Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Усманова Ляйсан Рафаиловна

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud.litra_kak_sredstvo_vospitaniya_kultury_povedeniya.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель МАДОУ Ембаевского

детского сада «Родничок»

Тюменского муниципального района

Усманова Ляйсан Рафаиловна

Художественная литература как средство воспитания

культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Проблемой нашего исследования является использование художественной литературы для воспитания культуры поведения у дошкольников.

Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.

При исследовании была выдвинута гипотеза: при использовании художественной литературы уровень культуры поведения у детей повысится.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;
  2. Определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников;

В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем и детьми.

Мы взяли за основу определение «культуры поведения» данное С.В.Петериной. «Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности». В содержании культуры поведения дошкольников выделили следующие компоненты:

- культура деятельности;

- культура общения;

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

По С.В.Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.

Проанализировав методическую, педагогическую, психологическую, художественную литературу, мы выделили следующие качества, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: вежливость, уважительность, честность, совестливость, сострадательность, скромность, дружелюбие.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений.

В.Г.Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Педагог отбирает художественное произведение в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, уважительность нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным, что нужно уступать место взрослым, пропускать вперед девочек. Открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. Быть вежливым научат стихотворения А.Барто «Спасибо», «Как Вовка стал взрослым», С.Маршака «Ежели вы вежливы», рассказы А.В.Сухомлинского «Как ежиха приласкала своих детей», «Как зайчик грелся при луне», Е.Михаленко «В дороге».

Для закрепления представлений детей о необходимости взаимопомощи, быть настоящим другом, товарищем большую ценность представляют рассказы воспитателя о взаимоотношениях людей, об их моральных поступках. С этой целью используются конкретные случаи из жизни и, конечно, художественная литература. Рассказ Б.Житкова «На льдине», С.Сахарнова «Два радиста», С Баруздина «Морской кортик», И.Туричина «Человек заболел» уточняют представления детей о героизме, о взаимопомощи.

Именно сейчас надо воспитывать в ребенке отзывчивость и деликатность, заботливость, тактичность и сочувствие к знакомым и незнакомым людям, умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. Произведение В.Катаева «Цветик-семицветик», К Ушинского «Сила – не право», В.Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово» помогут пробудить в детях чувства доброго отношения к людям.

На примерах героев художественной литературы можно воспитывать в ребятах честность, смелость, правдивость. Порой дети путают эти качества и считают, что если сильный, то его все должны бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения Е.Пермяка «Самое страшное, Л.Н.Толстого «Белка и волк», «Два товарища», «Косточка», «Правду сказал», Л.Пантелеева «Трус», В.Осеевой «До первого дождя». После прочтения обязательно провести беседу с детьми, дать оценку поступкам героев, найти такие качества у ребят в группе, среди окружающих. Также можно прочитать рассказы Н. Носова «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы», Б.Заходера «Никто». На примере произведений татарского поэта Г.Тукая «Водяная» можно поговорить с детьми о том, что нельзя брать без разрешения чужое.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила "по справедливости", "по честному", рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей - в рассказе Л. Пантелеева "Честное слово", мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

Для детей, которые рассеянны, несобранны, можно прочитать произведение С.Маршака «Вот какой рассеянный». Л.Воронковой «Маша – растеряша», К.Чуковского «Мойдодыр». Слушая произведения, дети понимают, что неаккуратность, рассеянность, может поставить даже взрослого в смешные ситуации. «Вот такой рассеянный» становится любимой поговоркой ребят.

В настоящее время наблюдается процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому стоит проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания. Безусловно важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающим.

Восприятие формул и выражений комплимента организуется через чтение художественной литературы (например, рассказов и сказок отечественных и зарубежных авторов: Ю.Ермолаев «Лучший друг», Ш.Перро «Фея», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», И.Янчарский «Приключения мишки Ушастика»).

При чтении обращается внимание на способы выражения одобрения, используемые героями. Например, во время беседы по рассказу Ю.Ермолаева «Лучший друг» дети сами могут найти ответ на вопрос: «Почему Коля перестал сердиться на мальчиков, взявших его самокат?» Хорошие слова, услышанные Колей о себе, заставили его изменить свои намерения, он не захотел ссориться с мальчиками, отнимать у них самокат, а наоборот, предложил им покататься, ведь он «самый лучший друг», а другу не положено жадничать.

Семья оказывает сильное воздействие на формирование личности ребенка. Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они могут прочитать вместе. В некоторых случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например, если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном месте, можно посоветовать прочитать следующие произведения: А.Барто «Вовка добрая душа», В.Осеева «Три сына», Л.Толстой «Бабушка и внучка», «Косточка», «Честное слово».

Воспитание в детях уважения к старшим, к родному краю – тоже реализуются посредством художественной литературы. Произведения С.Баруздина «Страна, где мы живем», А Барто «Братишки», «Твой праздник», стихотворения С.Михалкова, П.Воронько, Г.Ладонщикова, Т.Боковой, В.Орловой, В Степанова, П.Синявского, З. Александровой, М.Исаковского, И.Шаферана - прекрасный пример детям. Здесь можно прочитать произведения татарского автора А.Еники «Родная земля».

С огромным удовольствием дети слушают рассказы про детский сад. Изображение жизни детей в детском саду можно найти в литературе советского периода. Это цикл рассказов С Баруздина «Светлана», Н.Калининой «Малыши». Ребенку важно помочь осознать правила, которые нужно соблюдать в детском саду. Об этом можно почитать рассказ О.Иваненко «Что Ромка ел?» А современные авторы Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазанова сформулировали основные правила в виде стихотворной сказки «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду». Вот некоторые названия стихотворений из их книги: «Во всем слушайся воспитателя», «Сначала подумай, потом сделай», «Помогай друзьям мириться», «Не ходи в мокрой одежде», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться ложкой и вилкой», «Помогай нянечке накрывать на стол», «После туалета обязательно мой руки», «Решай споры словами, а не кулаками», «Не дразнись и не обзывайся», «Собираясь на прогулку, одевайся побыстрее». Привлекательность книги еще и в том, что правила даны через сюжетные ситуации с различными зверюшками.

