Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Труфанова  Анастасия Александровна

Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vylozht_na_sayt.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37                                                                                              

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Formation of friendly relations in children of preschool age

   А. А. Труфанова

МБДОУ Детский сад №17 "Улыбка",

воспитатель

г. Гурьевск

A. A. Trufanova

Municipal budget preschool educational institution

 kindergarten №17 "the Smile",

educator

Gur'yevsk

E-mail: anas.trufanowa@yandex.ru

        Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

        Abstract: the article defines the essence of the concept of "goodwill", the characteristic of the formation of friendly relations in children of preschool age..

        Ключевые слова: доброжелательность, формирование доброжелательных отношений в дошкольном возрасте.

Key words: goodwill, formation of friendly relations in preschool age.

        Проблема развития доброжелательных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольной педагогике и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов. Изучению особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные работы Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы является поддержка взрослым положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности [7].

Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра. Следовательно, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» [1, с. 187].

Формирование общения доброжелательных всегоотношений детскиху детей младшего влияетдошкольного детьмивозраста вполнев группе период детского такжесада, – важная детьмисоставляющая зависитжизни и деятельности правилакаждого ребенокребенка. От того, какими могутбудут эти взаимодействия, доброжелательными делятсяили враждебными, искренними жизнии открытыми, или формальными можнои показными, зависит важенэмоциональное именно состояние общениядетей, их отношение вполнек дошкольной можноорганизации.

Взаимоотношениям, возникающим общенияв детском междусаду, предшествует можноличный нормыопыт общения нормысо взрослыми личными со сверстниками, который, влияет правилана отношения, складывающиеся можнов группе. Существует могут также ряд факторов, влияющих какимина взаимоотношения периоддетей: доброжелательное  отношение делятсяпедагога такжек детям и его оценка каждого детских никакихдействий; групповые детскомнормы поведения; совместная детскихдеятельность детскомдетей.

В младшем дошкольном возрасте формирование доброжелательных отношений приобретает особое значение.

Уже на третьем важенгоду жизни отношения жизнимежду детьми детскомприобретают междуизбирательный могутхарактер: с определенными детскомдетьми детскоммладшие периоддошкольники иномучаще играют, разговаривают, делятся мотивом игрушками, хотя еще не могут объяснить частосвое тяготение детьмик тому или иному ребенку, не предъявляют каждогоникаких вполнетребований детьмик личным третьемкачествам учитсясверстников. Объект детьмидружбы иному в этом возрасте мотивомчасто меняется. Однако какимиэтот период личныйдружбы важенважен и необходим, т.к. именно междуиз него в среднем правиладошкольном важнаявозрасте оценкавозникают междувполне детямосознанные между дружеские мотивомпривязанности период[2].

В возрасте третьем4 лет можно наблюдать личнымпарную могутдружбу, отличающуюся среднемглубиной частосимпатии. Обогащается среднемсодержание нормы дружеских периодвзаимоотношений, изменяются влияети их мотивы. Главным важенмотивом жизнии условием зависит возникновения личныйдружеских жизниотношений важнаяна протяжении ребеноквсего дошкольного жизнивозраста мотивом является каждогоигра, где ребенок зависитпознает личнымнормы и правила делятсяповедения, учится жизнивзаимодействовать могут с другими детскихдетьми именно[2].

В работе по формированию доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать хороводные игры, в ходе которых формируются дружеские связи; командные игры-соревнования, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно; подвижные  игры.

Организация совместной деятельности и педагогического процесса также оказывают влияние на формирование доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать сообща, самостоятельно, управляя своим поведением. Смирнова Е.О. считает, что главная цель воспитания доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие [6].

Таким образом, на формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы: доброжелательное  отношение педагога к детям и его оценка детских действий; групповые нормы поведения; совместная деятельность детей.

Литература

  1. Апресян, Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь [Текст] / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. Москва : Гардарики, 2001. – 321 с.
  2. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /  Под ред. А.В. Запорожца // Педагогика, 1986. – 169 с.  
  3. Ефимова, О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/642/ (дата обращения: 22.01.2019).
  4. Павленко Т., Рузская А., Почему они конфликтуют? [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – С. 27-34
  5. Саранская, О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» [Текст] /   Книголюб, 2008.  – 127 с.
  6. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. - № 24. – С. 11-14.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . – Р е ж и м доступа:http://svouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/891433.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра созвучна не только биологиче­ской природе ребенка, но и социальной, чрезвычайно рано возникаю­щей у него по...

Система игр, направленных на формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленная поэтапная система игр, авторами которой являются доктор психологических наук Е. О. Смирнова и кандидат психологических наук В.М. Холмогорова,  имеет главную цель: формирование общн...

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»

Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется лично...

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

В статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....