Проект "Щелкунчик"
методическая разработка (подготовительная группа)

знакомство с балетом "Щелкунчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_shchelkunchik.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

                ПРОЕКТ   «ЩЕЛКУНЧИК»

Цель: 

Знакомить  с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского  балетом «Щелкунчик».

Задачи:  

Образовательные: формировать навыки активного слушания, расширить кругозор.

Развивающие:  развивать творческие способности ,музыкальную память.

Воспитательные :воспитывать культуру взаимоотношений в   совместной деятельности.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения: 2.12 2019 г. по 27.12.2019 г.

Участники проекта: дети подготовительных  групп , воспитатели.

Риски: карантин

Оборудование: доска, акустическая установка , ноутбук.

Подготовка проекта: Выбор темы , определение задач, соответствующих возрасту участников,  длительности проекта, написание сценария, распределение обязанностей между участниками

Актуальность проекта: в канун новогоднего праздника хочется поделиться своими впечатлениями о прекрасной  музыке  балета «Щелкунчик» .Это волшебная сказка о добре и зле, новогоднем чуде, в которое верят и взрослые и дети. Учить  сопереживать чужой беде, быть эмоционально отзывчивым, быть готовым прийти на помощь , ценить дружбу- вот в чём я вижу актуальность проекта. И помощником в этой задаче  будет музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Предполагаемый результат:

формирование  познавательного  интереса, проявления творческой инициативы, овладение исполнительскими и творческими умениями и навыками .

Реализация проекта:

 I Вводный этап:

Предварительная работа с детьми по  прослушиванию и обсуждению сказки ,  музыкальных фрагментов  балета.

II  Основной этап:

 Музыкально- образовательная деятельность, проведение развлечения.

III Заключительный этап: Проведение музыкальной викторины по прослушанным произведениям.

Проект дал возможность  закрепить и обобщить знания детей ,полученных на музыкальных занятиях, развлечении.  Возник эмоциональный отклик на яркие музыкальные  впечатления. Дети проявили  интерес к представленному материалу. Развитие интереса к музыке русских композиторов важно в музыкальном воспитании , в формировании музыкальной культуры.

                                 Вечер досуга:

Цель: формировать начала музыкальной культуры.

Образовательные задачи:

 формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций,

Развивающие задачи:

развивать у детей чувство уверенности в себе.

Воспитательные задачи:

 воспитывать музыкально-эстетический вкус

Музыкальный руководитель: Снежные хлопья летят за окном. Скоро Рождество. Дети готовятся к празднику. Под новогодней ёлкой лежат подарки. Девочке Маше подарили игрушку Щелкунчик.

Кто знает, кто такой Щелкунчик? Зачем он нужен?

На самом деле, он не игрушка, а заколдованный принц. Злая колдунья Мышильда заколдовала его, превратила в Щелкунчика. А он попал в дом к Маше.

Брат Маши, непослушный мальчик, стал смеяться над большим ртом Щелкунчика. Щелкунчик  стал щёлкать самые большие орехи и сломался . Маша расстроилась ,взяла его на руки, стала петь колыбельную песню. А что потом произошло? Что же  случилось ночью?  Ожили игрушки!

 Куклы, солдатики, петрушки.   А ещё из всех щелей полезли мыши. Это мышиный царь, сын колдунья Мышильды с семи головами вывел своё мышиное войско.

Кто сможет  защитить игрушки? Конечно, бесстрашный Щелкунчик.

Щелкунчик командует игрушечным солдатикам строиться против мышей.

«Марш» из балета « Щелкунчик»

Завязался бой.

Как вы думаете, кто победил в этой схватке? Конечно ,войско Щелкунчика.

Колдовство Мышильды кончилось, Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Он взял Машу за руку и предложил ей отправиться в город Конфитюренбург.

Что же это за город такой? Это не простой город! Это -город сладостей, кофе и чая. На пути в город они встречают фею Драже.

Звучит музыка « Фея Драже»

На что похожа эта музыка? (на звук колокольчиков)

А что за инструмент звучит на самом деле? (челеста)

Этот инструмент похож на маленькое пианино. Только звук у него как у колокольчика.

Оркестр .

Фея Драже приглашает Машу и Принца в Конфитюренбург. И там их встречают цветы. Что такое вальс?

Давайте мы с вами превратимся в цветы и покружимся, потанцуем.

«Вальс цветов» импровизация с цветами.

В Конфитюренбурге живут и другие интересные персонажи. Маша и Принц встречают Принца Кофе

«Арабский танец». Принца Чай « Китайский танец».

В Конфитюренбурге жители тоже готовятся к встрече Нового года, там кружатся Снежинки, гости из разных стран танцуют на балу.

Давайте и мы себя представим на балу и потанцуем.

Маша очень хотела иметь такого надёжного друга как Щелкунчик.

Как вы думаете, смогли бы наши герои победить Мышильду в одиночку?

А всем ли людям нужны друзья? Есть ли у вас друзья? А знаете вы, что такое дружба?

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Щелкунчик»

Просмотр мультфильма

Развлечение «Щелкунчик»

Цель: формировать начала музыкальной культуры.

Образовательные задачи:

 формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций,

Развивающие задачи:

развивать у детей чувство уверенности в себе.

