Модель организации образовательного пространства в современных условиях
консультация

Шакурова Елена Васильевна

Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель организации образовательного пространства в современных условиях

В        современном        российском        обществе        происходят        кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации        образовательной программы        дошкольного образования:

-        Программы        развития        российской        национальной        инновационной системы до 2020 г.;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.

Руководствуясь стратегическими ориентирами государства, общества в целом и претерпевающими изменениями Российской системы образования педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана Модель образовательного        учреждения,        что        же        включает        в        себя        понятие        – образовательное пространство.

В        ряде        исследований        понятие        «образовательное        пространство» определяется через понятие «среда» Так, например М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную     среду,        в     которой        происходит        становление        духовно-нравственной творческой личности ребенка.

Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной        ценностно-ориентированной        образовательной        деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

Цель:        создание        единого        образовательного        пространства        ДОУ        в современных условиях

Задачи:

- создание условий для организации деятельности современного развивающегося ДОУ

- организация деятельности ДОУ в инновационном режиме

- внесение изменений в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса

- осуществление образовательного процесса согласно предъявляемым требованиям к дошкольному образованию

Методологические и теоретические подходы:

- научные подходы к управлению (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.г. Афанасьев, А.В. Худоминский и др.);

- теории управления педагогическими системами (К.Ю. Белая, Т.М. Давыденко, Л.В. Поздняк, Н.А. Рогачева, И.В. Тимофеева и др.);

-        подходы        к        организации        педагогического        взаимодействия        с воспитанниками (Т.В. Антонова, Ю.К. Бабанский, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова и др.);

- к управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (К.Ю. Белая, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).

Принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:

- государственной политики в области образования – государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.;

- функционирования детского сада как открытой системы;

- формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;

- развивающего взаимодействия детей и взрослых;

- равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;

- управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;

- корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Участники образовательного пространства:

-        сотрудники        ДОУ        –        административно-управленческий        персонал; педагогический: 1 – старший воспитатель, 22 воспитателя, 2 учителя-логопеда, 3 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, руководитель ЛФК; медицинский: массажист, старшая мед.сестра и мед.сестра; и обслуживающий;

-        воспитанники        –        посещающие        группы        общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности;

- семьи воспитанников ДОУ (родители, законные представители); - социальные партнеры в области образования.

Основные блоки модели:

Блок 1 Административно  управленческий Содержание данного блока включает в себя:

- моделирование системы работы ДОУ (определение тенденций и перспектив развития – разработка концепции, модели выпускника, целевой комплексной программы развития ДОУ);

- кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности субъектов управления (распределение учебной нагрузки, расстановка кадров, определение в соответствии с нормативными документами должностных

обязанностей: руководство кружков, младшего обслуживающего персонала, разработка и система стимулирования);

- создание системы органов управления, руководство их деятельностью в соответствии с разграничениями функций между ними (проведение заседаний Родительского комитета, административных совещаний, Совет педагогов, общего собрания трудового коллектива);

- обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной защите работников ДОУ (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, техники безопасности; организация полноценного, сбалансированного питания;        оказание        социально-материальной        помощи        нуждающимся работникам,     санаторно-курортное        лечение;        продолжительность        рабочего времени – 7 часов и отпуска у воспитателей работающих на группах общеразвивающей направленности – 42 календарных дня, на группах компенсирующей и оздоровительной направленности – 56 календарных дня; контроль за выполнением Коллективного договора, соглашения по охране труда);

- материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ (сохранение и укрепление материально-технической базы; рациональность использования финансовых средств; разработка перспективного плана развития материально-технической базы; в ДОУ созданы благоприятные условия для профессиональной деятельности – у педагогов имеется свободный доступ к компьютерной техники);

- проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса (создание организационных, научно-методических условий для реализации новых        педагогических        технологий,        внедрения        парциальных        программ адекватных целям и задачам ДОУ);

- управление методической работой с педагогическими кадрами (создание условий для профессионального становления педагогических кадров).

