прикладном искусстве ,   знакомить с русской народной музыкой ,с музыкой русских  композиторов, сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народных промыслов России .

Развивающие: развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

Участники проекта: дети  подготовительных   групп , воспитатели.

Хронометраж: долгосрочный

Оборудование: доска, акустическая установка , ноутбук.

ИКТ: компьютерные презентации

Предполагаемые результаты: возникновение  эмоционального  отклика на яркие впечатления, проявление интереса к народному декоративно – прикладному искусству, к народной музыке и музыке русских композиторов.

Подготовка проекта:

Выбор темы , определение задач, соответствующих возрасту участников,  длительности проекта, сбор и накопление информации по теме , написание сценария, его обсуждение,  распределение обязанностей между участниками.

Реализация проекта:

I Вводный этап:

Предварительная работа с детьми по разучивание стихов о народных промыслах  ,  танцев: танец « Кадриль», танец  « Сударушка» рус. нар. мел.,

танец « Сказочная Гжель», русский лирический танец муз. В. Карамышев ,

« Ложкари»,  

разучивание песни «Моя Россия» Георгий Струве.,  предварительная работа воспитателей по рассматриванию  и обсуждению иллюстраций по народно- прикладному искусству, просмотр компьютерной презентации по народно- прикладным промыслам.

II  Основной этап:

Непосредственно музыкально- образовательная деятельность.

Интеграция образовательных областей.

Сопоставлять , сравнивать  произведения искусства  по эмоционально- образному содержанию.

Знакомить с  вокальной и инструментальной музыкой. Расширять представления о музыкально - выразительных средствах.

III Заключительный этап:

Проведение  фольклорного праздника.

Подвести итог, проведённого мероприятия .

Для взрослых участников – сделать выводы  по  всей проделанной работе, отметить недостатки, наметить перспективу по данной теме.

Достигнутые результаты:

Проект дал возможность  закрепить и обобщить знания детей о народно- прикладном искусстве, его связи с русской народной музыкой и музыкой русских композиторов, полученных на занятиях рисования , музыкальных занятиях.   Возник эмоциональный отклик на яркие впечатления. Дети проявили  интерес к представленному материалу. Развитие интереса к народному декоративно – прикладному искусству, к народной музыке и музыке русских композиторов важно в воспитании нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Приложение :

                Интегрированное  занятие « Наша Хохлома»

Цель:  знакомить детей  с народным наследием - Хохломой, пробуждать интерес к народному творчеству, к  русской  народной музыке, музыке русских композиторов.

 Образовательные задачи: познакомить детей с  видом декоративно- прикладного искусства-Хохломой, с  историей, с этапами изготовления хохломских изделий,  элементами росписи,  сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народного промысла России –Хохломы.

Развивающие задачи:

развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

Ход занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства- Хохломой.

Откуда же появилась хохломская роспись.

Хохлома- это старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих лесов.

Делали посуду в глухих заволжских деревнях,  расписывали.

 А  привозили продавать в  село Хохлома. Туда со всех сел везли на продажу посуду.

 Наши предки ели  из деревянной  посуды.

 Сейчас эта посуду очень высоко ценят за свою красоту и неповторимость.

А как же расписывают эту посуду?

Какие элементы ребята вы видите на посуде?

Это травинки, стебли, ягоды, цветы, птицы.

Все элементы росписи  брали из жизни.

С начало делали фон . Он может быть красный, черный, желтый. Стебли рисовали  кончиком кисти, что бы он получился тонким, от стебля отходит травка . Ягодки обычно наносят по три или веточкой. Черной краской делали оживку -тонко обводили  травку и ягодки. Черная краска делала  узор ярче.

А золотая она станет  после того как мастер нанесет 5-6 слоев лака. После этого изделие ставят   в печь. От жары лак желтеет и золотится.

В Хохломской росписи отразилась душа русского народа.

Давайте послушаем песню Юрия Чичкова «Наша Хохлома».

Какое настроение передано в песне , о чём в ней поется?

