Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду» Воспитатель: Клементьева А.А.
консультация

Клементьева Антонида Алексеевна

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из самых действенных методов является исследовательская деятельность, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_20.12.19.god_.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду»

                                Воспитатель: Клементьева А.А.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из самых действенных методов является исследовательская деятельность, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Цель исследовательской технологии – сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления и развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т.д.

В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя. Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи технологии исследовательской деятельности.

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

Задачи технологии исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:

— быть интересной ребенку;

— быть доступной для изучения;

— должна принести реальную пользу участникам исследования;

— быть оригинальной;

— в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

— чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Девизом и для педагога, и для родителей должно стать изречение В. А. Сухомлинского: «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». Обучая других, обучаешься сам..

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого нужно использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

С детьми более старшего возраста необходимо организовать «мини-лаборатории», в которых собраны различные интересные предметы и постоянно дополняются новыми, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.

Какие трудности могут возникнуть у педагога при организации исследовательской деятельности детей?

--Большинство детей в ходе организованной исследовательской или экспериментальной деятельности проявляют интерес на начальных этапах исследования, а затем постепенно теряют заинтересованность и переключаются на другие виды деятельности;

--- Часто испытывают затруднения в применении практических навыков исследования, в оценке последствий своих действий;

-- Часть детей не могут обосновать свои ответы, сформулировать выводы, предположения, возникают проблемы в нахождении причинно-следственных связей;

-- Многие дети не могут определить цель и проблему того или иного исследования, не вносят предложения по его проведению, не видят решения проблемной ситуации.

Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужно правильно организовывать исследовательскую деятельность. Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей.

Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:

  • Обеспечение развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;
  • Тщательный подбор материала для обучения, для исследовательской и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;
  • Создание положительной эмоциональной атмосферы при организации исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха каждого ребёнка, на предотвращение «страха ошибки»;
  • Интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с различными образовательными областями    (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и логического мышления) и видами деятельности детей  (ознакомление с природой, игры, обучение, труд, творчество);
  • Активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций;
  • Регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения;
  • Базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы;
  • Активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей;
  • Полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;
  • Регулярная организация совместной деятельности детей и родителей: исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии, «Дни открытых дверей» и др.

Примеры заданий:

1. «Учимся задавать вопросы»:

Показать «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит). Задача - исследовать предмет и задать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.

Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т. п.

2. «Учимся выдвигать гипотезы»

На столе лежит конструктор «Макформерс».  Слова, которыми можно начать предположение: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр. Задача - исследовать конструктор, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»

3.«Учимся видеть проблемы»:

На столе картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Задача - рассмотреть картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Дети должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения (коробка в таком положении не может удержаться на столе).

Тем не менее, она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.

Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какой-то выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.

4. «Учимся делать умозаключения или сделай выбор!»:

Детям предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно! Предлагается выяснить, какого домашнего любимца предпочли бы завести в их семье, если нужно было бы выбирать между собакой, кошкой и птичкой. Или между кошкой, черепахой и рыбками. Пусть каждый проделает это самостоятельно!

Задача детей сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по- разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить, какая картинка является самой предпочитаемой.

Варьируя вопросы и картинки, можно научить детей проводить подобные исследования. Тем более, что им это нравится. По крайней мере, этап опроса.

5. «Наблюдение»:

Задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности

В результате проведенной работы в процессе исследовательской деятельности у детей развивается познавательная инициатива (любознательность, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, восприятие, мышление, речь в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений, повышается уровень познавательных способностей, идет расширение кругозора. А также у дошкольников развивается коммуникативные навыки.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Можно привлечь родителей к оснащению оборудования  уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Таким образом, мы пришли к выводу, что широкое использование  технологий исследовательской деятельности в образовательно-воспитательном процессе способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления....

Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»

Выступление на районном  методическом  объединении воспитателей ДОУ Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»...

Технология исследовательской деятельности в детском саду.

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Доклад «Технология исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захоте...

Доклад на тему: «Технологии исследовательской деятельности»

Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направ...