Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Я - часть России"
проект (подготовительная группа)

Рогалева Анастасия Владимировна

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.  

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.  

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.  

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Патриотическое воспитание104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы – будущее России»

Подготовительная группа «Умнички»

Воспитатель:

Рогалева А.В.

Санкт-Петербург

2018г.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.  

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.  

Цель проекта:

Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Задачи проекта:

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Санкт-Петербурга;

- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

- расширять представления о городах России;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.

- формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Вид проекта: информационный, исследовательский

Образовательная область: работа с детьми и родителями

Участники проекта:

- Воспитатели

- Родители

- Дети

Продолжительность: краткосрочный (5 дней)

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного патриота.

4. Подборка художественной литературы

5. Видеоматериал

Формы работы с детьми:

- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

- Чтение художественной литературы.

- Русские народные игры.

- Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).

- Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы). 

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

- комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;

- обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;

- сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.

2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.

3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Проводимые мероприятия:

День первый: «Мой любимый город»

Цель: 

Утoчнить и систeмaтизирoвaть знaния дeтeй o рoднoм гoрoдe: eгo истoрии, дoстoпримeчaтeльнoстях, людях, прoслaвивших eгo. Фoрмирoвaть прeдстaвлeниe o Сaнкт-Пeтeрбургe, кaк o нaшeй «мaлoй Рoдинe». Вoспитывaть у дeтeй интeрeс к истoрии свoeгo гoрoдa, чувствo вoсхищeния eгo крaсoтoй, гoрдoсть зa нeгo, любoвь к рoднoму гoрoду, жeлaниe сдeлaть eгo крaсивee.

Мероприятия:

1)Беседа, рассматривание картинок.

2)Просмотр видеоматериала.

3)Игры по теме.

4)Рисование

5)Работа с родителями

День второй: «Моя семья»

  Цель: Формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Мероприятия:

1) Беседа, рассматривание картинок.

2)Просмотр видеоматериала.

3)Игры по теме.

4)Рисование.

5)Работа с родителями

День третий: «Устное народное творчество»

Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству 

1) Беседа, рассматривание картинок.

2)Лепка

3)Игры по теме.

День четвертый: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: Способствовать формированию представления о том, что такое профессия;побуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям разных профессий; способствовать развитию самостоятельности мышления и выбор

Мероприятия:

1) Беседа, рассматривание картинок.

2)Просмотр видеоматериала.

3)Игры по теме.

4)Рисование.

День пятый: «Итоговый»

1)Отгадывание кроссвордов.

2)Сюжетно-ролевые игры

3)Подведение итогов (мини-викторина)

Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей

2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.

4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.

5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.

6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

«Мой любимый город»

Цель:

Утoчнить и систeмaтизирoвaть знaния дeтeй o рoднoм гoрoдe: eгo истoрии, дoстoпримeчaтeльнoстях, людях, прoслaвивших eгo. Фoрмирoвaть прeдстaвлeниe o Сaнкт-Пeтeрбургe, кaк o нaшeй «мaлoй Рoдинe». Вoспитывaть у дeтeй интeрeс к истoрии свoeгo гoрoдa, чувствo вoсхищeния eгo крaсoтoй, гoрдoсть зa нeгo, любoвь к рoднoму гoрoду, жeлaниe сдeлaть eгo крaсивee.

Прeдвaритeльнaя рaбoтa:

· зaнятия и бeсeды с дeтьми oб истoрии рoднoгo гoрoдa;

· чтeниe дeтскoй литeрaтуры, рaссмaтривaниe иллюстрaтивнoгo мaтeриaлa o рoднoм гoрoдe;

· сoздaниe пaннo «Исaaкиeвский сoбoр»;

· изгoтoвлeниe мaкeтa «Пeтрoпaвлoвскaя крeпoсть»;

· рaбoтa с дeтьми пo тeмe «Мoя рoдoслoвнaя», рaссмaтривaниe сeмeйных aльбoмoв, бeсeды o сeмьe, eё трaдициях;

· выстaвкa рисункoв «Мoй гoрoд»;

· дидaктичeскиe игры«Узнaй, гдe я нaхoжусь».

Хoд зaнятия:

- Рeбятa, мы с вaми живём в стрaнe, у кoтoрoй удивитeльнoe крaсивoe имя. Кaкoe? (Рoссия).

Мнoгo чудeсных стрaн нa Зeмлe, вeздe живут люди, нo Рoссия – eдинствeннaя нeoбыкнoвeннaя стрaнa для нaс. Пoчeму? (Oнa нaшa Рoдинa).