Созвучен ли характер песни с настроением хохломской росписи?

А теперь предлагаю станцевать  танец « Весёлая кадриль»

А теперь посмотрим видео фильм о Хохломе.

На столиках для вас краски и тарелочки .Предлагаю как настоящим мастерам расписать их.

Давайте полюбуемся то у нас получилось!

Ай, да Хохлома! Вот так чудо! Как красиво у нас получилось ! Все молодцы!

            Интегрированное занятие « Дымковская игрушка»

Цель:  знакомить детей  с народным наследием- дымковской игрушкой, пробуждать интерес к народному творчеству, к  русской  народной музыке, музыке русских композиторов.

Образовательные задачи: познакомить детей с  видом декоративно- прикладного искусства-дымковской  игрушкой, с её историей ,  элементами росписи,  сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народного промысла России –дымковской игрушки.

Развивающие задачи:

развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

Ход занятия:

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России.

Появился  на Вятской земле более четырехсот лет.

К   весеннему  празднику Свистуньи  в  слободе Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Мастера лепят игрушки и расписывают их узором.

Узор  состоит из множества ярких цветов.

Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Игрушки несли на ярмарку. где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

Детям предлагается для слушания « На гармонике» А. Гречанинова ,

« Свирель да рожок» Ю.Чичкова» , « Парень с гармошкой» Г.Свиридова

Проводится параллель, сопоставление характера звучащей музыки и настроения переданного в народном промысле.

Скоморохи:

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже , круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Русский танец русская народная мелодия « Утушка луговая»

Просмотр видео фильма « Дымковская игрушка»

Ай, да дымковская игрушка  ! Вот так чудо!

  Интегрированное занятие «Гжель»

Цель:  знакомить детей  с народным наследием, пробуждать интерес к народному творчеству, к  русской  народной музыке, музыке русских композиторов.

Образовательные задачи: познакомить детей с  видом декоративно- прикладного искусства-гжельской росписью, с её историей ,  элементами росписи,  сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народного промысла России.

Развивающие:развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:Воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

Ход занятия:

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, которая при обжиге становится белой.

Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет.

Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Слава о ней разлетелась по всей земле.

Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках

А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Дети читают стихи:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

    Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

Давайте послушаем песню Юрия Чичкова «Незабудковая Гжель».

Какое настроение передано в песне ,о чём в ней поется?

Созвучен ли характер песни с настроением  росписи  Гжели?

А теперь предлагаю станцевать русских хоровод  «Как в лесу, лесу -лесочке»

                             Видео фильм «Гжель»

Развлечение для детей «Звучащие росписи»

Цель:обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, полученные на занятиях рисования, музыкальных занятиях, познакомить с произведениями  русских композиторов, формировать новые знания на основе полученных ранее.

Задачи:

Образовательные:

расширять представление о народно- прикладном искусстве ,   знакомить с русской народной музыкой ,с музыкой русских  композиторов, сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народных промыслов России .

Развивающие задачи:

развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

ПОКАЗ             ПРЕЗЕНТАЦИИ       «РОСПИСИ»

Ведущий:Россия богата умельцами ,создающими своими руками необыкновенную чудо – красоту.

Взрослый:

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)

Слушаем « Наша Хохлома» муз. Ю. Чичков

Взрослый:

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла

И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

Слушаем  « Незабудковая Гжель» муз. Ю Чичков
Взрослый:

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!

Слушаем « Свирель да рожок»  муз.Ю.Чичков
Взрослый:

Круглые, железные
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные
Удивительные и прекрасные!
(Жостовские подносы)

Взрослый:

Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы, 
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)

Стучат коклюшки: стук, стук, стук -
Платочек появился вдруг.
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
(Вологодские кружева)

Танец «Вологодские кружева»

 Фольклорный праздник

Цель:обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, полученные на занятиях рисования, музыкальных занятиях, познакомить с произведениями  русских композиторов, формировать новые знания на основе полученных ранее.

