СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРАВА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

Цель:

 Расширить представления дошкольников об их правах

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «ПРАВА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ»

Цель:

 Расширить представления дошкольников об их правах

Задачи:

  1. закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
  2. способствовать развитию правовых представлений;
  3. учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас детей;
  4. воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, доброжелательность и контактность.

Ход образовательной деятельности.

 Коммуникативная игра: «Все здесь! "

Воспитатель:

«Утром солнце в небеса поднимается,

 Утром люди в домах просыпаются.

 И встречаясь утром в детском саду

 Вы и я – все мы видеть друг друга рады!

 И Вероника, и Ульяна здесь.

 Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь! »

 Воспитатель: «Мы маленькие дети,

 Имеем мы права.

 Ходить учиться в школу,

 Лечиться – к докторам.

Свободные, счастливые

 Должны мы быть всегда.

 Чтоб мы не знали горя,

 А нами гордилась страна»

Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек?

- Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка.

-Посмотрите, ребята, у меня есть  конверт. Посмотрим, что в нём?

(цифра 7, знак «+», буква Я)

-Что у нас получилось? Какое слово спряталось? Произнесём его. (Семья)

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю Я –

Получается – семья.

-Как вы думаете, что обозначает слово - семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)

-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

-  Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап? (дети называют мам и пап).

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Колокольчик наш звонит

Всем в кружочек встать велит.

Дидактическая игра «Назови родственников»

 я мама, а ты мне кто?

 я папа, а ты мне кто?

 я брат, а ты мне кто?

я сестра, а ты мне кто?

я бабушка, а ты мне кто?

я дедушка, а ты мне кто?

     я внучка, а ты мне кто?

я внук, а ты мне кто?

-Молодцы, хорошо.

-А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, папа, брат, дедушка.

-Мы с вами говорили о семье. У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье. Ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу. Запомнили, у каждого ребёнка есть право воспитываться в семье.

Семёны и Алины,

Андрюшки и Вероники –

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней

Правами своими,

Ведь с пелёнок человек

Получает имя.

Дети, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору относились очень внимательно. Древние люди считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя?

Ульяна – впечатлительная, ласковая, нежная…

Семён - добрый, мягкий и беззлобный

Вероника – добрая, щедрая, «несущая победу»

Андрей – мужественный, отважный

Алина – благородная….

-Дети, вот вам домашнее задание, узнать у родителей значение своего имени, и мы с вами завтра  об этом поговорим.

-Ребята, у всех детей есть право на имя. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя. Сразу после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении. В нём записано, что вы граждане своей страны, граждане – России. Здесь записаны ваша фамилия, имя, отчество, как зовут ваших родителей.

Игра «Ласковое имя»

(Дети в парах называют друг друга ласковыми именами) 

-Посмотрите на эту фотографию. Это было давно. Эту девочку ласково звали Светочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же о себе. Моя мама называет меня ласково Светочка, друзья Светик, а в саду меня называют Светлана Константиновна.

- И вас, когда вы вырастете, будут называть по имени отчеству. Отчество образуется от имени отца. Ребята, а хотите ненадолго стать взрослыми?

-Посмотрите, у меня есть волшебные ворота. Когда вы пройдёте в ворота вы станете взрослыми и ваше имя изменится, вас будут называть по имени отчеству. (Дети подходят к воротам, говорят своё имя, проходят в ворота и произносят своё полное имя)

-Следующее право с которым я хочу вас познакомить – это право на неприкосновенность жилища. У каждого человека должен быть дом или квартира, где он живёт со своей семьёй. Дом у человека был всегда, сначала пещера, потом люди научились строить себе жилище из дерева и камня. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха.

- Каждый ребёнок имеет право на свой дом.

Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).

- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?

-вытирай ноги, входя в дом;

- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;

- не пиши и не черти на стенах;

- не играй и не шуми на лестнице;

- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.

-Все эти права и многие другие записаны в книге о правах ребёнка. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка»

Вы сможете прочитать эту книгу, когда подрастёте, а ваши родители, конечно прочитали эту книгу. И дома с родителями можете поговорить о своих правах и обязанностях.

А, сейчас вспомним,  о каких правах мы с вами сегодня говорили:

Воспитатель загадывает загадки:

Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям.

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная …

(семья).

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Мы еще раз встретимся с этой книгой – конвенцией о правах ребенка - и она познакомит нас с другими правами.

Детям вручаются медали «Мы знаем наши права», раскраски по правам детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

16.01.2013 Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения»

Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста  «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»   Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения....

Сценарий спортивного праздника, для детей старшего дошкольного возраста «Правила движения — достойны уважения».

Цель: Формировать у детей представления о правилах дорожного движения.Действующие лица: Ведущий, Незнайка, Светофор, Водяной, Баба Яга, Пират, Инспектор ГИБДДВедущий: Здравствуйте , ребята...

Сценарий игрового праздника для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения"

Праздник в игровой форме помогает   закрепить знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках; о работе светофора; закрепить навыки выполнения правил дорожного движения....

Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено»

Сценарий развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено»...

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения"

Закрепление знаний правил дорожного движения. Формирование представления безопасного поведения на улицах города....

Занятие по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения в Городе Будущего», с использованием теории решения изобретательных задач

Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с ...

Презентация к занятию для детей старшего дошкольного возраста "Правила безопасности на льду в осенне-зимний период"

Правила безопасного поведения на льду.Что делать если человек провалился под лёд?...