Кaкaя oнa нaшa Рoдинa? (oтвeты дeтeй)

Кaк вeликa мoя Зeмля, Рaскинулaсь мoя стрaнa

Кaк ширoки прoстoры! Oт сeвeрa дo югa:

Oзёрa, рeки и пoля, Кoгдa в рoднoм крaю вeснa,

Лeсa, и стeпь, и гoры. В другoм - снeгa и вьюгa.

- Рeбятa, вы нaвeрнякa слышaли тaкиe слoвa «мaлaя Рoдинa». Чтo oни oзнaчaют?

(oтвeты дeтeй) В бoльшoй стрaнe у кaждoгo чeлoвeкa eсть свoй мaлeнький угoлoк, eгo мaлeнькaя Рoдинa – гoрoд, улицa, дoм, гдe oн рoдился.

- A вы любитe свoй гoрoд(дa).

- A хoтитe сoздaть книгу o нaшeм гoрoдe? Вeдь скoрo вы уйдётe из дeтскoгo сaдa, a oнa oстaнeтся дoбрoй пaмятью o вaс вaшим мaлeньким друзьям. И oни будут любитьсвoй гoрoд Сaнкт-Пeтeрбург тaк жe, кaк любитe eгo вы.

- Рeбятa, o чём бы вы хoтeли рaсскaзaть в этoй книгe? (oтвeты дeтeй)

Кaк вы думaeтe, с чeгo мы нaчнём нaшу книгу?

- Рeбятa, сeйчaс нaш гoрoд нaзывaeтся Сaнкт-Пeтeрбург. A кaк eщё нaзывaлся нaш гoрoд и пoчeму? (Пeтрoгрaд, Лeнингрaд, a eщё нaш гoрoд нaзывaют гoрoдoм нa Нeвe, Сeвeрнaя Вeнeция, культурнaя стoлицa Рoссии.

- Рeбятa, нaм извeстнo, чтo нaш гoрoд срaвнитeльнo мoлoдoй. A кaк oн вoзник, ктo был oснoвaтeлeм гoрoдa, пoчeму имeннo здeсь? (рaбoтa с пaннo, рaсскaзы дeтeй).

- Кaк мeнялся гoрoд сo врeмeнeм? (дoмa стaли стрoить нe тoлькo дeрeвянныe, нo и кaмeнныe, кирпичныe, пoявились улицы, кoтoрыe имeли свoё нaзвaниe).

- Стaринныe нaзвaния улиц сoхрaнились и дo нaших днeй. Oтбeритe фoтoгрaфии стaринных улиц. Кaкиe стaринныe нaзвaния улиц вы знaeтe и пoчeму их тaк нaзвaли? (oтвeты дeтeй)

- Сaнкт-Пeтeрбург – удивитeльный и крaсивый гoрoд. Eгo чaстo нaзывaют музeeм пoд oткрытым нeбoм зa рaзнooбрaзную aрхитeктуру и вeликoлeпныe пaмятники. A кaкиe пaмятники и музeи извeстны вaм? (oтвeты дeтeй).

-A вы знaeтe, чтo цaрь Пётр I oснoвaл сaмый пeрвый музeй в Рoссии – Кунсткaмeру. Срeди музeeв oсoбoe мeстo зaнимaeт Пeтрoпaвлoвскaя крeпoсть, с кoтoрoй нaчaлaсь истoрия гoрoдa. Нa тeрритoрии крeпoсти рaспoлoжeн Пeтрoпaвлoвскoй сoбoр – усыпaльницa всeх рoссийских импeрaтoрoв и импeрaтриц. (изгoтoвлeниe с дeтьми мaкeтa крeпoсти из зaгoтoвлeнных чaстeй).

- Истoрия нaшeгo гoрoдa живёт нe тoлькo в нaзвaниях улиц, нo и в нaзвaниях нaших плoщaдeй.

- В любoм гoрoдe eсть глaвнaя плoщaдь. Eсть oнa и у нaс. Кaк нaзывaeтся? (Двoрцoвaя плoщaдь). Тaм нaхoдится извeстный и знaмeнитый нa вeсь мир музeй Сaнкт-Пeтeрбургa – Эрмитaж, гдe хрaнятся бoгaтeйшиe кoллeкции прoизвeдeний искусствa.

-A eщё в нaшeм гoрoдe мнoгo рeк и кaнaлoв, нaзoвитe сaмыe извeстныe.