Блок 2 Кадровый потенциал

Содержание данного блока включает в себя:

Современный педагог – это развивающийся педагог, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения повышают уровень образования (заочное обучение        в педагогическом        колледже        №        1        имени        А.С.        Макаренко; Новосибирском        педагогическом        университете,      филиале      московского государственного педагогического университета в городе Новосибирске); и

-        повышают        квалификацию        –        через        дистанционное        обучение организуемое образовательным учреждением «Педагогический университет «Первое сентября»» совместно с факультетом педагогического образования Московского государственного университета им. Михаила Васильевича Ломоносова;

- трое сотрудников нашего учреждения – старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед являются членами национальной ассоциации нейрореабилитологов

-        планирование        работы        (осуществление        годового        планирования, разработка в соответствии с нормативными документами, Уставом, годовым планом:      режима        и      графика      работы,        расписание      непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, правил внутреннего трудового распорядка, календарного планирования, взаимодействия с семьями воспитанников, физкультурно-оздоровительной работы и т.д.);

- информационное обеспечение управления ДОУ (сбор, обработка, организация        выхода        на        различные        уровни:        родители,        воспитанники, администрация,        внешняя     информация     и        сохранение     информации        с действующими потоками)

Блок 3 Научно-методическая служба – это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива        единомышленников,        развитие        творческого        потенциала, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Содержание данного блока включает в себя:

- взаимодействие с наукой (в современных тенденциях развития дошкольного образования педагогам помогает ориентироваться научный руководитель дошкольного учреждения -        Ольга Михайловна Ельцова, преподаватель кафедры теории и методики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки НИПКиПРО);

- оказание помощи в поисках эффективных методов работы с детьми (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых методических мероприятий – консультации, семинары, мастер-класс и т.п.);

- совершенствование педагогического мастерства (требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать        и        изучать        стремительно        происходящие        изменения        в профессиональной      отрасли,      но        и        владеть        новыми        современными педагогическими технологиями);

- обобщение, распространение передового опыта;

- профессиональную самореализацию, самовыражение личности педагога (создание профессиональных объединений в форме творческих и проблемных групп,        которые        занимаются        исследованием        определенной        проблемы. Логическим завершением и результатом работы таких групп является разработка практического материала, например – Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; участие в профессиональных конкурсах);

- повышение уровня адаптации начинающих педагогов к ДОУ (как показывает практика, в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: 1 – в

период подготовки и 2 – вхождения в профессию. На втором этапе когда педагоги приходят в наше дошкольное учреждение они получают поддержку от коллег и администрации, с ними проводятся индивидуальные беседы, молодого педагога представляют коллективу, проводиться анкетирование, тренинги, организуется наставничество и стажировка)

- осуществление профессиональной экспериментальной деятельности (ДОУ        является        экспериментальной        площадкой        Академии        повышения квалификации и переподготовки работников Министерства образования и науки Российской Федерации)

Блок 4 Нормативно-программно-методическое обеспечение

 Содержание данного блока заключается в:

-        создание        базы        нормативно-правовых        актов        обеспечивающих реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;

- разработке перспективно-тематического и календарного планирования, в основе которого лежит содержание приоритетных задач ДОУ, реализуемая программа, направленность группы, профессиональные интересы педагога);

- создание «пакетов» методических разработок, оформление картотеки игр, прогулок и т.д.;

-        осуществление        подписки        профессионально-педагогических периодических изданий;

- сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми наглядно-дидактическими пособиями

Блок 5 Организация и содержание образования Содержание данного блока включает в себя:

- качественную реализацию программ согласно направленностям групп Общеобразовательной        программы        дошкольного        образования        «От

рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой,

Образовательной системы «Школа 2100» Образовательной программы «Детский сад 2100» - программы дошкольного курса: Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», М.В. Корепанова, С.А.Козлова, О.В. Пронина «Моя математика», А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам», О.В. Чиндилова, А.В. Баденова «Наши книжки»;

Н.В.        Нищева        «Программа        коррекционно-развивающей        работы        в логопедической группе детского сада»,

Н.А. Круглова «Программа Приобщение воспитанников детского сада к истокам русской народной культуры»,

«Программа здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок»», авторы Н.А. Круглова, О.А. Быкова, Н.А. Богданова, научный консультант Нина Олеговна Герьянская доцент кафедрыохраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института        повышения        квалификации        и        переподготовки        работников образования;

-        взаимоотношения        между        детьми        и        взрослыми,        т.е.        стиля педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения

- режим пребывания ребенка в ДОУ;

- график работы педагогов, обеспечение связи между ними;

- обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

* социально-коммуникативное * познавательное

* речевое

* художественно-эстетическое * физическое

Блок 6 Материально-техническое оснащение Содержание данного блока включает в себя:

- обеспечение предметно-развивающей среды

-        максимальное        использование        возможностей        здания        ДОУ        для расширения образовательной среды дошкольников (наличие спортивного и музыкального залов, психологического и логопедического кабинетов, мини-музей «Изба», библиотека для педагогов, детей, семей воспитанников и т.д.);

- проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных, социально-психологических        особенностей        детей,        требований        СанПиНа, пожнадзора

Блок 7 Медико-психолого-педагогическая служба Содержание данного блока включает в себя:

- установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными организациями для оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;

-        обеспечение        психолго-педагогического        просвещения,        помощи родителям (законным представителям) воспитанников (работа консультативной психолого-педагогической службы);

- совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими усиленного внимания (гиперактивные, «трудные», одаренные);

- функционирование медико-психолого-педагогического консилиума Блок 8 Взаимодействие с семьями воспитанников

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Принципы:

*активности и сознательности (участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей);

*открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);

*сотрудничества (общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения);

*согласованного взаимодействия (возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания, взаимодополнение);

*воздействия на семью через ребенка (если жизнь в группе, ДОУ эмоционально насыщенна, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться впечатлениями с родителями).

Основные направления:

*организационно-посредническое        (вовлечение        в        образовательный процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах групп и ДОУ);

*информационно-просветительское        (обеспечение        информацией, индивидуально-педагогическая помощь)

*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность с детьми)

Формы взаимодействия:

* информационно-аналитические – опрос, анкетирование, беседы;

* наглядно-информационные – мини-библиотека, информационные листы, буклеты;

* познавательные – нетрадиционные формы организации и проведения родительских        собрания,        круглые        столы,        практикумы,        обучающие индивидуальные консультации;

* досуговые – праздники, развлечения, выставки, конкурсы

Этапы привлечения родителей воспитанников к деятельности ДОУ:

I этап – актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка

II этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги ДОУ

III этап – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу        которого        заложены        идеи        гуманизации        отношений,        приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход

Блок 9 Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам (необходимо предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг)

Распространенность партнерства

-        внутри        системы        образования        между        социальными        группами профессиональной общности (НИПКиПРО, педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко, НГПУ, ДОУ – округа, города, области, учреждения дополнительного образования и т.д.).

Совместно с НГПУ и педагогическим колледжем         1 им. А.С. Макаренко взаимодействие осуществляется с целью:

*обновления содержания подготовки педагогов дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования;

* формирование профессионально-компетентных педагогов ДО, готовых и способных на достаточном теоретическом и функциональном уровне решать задачи обновления ДО в соответствии ФГОС;

* подготовки квалифицированных кадров нового качественного уровня в соответствии с потребностями инновационного развития сферы образования;

* решение кадровых проблем в сфере дошкольного образования.

- работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (медицинские и спортивные учреждения, организации-партнеры в обеспечении охраны жизни и здоровья воспитанников)

Принципы партнерства: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов

Этапы взаимодействия: I этап подготовительный

Цель: определение целей и форм взаимодействия с объектами социума Содержание деятельности: анализ объектов социума для определения

установления социального партнерства, установление контактов, определение направлений взаимодействия, разработка «программ» сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

II этап практический

Цель:        реализация        программ        сотрудничества        с        организациями        и учреждениями социума

Содержание деятельности: формирование группы сотрудников ДОУ, заинтересованных в участие в работе с объектами социума, непосредственная реализация «проекта» взаимодействия

III этап заключительный

Цель: подведение итогов социального партнерства

Содержание деятельности: проведение анализа проделанной работы, определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества

-        «сетевое        педагогическое        сообщество»        (группа        субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность        средствами        информационно-коммуникативных     технологий. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.) – социальная сеть работников образования (nsportal.ru), общение посредствам электронной почты, web-конференции, форумов и чатов.

Концептуальные особенности работы в социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников):

*создание комфортной, «понимающей»        среды профессионального общения педагогов;

*возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных профессиональной деятельности работников образования;

*развитие,        а        иногда        и        создание        творческих        механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагогов социума;

*сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

*создание        механизмов        открытой        профессиональной        экспертизе профессионального опыта педагога;

*обеспечение        вхождения        российских        педагогов        и        детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ.

Проектируемый результат:

Целостная        структура        управления        образовательным        пространством. Мобильность решений.

Высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Модернизированное        воспитательно-образовательное        пространство        в

ДОУ.

Система нормативно-методической базы педагогического процесса. Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.

Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.

Активное включение семей воспитанников в образовательный процесс.

Организацию предметно-пространственной развивающей среды,

способствующей физическому развитию, расширению функциональных возможностей, наполнение окружающего пространства соответствующим оборудованием,        пособиями,        предметами,        игрушками        и        пр., обеспечивающими витальные и духовные потребности ребенка

Обеспечение эмоционального комфорта; соблюдение педагогических условий, оберегающих нервную систему детей, способствующих развитию их активности и удовлетворяющих потребности самовыражения и внутренней свободы, базального доверия к окружающему миру;

Формирование        духовно-нравственного        отношения        и        чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Модель организации образовательного пространства в современных условиях

Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...

Организация образовательного пространства современного ДОУ

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –  это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...