Задачи:

Образовательные:

расширять представление о народно- прикладном искусстве ,   знакомить с русской народной музыкой ,с музыкой русских  композиторов, сопоставлять    характер  музыки  с настроением , переданным в росписях народных промыслов России .

Развивающие:

развивать творческие способности детей, навыки слушательской  культуры, инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь  к Родине, воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру общения в совместной деятельности.

Ведущий:

На нашей русской земле жили и жувут добрые  мастера, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Сегодня мы услышим  как звучат народные промыслы.

Народные умельцы делали своими руками : и посуду, и мебель, и украшения. А чтобы товары не залеживались в сундуках у мастеров, они вывозили  их на продажу, на ярмарку. Ярмарка - это праздник, народное гулянье, на котором  продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.  

Скоморох 1:

Добро пожаловать на ярмарку.

У нас товару видимо, не видимо.

Подходите, посмотрите

Да что-нибудь купите.

Продают свой товар народные умельцы. Некоторые хвалят свой товар словами, а некоторые музыкой.

Скоморох 2 :

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки. 
Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!

Танец « Кадриль»

Ведущий:

А вы знаете, почему такие названия у этих игрушек?

Дымковская игрушка так названа потому, что она родилась в слободе Дымково, недалеко от городка Вятка. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками.

Яркость, пестроту дымковской игрушки мы услышим в произведении  «Парень с гармошкой» муз. Георгия  Васильевича Свиридова .

Озорная, праздничная музыка Георгия Васильевича Свиридова созвучна характеру дымковской игрушки,  красочно дополняет образ дымковской игрушки.

Скоморох 3:

Как волшебная жар птица

Не выходит из ума

Чародейка мастерица

Золотая хохлома.

Ведущий:

Вы не знаете, ребята,

 Отчего и почему

 Очень часто называют

 Золотою Хохлому?

 Разве золотом покрыты

 В ней деревья и дома,

 Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Танец  « Сударушка» рус.нар мел.

Скоморох 4:

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?

Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет,

А других здесь красок нет.

Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

Танец « Сказочная Гжель»

Cкоморох  5:

На жостовском подносе 
В зеркальной глади лака 
Ржаная медь колосьев, 
Степной румянец мака.

Русский лирический танец муз. В.Карамышев

Скоморох 6:

Плещутся звезды в мерцающих далях, 
Светится снег, хоть в ладони бери. 
Сказочный Палех, загадочный Палех 
Скачет на тройке в отсветах зари. 
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы,
Палех рисует России портрет.

Ведущий:

Украшает  ярмарку  народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи – палехская роспись. 

Палехская миниатюра -  русская народная   миниатюрная живопись на лаковых изделиях  родилась в Палехе Ивановской области.

Палехские миниатюры отличаются большой декоративностью, богатством красок, тончайшей техникой, разнообразием образов и сюжетов .

 На этой  палехской  шкатулке изображена тройка.

Как  Г.В.Свиридов  изображает тройку?

Тройкой  в России называют коней, запряжённых вместе, под одной дугой. Музыка  Г.В. Свиридова  изображает быструю езду .

Тройка запечатлена  на многих  палехских шкатулках.
Что мы сегодня  видели и слышали. Звучат ли народные промыслы?

И в музыке, и в изделиях народных промыслов отразилась любовь мастеров к родной земле.  Давайте  и мы выразим свою любовь  к родной земле песней.

«Моя Россия» Георгий Струве.

Ведущий:

Восхищаемся талантом несомненным,

Мастерами промыслов народных.

С давних пор объединяли земли

Наших предков искоркой духовной.

Скоморох:

Покататься вы хотели ?

Так пойдём на карусели!

Игра  «Карусель»

Скоморох:   Как же долго мы гуляли,

                      Мы уже давно устали.

                      До свидания! Пока!

                       Удалая ярмарка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов» Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с деть...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России

Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Методическая разработка Статья "Знакомство старших дошкольников с народным промыслом России - городецкой росписью"

В статье говорится об истории возникновения городецких изделий, об основных цветах и традиционных элементах городецкой росписи. А так же об этапах росписи....