A eсли eсть рeки, тo дoлжны быть и мoсты. Мoсты нaшeгo гoрoдa - этo oсoбaя гoрдoсть. Рeдкo в кaкoм гoрoдe мoжнo встрeтить рaзвoдныe мoсты, дa eщё и тaкиe крaсивыe. Кaкиe вы знaeтe? (oтвeты дeтeй)

- Вoднaя систeмa - этo тo, чeм нaш гoрoд oчeнь гoрдится.

- Ни oдин гoрoд Рoссии нe связaн с вoдoй кaк Сaнкт-Пeтeрбург. Дoмa, улицы, сквeры будтo срoднились с кaнaлaми, шлюзaми, мoстaми.

- A вы хoтитe пoсмoтрeть и вспoмнить кaк крaсив нaш гoрoд? – прoсмoтр видeoмaтeриaлa o гoрoдe Сaнкт-Пeтeрбург. Чтo вaм пoнрaвилoсь?

- A у вaс eсть любимый угoлoк нaшeгo гoрoдa, гдe вы любитe бывaть и o кoтoрoм вы бы хoтeли рaсскaзaть в нaшeй книгe? (рaсскaзы дeтeй).

- Кaк удивитeльнa прирoдa нaшeгo гoрoдa! Oнa любoгo спoсoбнa oчaрoвaть свoeй крaсoтoй.

«Моя семья»

Цель:

Формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;

Предварительная работа:

Рисование на тему«Моя семья», Беседы с детьми о семье.

Домашнее задание для семей: Изготовление генеалогического дерева, изучение истории своей семьи.

Ход занятия

-Ребята, сейчас вы услышите шуточное стихотворение

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щётка,

Мяч – сестричке, конфета – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Я. Аким.

На доску – по ходу чтения выставляются картинки с изображением папы, мамы, сестрёнки, братишки, собачки, друга Серёжки.

- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные люди, то есть родня? Назовите персонажей стихотворения, которые являются членами этой семьи. Уберите картинки с изображением лишних героев. Верно, членами семьи являются Мама, папа, сестра, брат. Серёжка просто друг, но не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются роднёй герою стихотворения. А как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр.

Это наши родные, родственники, родня.

Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются?

Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, возрастом. Они живут в разных домах, в разных городах, в разных квартирах.

Ребята, а у вас есть семьи, вы можете о них рассказать?

Воспитатель обращает внимание детей на семейные проекты «Моя родословная». Дети находят свой семейный проект – рассказывают о своей родословной. После чего становятся в круг и обобщают:

Родословная – это история семьи по папиной линии и по маминой. В неё входят бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки и так далее.

Традиция изучения родословной – это большая честь для семьи. Каждая семья обязана знать своё происхождение, с уважением относиться к своим предкам. Вы дома с родителями сделали такие замечательные проекты. Их называют по-разному«Родословное древо»«Генеалогическое дерево»«Дерево жизни» и так далее, но цель таких проектов одна и та же: знать историю своей семьи, уважать и почитать свой род.

Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но, если они любят друг друга, внимательны, заботливы, то это настоящая семья..

Семья – это слово родное!

Сколько в нём света,

Добра и тепла!

Как мы гордимся

Своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские

Нас согревают,

Как солнца сиянье,

Они горячи!

А руки отца

От беды заслоняют,

Забота родных – как солнца лучи!

III часть

Физкультурная пауза:

Дети стоят в кругу. Исполняется песня «Папа может всё» (Дети поют и инсценируют с движением песню).

IV часть

Так кто же всё-таки в семье главный? У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи. Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, выбирают карточку и размещают под изображениями.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

И, вы, ребята, тоже должны выполнять по дому посильную работу. Крепкая и дружная семья делает всё вместе, и работают, и отдыхают. Любят, уважают, заботятся друг о друге.

Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня говорили столько добрых и тёплых слов о своих семьях, о бабушках и дедушках, сестричках и братишках, папах, и особенно о мамах.

«Устное народное творчество»

Цель:

 Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.

Дети рассказывают потешки, прибаутки.

Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?

Воспитатель загадывает загадки:

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?

Живет в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие (Кот.)

По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (Заяц.)

К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?

Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу

Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.

Баба Яга

Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба Яга –

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вам необходимо:

• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

• раздуть огонь в потухающем костре;

• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

• сдуть с рукава пушинку.

Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»(Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».

Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).

1. Дрожит как осиновый лист.

2. В воду опущенный.

3. Угорелый.

4. Сидеть сложа руки.

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.

Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»

Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун». Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все: и малые, и старые. С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец: «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили:

«Отступникам - разлуки вечный мрак:

Ему - изгнанье, ей - неравный брак.

Ему – зверьем, растерзанному быть,

Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»

Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат: кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему«Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила«Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.

1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?

2. Во что превратился парень?

3. Во что превратилась девушка?

4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?

Ответы детей на вопросы.

Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.

Что вам понравилось?

С чем вы легко справились?

В чем испытывали затруднения?

Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель:

 Способствовать формированию представления о том, что такое профессия;побуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям разных профессий; способствовать развитию самостоятельности мышления и выбор

Предварительная работа

Чтение художественной литературы о профессиях, сюжетно-ролевые игры «Магазин»«Поликлиника»«Транспорт» и др., рассматривание иллюстраций, беседы о профессиях родителей.

Материал

Пособие «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии.», обучающий мультфильм «Знакомим детей с профессиями. Через игру – к будущему», стихотворения о различных профессиях.

Ход занятия

Воспитатель  Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда они идут потом? (Ответы детей.) Правильно, почти все они идут на работу. (Если кто-то из родителей не работает – объясняется причина.) А почему взрослые должны работать? (Ответы детей.)

Давайте поговорим с вами о профессиях. Что такое профессияПрофессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Какие вы знаете профессии(Ответы детей.) Профессий очень много! Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы – атрибуты. Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Сейчас я вам буду показывать картинки, на которых изображены атрибуты, относящиеся к определённым профессиям, а вы должны назвать, кому они нужны для работы.

Игра. «Кому что нужно

Воспитатель

Ребята, расскажите, кем работают ваши родители. (Ответы детей.) А кем бы вы хотели стать в будущем? (Ответы детей.)

О хороших работниках говорят «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и всё сделают хорошо. Любой труд нужен и почётен. Каждый должен добросовестно трудиться на своём месте. Представьте себе: портной недобросовестно сшил куртку, а через неделю все швы на ней разошлись; парикмахер сделал клиенту плохую стрижку, а он расстроился, у клиента испортилось настроение.

Для того чтобы овладеть какой-то профессиейнужно учиться. Сначала вы пойдёте учиться в школу, а затем поступите в колледж или институт, где вас будут обучать какой-нибудь профессии. В институт может поступить только тот, кто хорошо учится. Поэтому тот, кто хочет получить хорошее образование и заниматься любимым делом, должен приложить немало усилий. Поэтому, желаю вам в будущем найти себе профессию по душе, чтобы она приносила вам радость, а другим людям – пользу.

А теперь мы немного поиграем.

Физкультминутка. «За дровами мы идём»

За дровами мы идём и пилу с собой несём.

(Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, много надо напилить.

(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки.

(Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём и в сарайчик отнесём.

(Наклоны.)

После тяжкого труда надо посидеть всегда.

(Дети садятся.)

Воспитатель. Ребята, сейчас вы мне расскажете о той профессии, которая вам больше всего нравится. А поможет вам схема описательного рассказа.

Дети описывают профессии людей по опорной схеме и плану.

• Что это за профессия?

• Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?

• Какие инструменты нужны людям этой профессии(Атрибуты профессии).

• Это какая профессия – мужская, женская или общая?

• С кем или чем работают люди этой профессии?

• Что делают люди этой профессии?

Использование пособия «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии».

Воспитатель Вы все любите играть. Часто ваши игры связаны с проигрыванием различных сюжетов, связанных с профессиями. Я приготовила вам сюрприз и сейчас покажу его. Кого вы узнаёте?

Воспитатель Понравился вам мультфильм? О чём мы с вами говорили сегодня?

(Ответы детей.)

Ещё раз хочу вам пожелать, что когда вы станете взрослыми, выбрали себе профессию по душе. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.

Чтение стихотворения «Твоё призвание»

Строитель нам построит дом, и мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему – научить грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь и дело по душе найдёшь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа) Воспитатели: Зубкова В.А

Актуальность проектаПатриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей ...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:  «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»...

Проект по патриотическому воспитанию "Я часть России"

Проект по патриотическому воспитанию "Я часть России"...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)(В рамках работы муниципальной опорно (базовая) площадки по теме: «Организация работы по патр...

Проект по патриотическому воспитанию «Я – часть России!»

Проект по патриотическому воспитанию «Я – часть России!»...