Воспитательные задачи: воспитывать музыкально-эстетический вкус

Музыкальный руководитель:

Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш зал.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Мы отправляемся в волшебный мир сказки. Сказки не простой — новогодней. Здесь собрались те, кто верит в чудеса, кто любит приключения, кто не боится опасностей и преодолеет все преграды, разрушив злое колдовство.

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Я желаю всей душою

Друга верного найти.

Вместе мы преодолеем

Все невзгоды на пути.

Музыкальный руководитель:

Я вижу, у тебя доброе сердце, но хватит ли у тебя сил и смелости, чтобы преодолеть все преграды? Твой друг в беде, ему нужна помощь.

Музыкальный руководитель:

Вот тебе  новогодний подарок. Его зовут Щелкунчик. Смешной человечек с огромным ртом умеет щелкать твердые орехи. Возьми его, он принесет тебе счастье.

Мари:Не страшно мне,  рядом друг теперь.

Музыкальный руководитель:

Ночь за окном спускается и сказка начинается. Звучит музыка, появляется Мышильда.

Мышильда:Где эта девчонка? Я должна помешать ей. Не будет Нового года, не будет волшебства, Щелкунчик навсегда останется безобразной игрушкой!

Подходит к Мари,  пытается напасть, под музыку появляется Щелкунчик-мальчик.

Щелкунчик:

Прочь пошла, колдунья злая,

Не посмеешь нам мешать.

Видишь, сабля золотая,

Всех я буду защищать!

Мышильда:

Хорошо. Уйду сейчас.

Где же сабля — вот те раз!

(Хихикает, выхватывает саблю).

Как теперь сражаться будешь?

Где возьмешь ты силы?

Оставайся навсегда

Слабым, некрасивым!

(Смеется, шипит, убегает из зала.)

Щелкунчик:

Добрым сердцем отогрела,

Колыбельную мне спела,

Ожил я, теперь повсюду

Защищать тебя я буду.

Но без сабли мне — беда!

(слышны завывания ветра. )

Мари:

Как трудна дорога наша,

Сбились мы с пути!

Музыкальный руководитель:

Вьюга тропку заметает,

Не дает идти!

Музыкальный руководитель:

Быстрокрылы и легки,

Сказочной зимою,

Что за чудо-мотыльки

Кружат над тобою?

Исполняется «Танец снежных хлопьев»

Музыкальный руководитель:

Город волшебный встает на пути,

Добрую фею вам нужно найти.

Звучит музыка Феи Драже, выходит Фея.

Фея.

Приветствовать рада гостей!

Прошу, проходите скорей.

Все феей Драже называют меня.

Вас всех с Новым годом, друзья!

Мари и Щелкунчик:

Мы ищем дорогу в Волшебную страну. Нужно разрушить колдовство злой мышиной королевы.

Фея:

Я дорогу укажу,

Но сначала, вас прошу,

рассыпались мои волшебные драже, перепутались они. Помогите мне, разберите!

Игра «Собери по цвету». На подносе выносят драже разного цвета и чашки. Дети должны разобрать драже по цвету — кто быстрее.

Музыкальный руководитель:

А теперь встречайте следующего гостя, он поможет вам добраться в Волшебную страну.

Исполняется арабский танец «Кофе». Под музыку выходит Принц Кофе

Музыкальный руководитель:

На забаву царским детям

Много лет тому назад

Вместо кукол и игрушек

Привозили арапчат.

И хотя они одежду яркую носили,

Но по Африке далекой все равно грустили.

Музыкальный руководитель:

Я знаю, кто может развеселить его

Он с бубенчиком в руке,

В ярко-красном колпаке,

Он веселая игрушка

А зовут его … (Петрушка).

Выходите-ка, Петрушки,

Не забудьте бубен взять.

Мы веселый русский танец

Начинаем танцевать.

Дети-Петрушки танцуют .

Щелкунчик:

Саблю мою волшебную

Королева мышей унесла,

Обещала мне, что игрушкою

Я останусь теперь навсегда!

Музыкальный руководитель:

Беритесь за руки скорей,

Не выпускайте вы мышей! Щелкунчик снимает маску, превращается в принца.

Музыкальный руководитель:

Свершилось чудо в эту ночь,

Умчались все невзгоды прочь.

Пусть распахнутся шире двери,

Входите, счастье и веселье.

Хочу сказать я вам, друзья,

Что жить без дружбы нам нельзя.

Вот и закончилась добрая сказка!

 

Викторина по прослушанной музыке.

1.Кто автор сказки «Щелкунчик  и Мышиный король?

2.Кто сочинил музыку к «Щелкунчику»?

3. Какой танец в балете танцуют снежинки ?

4. Как звали правительницу в волшебном городе Конфитюренбурге?

5.Какие принцы встретились на пути героям и какие танцы они исполняют?

III Заключительный этап: Проведение музыкальной викторины по прослушанным произведениям.

Проект дал возможность  закрепить и обобщить знания детей ,полученных на музыкальных занятиях, развлечении.  Возник эмоциональный отклик на яркие музыкальные  впечатления. Дети проявили  интерес к представленному материалу. Развитие интереса к музыке русского композитора важно в музыкальном воспитании , в формировании музыкальной культуры.Дети сопереживали героям, стали более эмоционально отзывчивыми.