В детском саду ребенок столкнется с различными ситуациями. Познакомить с ними помогут произведения. Чаще всего в литературе описана ситуация детской жадности (В Осеева «Сторож», А Потапова «Мое», Олег Буцень «Жаднуля», Н.Калинина «Олина лопатка» и «Разве так играют».

Есть замечательные произведения, в которых можно рассмотреть проблему детской дружбы – настоящей и показной; умения выходить из конфликтной ситуации – рассказы О.Буценя «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил», С.Баруздина «Берегите свои косы», А Потаповой «Хорошие слова».

Рассказы Б.Житкова «Обвал», Олесь Донченко «Голубой винтик», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», В.Маяковского «Кем быть?» объединены общей темой уважения к труду взрослых. В этих рассказах дети знакомятся с людьми, которые преданы своему делу, обладают чувством долга, силой воли, заботливым отношением к окружающим.

Чтобы продолжить с детьми разговор о дружбе, о добре, о справедливости можно прочитать художественные произведения Л.Толстого «Лев и собачка», «Косточка», Е Пермяка «Надежный человек», В.Катаева «Цветик-семицветик», К.Ушинского «Сила – не право», Н.Носова «Фантазеры». Эти произведения способствуют формированию в детях чувства доброты, сочувствия, осуждают зло.

Для воспитания гуманного отношения к животным можно взять произведения Н.Гарина – Михайловского «Тема и Жучка», Г.Снегирева «Скворец», Л.Толстого «Птичка», рассказы Е. Чарушина «Волчишко», «Медвежонок», М.Пришвина «Золотой луг», В.Бианки «Лесные домишки», Г.Ибрагимова «Чубарый».

В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:

  1. Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;
  2. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;
  3. Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

Литература:

  1. Бархатова Воспитание культурного поведения. // Дошкольное воспитание. 1989, № 11.
  2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., 2000.
  3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Гомозова С. Использование художественного слова на занятиях. М., 2002.
  5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992
  6. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
  7. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.98-104
  8. Малетина М. Комплименты? Да! // Дошкольное воспитание. 1999, № 4. С. 19 – 25.
  9. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  10. Нравственное воспитание в детском саду / под редакцией В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М.,Просвещение, 1984.
  11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1986.
  12. «Растем вместе». – Журнал для воспитателей и родителей, пилотный выпуск. 2010.
  13. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.
  14. Щеболкова А. Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы. М., 2001.

Приложение 1

Рекомендуем следующую литературу для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Доброта, отзывчивость, чуткость, милосердие

  1. В.Катаев «Цветик – семицветик»
  2. К.Ушинский «Сила – не право»
  3. Н.Калинина «Помощники», «Про жука»
  4. В.Осеева «Хорошее»

Скромность, уступчивость

  1. А.Кузнецова «Поссорились»
  2. С.Маршак «Есть у меня товарищ Федя»
  3. Я.Тайц «Кубик на кубик»

Чувство дружбы, товарищества, справедливости

  1. К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь – скучно», «Сила – не право»
  2. Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Два товарища»
  3. Е.Пермяк «Надежный человек», «Страшная история»
  4. В.Катаев «Цветик – семицветик»
  5. Н.Носов «Фантазеры», «На горке»
  6. О.Буцень «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил»
  7. С.Баруздин «Берегите свои косы»
  8. В.Осеева «Синие листья», «До первого дождя»
  9. С.Михалков «Как друзья познаются»
  10. Е.Серова «Нехорошая история»

Искренность, правдивость

  1. Н.Носов «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы»
  2. Л.Н.Толстой «Косточка», «Правду сказал»
  3. Б.Заходер «Никто»
  4. Н.Саконская «Кто хитрей»
  5. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
  6. В.Голявкин «Спрятался»

Гражданские чувства, смелость, гордость

  1. Б.Житков «Почта»
  2. С.Сахарнов «Два радиста»
  3. С.Баруздин «Морской кортик»
  4. И.Туричина» «Человек заболел»

Гуманное отношение к животным

  1. Н.Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
  2. И.Тургенев «Муму»
  3. Г.Снегирев «Скворец»
  4. Л.Н.Толстой «Птичка»

Как нужно вести себя в детском саду

  1. Цикл рассказов С.Баруздина «Светлана»
  2. Цикл рассказов Н.Калининой «Малыши»
  3. Стихи З.Александровой «Новые ясли», «Катя в яслях»
  4. О.Высотская «Детский сад»
  5. Е.Тараховская «Тихий час»
  6. Н.Найденова «Ольга Павловна», «Наши полотенца»
  7. И.Гурина «Мой садик», «Школа малышат»
  8. О.Иваненко «Что Ромка ел?»
  9. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазанова «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду»
  10. Л.Воронкова «Маша – растеряша»

Любовь к Родине

  1. С.Баруздин «Страна, где мы живем»
  2. А Барто «Братишки», «Твой праздник»
  3. Стихотворения С.Михалкова, П.Воронько, Г.Ладонщикова, Т.Боковой, В.Орловой, В Степанова, П.Синявского, З. Александровой, М.Исаковского, И.Шаферана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной з...

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

Статья на тему: " Художественная литература как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста( на содержании сказок)

В статье анализируется характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста...