Технология «Обучение дошкольников элементам грамоты»
учебно-методический материал

Матвеенко Наталья Михайловна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Обучение дошкольников элементам грамоты»                                   Е.В. Колесникова

        Актуальность использования технологии.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Деятельность педагога с детьми  по обучению грамоте дополняет деятельность  по развитию речи, расширяет развивающие задачи, приводит к системности и последовательности знаний, получаемых детьми.

Цель использования технологии: развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма

Формы работы.

Работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий.

                                                         

Режим деятельности педагога с детьми

Возраст детей

Срок реализации технологии

Количество занятий

Продолжительность

Итог

5-7 лет

2 года

1 раз в неделю

30 минут

64  занятия

        

Структура деятельности педагога с детьми подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемые результаты.

Дети:

-знают буквы русского алфавита;

-умеют писать буквы в клетке;

-понимают и используют в речи термины «звук» и «буква»;

-определяют место звука в слове;

-умеют различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-умеют пользоваться графическим обозначением звуков, писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

-определяют ударный слог, ударную гласную  и обозначают соответствующим значком;

-проводят звуковой анализ слов;

-читают слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

-правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-умеют составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Содержание работы.

Старшая группа  (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа: звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к  самостоятельному чтению.

 – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению:  слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Диагностика.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Ф И ребенка

-Знание букв русского алфавита,  написание букв.

Развитие звуковой культуры (определение места звука в слове, проведение звукового анализа слов)

Развитие фонематического слуха (различение гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих звуков)

Развитие звуко-буквенного анализа (умение соотносить звук и букву)

Использование терминов «слог», «слово», предложение».

Умение писать слова, предложения  условными обозначениями, буквами.

-Чтение слогов, слов, предложений.

Умение составлять предложение из 2-ух, 3-х слов и анализировать его

Итоговый показатель

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Старшая группа

Подготовительная группа

Высокий уровень – ребенок безошибочно и правильно выполняет задание.

Средний уровень  – ребенок затрудняется выполнить  задание, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные вопросы.

Низкий уровень – ребенок не может выполнить задание,  допускает много ошибок, не устанавливает причинно - следственные связи, не может обосновать свой ответ.

Список литературы:

1. Е.В. Колесникова Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 5-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я начинаю читать».

2. Е.В. Колесникова Рабочие тетради для детей:

-  «От А до Я»;

-  «Я начинаю читать».

3. Дополнительный материал:

Е.В. Колесникова «Запоминаю буквы»;

Е.В. Колесникова «Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

Е.В. Колесникова «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

Е.В. Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

Е.В. Колесникова «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

Е.В. Колесникова «Я уже читаю».

Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» «Ювента», Москва, 2014 г.

Е.В. Колесникова «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет», «Ювента», Москва, 2016 г.

Е.В. Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. «Ювента», Москва, 2012 г.

     Е.В. Колесникова «Я начинаю читать» » рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. «Ювента», Москва, 2016 г.

Е.В. Колесникова «Звуки и буквы», учебно - методическое пособие к демонстрационному материалу, «Ювента», Москва, 2013 г.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В    СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения. Почему сначала звуки, а потом буквы?

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в словеУмение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

         Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким

речевым характеристикам, как:

  • развитый речевой  слух
  • четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает    правильное проговаривание)
  • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
  • выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:

согласный – синий  гласные звуки - красный цвет

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

                           

                                                     Игры на

развитие правильной

артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха

  • «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)

  • «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).

  • «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.
  • «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. Д
  •  «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
  • «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
  • «Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
  • «Придумать слова на заданный звук».

           Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и)                    – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

 Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  • «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  • Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  • Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Матвеенко Н.М.

Мастер – класс для родителей

Задачи: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте; активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

I.Вводная часть.

1. Беседа логопеда с родителями.

2. Активизация внимания родителей.

Игра"Да –нет"

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим

высказыванием и "нет", если не согласны.

Скажите громко и хором:

-Деток своих все вы любите? (да)

-С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

-Я вас понимаю. Как быть?

-Проблемы деток решать нужно нам? (да)

-Дайте мне тогда ответ, активными все будем? (да)

II. Информационная часть.

Сегодня мы поговорим о том, как готовить дошкольника к обучению грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений.

Излагать свои мысли, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть

правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп

(свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать,

различать и дифференцировать звуки;

-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие;

-умение работать со схемой слова, предложения.

Звуки бывают: гласные, согласные.

Гласные звуки–это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки поем. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.

Согласные звуки -это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают -губы, зубы, язык. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" -твёрдый согласный звук [р]. Звуки на письме обозначаем буквами.

Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка,

но при этом должны знать:

Чем звуки отличаются от букв?

Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем.

Показывая буквы, надо произносить неофициальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает, например, звук [р] мы произносим отрывисто: р! и букву р необходимо называть так же: р! Ни в коем случае ЭР или РЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: гласные, согласные.

Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово.

Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово.

Игра «Определи последний звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове.

Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.

Игра «Прятки со звуками»

Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Р. (Показ картин)

Звуковой анализ слов.

Сложно даётся детям звуковой анализ слова–это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова –это последовательность графических символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом

звуков в слове и их характеристика.

Например: ДОМ

1)Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

2)Выделяем голосом первый звук Д –ом: Д –согл, тв. звук

3)Выделяем голосом второй звук д –ОО –м: О –гласн. звук

4)Выделяем голосом третий звук до-ММ: М –согл, тв. звук

В слове ДОМ 3 звука –2 согл. и 1 гласн.

Слоги и слова.

Слоги–это части слова.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать,

ладонь руки, находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов (правило). Обозначение –полоска, разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Игра «Найди вагончик» (деление слов на слоги). (Картинка поезда)

У каждого вагончика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой вагончик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего вагончика.

-Скажите, что складывают из букв? (слова)

-Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

-Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Зима»

На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.

Нашу встречу мне хочется закончить словами:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

III. Заключительная часть.

Не забывайте, что детство –это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаю успехов вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей».

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.

 Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов.     Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

Для вас родители!

« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»

Задания по развитию мелкой моторики могут

быть включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок;
  • разбор круп и так далее.

Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится

Папка – передвижка.

   « Поиграйте со своим ребенком»

Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

 Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.

 Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

 Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

 Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.

 Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

- собрать пирамиду из 5 колец;

- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

- собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с корзиной и шариками

Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

  • протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
  • протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
  • выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.


Игротека для родителей    

1. Отгадай

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

 наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2.  Опознание предмета  на ощупь с закрытыми глазами  поочередно правой и левой рукой.
 3. Лепка из пластилина геометрических фигур.

 
4. «Хлопки пальцами»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 
 
5. «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

6.Перекатывание  карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно  поочередно каждой рукой.


 7. Разноцветные снежинки (возраст - 4 года).Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была прочная.  Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

                                            
8. Повтори движение 
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру  (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить фигуру. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя  упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

                            9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму,  то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

                   

                        11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

  Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

                Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы ит.д. 

                              Игры между делом на кухне.
          

1.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник. 

         2.  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят. 


      

  3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам. 
И, в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?

4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

                       Месим, месим тесто,
                      Есть в печи место.
                     Будут-будут из печи
                     Булочки и калачи. 


           5.  Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

            6. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

              7. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - 
лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

           Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
          Мы любим забавы холодной зим.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
          8.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 

            Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 

           9. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!


            10. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

            

11. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку. 

            12. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
           

 13. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех. 

             14. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

15.  Игры - шнуровки Марии Монтессори:

 развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
            развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
            формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
            способствуют развитию речи ;
            развивают творческие способности.


Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

   Рекомендации для родителей.

                                 ( информация на стенд)          

       Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

¬ поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

¬  упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

¬  перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

¬ пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями

             Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

             Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
            Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

¬ катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

¬ разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

¬ сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

¬ нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

¬  завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

¬  застегивать (расстёгивать) пуговицы;

¬  играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

¬ выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

¬  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

¬  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

¬  резать  (вырезать)  ножницами;

¬  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

¬ выполнять аппликации.

     

 Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

¬ перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

¬  уход за срезанными и живыми цветами;  

¬ водные процедуры,  переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья  (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание,  намыливание,  перетирание,  полоскание,   отжимание));

¬  разбор круп и т.д.

¬ выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

¬  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

¬  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

¬  резать  (вырезать)  ножницами;

¬  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

¬ выполнять аппликации.

   

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

  

                                Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • развитие внимания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • самостоятельные действия ребенка.

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик, малышок,
Постучался о порог. 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая  и левая водят поезда, 
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать, 
Правая и левая могут громко хлопать. 
За окошком ходит ночь, 
Руки так устали... 
Правая  и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

                                  Теневой театр.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

Материалы:

  • настольная лампа.

Методы обучения:

  • показ действий,
  • действие руками ребенка.

Предлагаемые фигуры:

"Дерево":  поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

"Зайчик":  сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

"Коза":  пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ход



Предварительный просмотр:

Картотека физминуток

для занятий по подготовке к обучению грамоте

Выполнила: воспитатель Матвеенко Н. М.

Основные задачи физкультминуток:

• снять усталость и напряжение;

• внести эмоциональный заряд;

• совершенствовать общую моторику;

• выработать четкую координацию речи и движений;

• закрепить изучаемый на занятии звук.

При планировании физкультминуток необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Ритмичные движения благотворно влияют на настроение детей. Вот почему и предлагаются различные формы физкультминуток. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий. Физкультминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети жестами, мимикой и движениями изображают состояние разных животных.

Звуки С, 3, Ш, Ж

Волшебник

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

Звуки С-З

Светофор

Педагог изображает светофор, держа в руках красный, желтый и зеленый круги.

Дети имитируют езду на автомобиле в соответствии с «показаниями» светофора.

Заучи закон простой:

Красный - ясно, путь опасный!

Желтый – тоже подожди!

А зеленый впереди - проходи!

Звуки Р-Рь

Вороны

Проговаривание стихотворения с имитацией движений.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

Звук Ч

Дети сопровождают стихи имитацией всех движений.

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Чижик

Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга.

Чижик в клеточке сидел.

Чижик печально песню пел:

- Миленькие деточки,

Откройте мою клеточку.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на воле жить хочу,

Дети клетку открывают,

Чижа на волю выпускают.

Звуки П-Пь

Зайчата

Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

Звуки П-Пь, Т-Ть

Считалка

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!


Звуки Т, Ль

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Звуки К-Кь, Ч-Ть

Кузнечики

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгать на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

Звуки К-Х

Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Звук Сь

Утро

Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Просыпайся!

Поднимайся!

Умывайся!

Обливайся!

Вытирайся!

Одевайся!

Собирайся!

И прощайся!

- Просыпаюсь!

- Поднимаюсь!

- Умываюсь!

- Обливаюсь!

- Вытираюсь!

- Одеваюсь!

- Собираюсь!

-Я прощаюсь!

Звук Н

Ножки

Хлопаем в ладошки –

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест - опускайся

И команды дожидайся!

А когда скажу: «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

Звуки Л-Ль

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.


Звуки Ш-Ж

Жук

Я нашла себе жука

на большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Звуки Л-Ль, Р

Лягушки

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям – физкульт - привет!

Звук Р

Дети имитируют движения по тексту.

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

Звуки Т-Ть, К-Кь

Ток, ток, ток - взяли в руки молоток

Ток, ток, ток - бьет по шляпке молоток

Ту, ту, ту - дам сметану я коту

То, то, то - надеваем мы пальто

Ит, ит, ит - плывет огромный кит

Лет, лет, лет - приземлился самолет

Тики-так, тики-так

Так ходики стучат. (Наклоны головы вправо-влево)

Тики-так, тики-так

Так колеса стучат. (Поочеред-но руками выписывать круги)

Токи-ток, токи-ток

Так стучит молоток. (Стучать кулачками)

Туки-ток, туки-ток

Так стучит каблучок. (Стучать каблучками)

Звуки С-3

Зайцы

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а педагог - хозяйку.

-Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)

- А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать!!!


Звуки С-Ш,3-Ж

Сороконожка

Дети встают друг за другом и прыгают по кругу на правой ноге, затем в обратном направлении - на левой:

Старушка шила сапожки,

Сапожки для сороконожки.

Рассеянная старушка

Взяла иголку, катушку.

Старушка шила, спешила

И вот о чем позабыла:

На правые, левые ножки

Разные шьют сапожки.

Сшила для правых ножек

Старушка все сорок сапожек.

Бедная сороконожка

Скачет на правых ножках,

Ждет, чтобы сшила сапожки

Старушка на левые ножки.

Звуки С-3

Зайчата и лиса

По числу играющих ставятся стульчики или чертятся домики. Дети-зайчики стоят у своих домиков. Один из играющих - лиса. Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы лисоньке,

Лисоньке попасть!

Зайки выбегают из домиков и скачут на обеих ногах.

Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Слова воспитателя:

Зайки, ушки навострите,

Влево, вправо посмотрите

-Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам. Увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, разбегаются к домикам. Лиса ловит зайцев.


Звук С

Стойкий оловянный солдатик

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди, да смотри не упади.

А теперь постой на левой

- если ты солдатик смелый.

Звуки С-З

Зарядка

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот!

Покружимся. Повернемся!

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались, Повернулись... разбежались!!!


Звуки Р-Л

Муха

Ох! Ох! Что за гром! Удивляются, прижимают руки к щекам.

Муха строит новый дом. В правой лапке молоток Ими-тируют удары молотком правой рукой..

Цок! цок! цок!

В правой лапке - пила. Имитируют распиливание бревна левой рукой.

Вжик - ла! Вжик - ла!

Звук X

Хомка-хомячок

Дети имитируют все действия хомяка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Звук Г

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается.

Звуки С-3

Зайка

Проговаривание слов с имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапками вверх, лапками вниз.

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Звук Ж

Медвежата

Дети имитируют игру медвежат.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]»

ТемаЗвуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д» - «Т».

Цели:

Образовательные:

Познакомить со звуками «Д-ДЬ»«Т-ТЬ».

Познакомить с буквами Д-Т как звонкими и глухими согласными.

Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков «Д-Дь»«Т-Ть».

Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно.

Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий и зеленый квадраты.

Продолжать учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.

Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

Развивающие:

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети из коробочки достают картинки.

Педагог: Назовите первый звук в названии предмета, изображенного на картинке и садитесь.

Дети: Горох- «г», кот- «к», кит- «кь», гиря- «гь», гараж- «г», кубик- «к», кепка- «кь», герб- «гь», конфета- «к», газета – «г».

Педагог: Какие звуки называли?

Дети«К»«КЬ»«Г»«ГЬ».

Педагог: Чем отличаются звуки «Д» от «Т»?

ДетиЗвук «Д» - звонкий, «Т» - глухой.

2. Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ».

Педагог: Назовите предметы. Какой первый звук услышали в словах?

Дети: Дятел – «дь», дудка – «д».

Педагог: Назовите предметы. Есть ли звук «т» в словах?

Дети: Утка, клетка. Да, есть звук «т».

Педагог: Произнесите звуки «Д» - «Т». Подложите ладошку к горлышку. Сравните звуки.

Дети«Д» - звонкий согласный, «Т» - глухой согласный.

Педагог: Что одинаково?

Дети: Одинаковое положения рта.

3. Игра «Загадки и отгадки».

Педагог: Отгадайте загадки и обведите отгадки в тетради.

Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Дети: Тыква.

Педагог: Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дети: Дуб.

4. Игра «Узнай, какой звук».

Педагог: Назовите слова во 2 задании со звуками «Д-ДЬ».

Дети: Удочка, диван.

Педагог: Нарисовать на схеме звуки, используя условные обозначения.

Дети: Удочка - синий квадрат в середине прямоугольника. Диван – зеленый квадрат в начале прямоугольника.

Педагог: Назовите слова со звуками «Т-ТЬ». Нарисовать на схеме звуки.

Дети: Ракета – синий квадрат в середине прямоугольника. Тигр - зеленый квадрат в начале прямоугольника.

5. Игра «Слоговые домики».

ПедагогЗвуки мы можем записать? Почему?

Дети: Нет, звуки мы говорим и слышим.

ПедагогЗвуки обозначили знаком-буквой. Букву мы видим и пишем.

Сегодня мы познакомимся с буквами «Д» и «Т».

Посмотрите на правый верхний угол в тетради.

Буква Д нам всем знакома –

Ведь она как крыша дома.

Напечатать букву Д и прочитать слоги.

Одинаково ли звучит звук «Д» в слогах?

Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Д», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ДЬ».

Педагог: Посмотрите теперь на шуточное изображение буквы «Т».

Пугало на огороде

Птиц пугает день и ночь,

Широко расставив руки,

Ну, как буква Т точь-в-точь.

Напечатать букву Т и прочитать слоги.

Одинаково ли звучит звук «Т» в слогах?

Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Т», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ТЬ».

6. Физкультминутка. С шестигранными карандашами.

Подъемный кран.

Карандашик поднимаю, ….Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают

Крепко пальчиками сжимаю…. его большим и указательным пальцами, затем большим и

…средним, затем большим и безымянным, затем большим и …мизинцем левой руки. Затем меняют руки.

7. «Составь и запиши схему предложения».

Педагог: Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении?

Дети: Котенок лакает молоко. 3 слова в предложении.

Педагог: Назовите первое, второе, третье слова.

Дети: Первое-котенок, второе -лакает, третье-молоко.

Педагог: Давайте составим схему предложения. Сколько будет прямоугольников?

Дети: 3.

Педагог: Почему?

Дети: В предложении 3 слова.

Педагог: Первый прямоугольник с трубой нарисуем, потому что предложение начинается с большой буквы. Что поставим в конце предложения?

Дети: Точку.

Педагог: Определите ударный слог и ударную гласную в каждом слове и обозначить знаком ударение.

Дети: Котёнок -тё, ударение на «ё», лакает –ка, ударение на «к», молоко –ко, ударение на «о».

8. Самоконтроль по зрительному образцу.

Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.

Педагог: Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников элементам грамоты (2014 г.)

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу по...

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Папка - передвижка "Обучение дошкольников элементам грамоты"

Папка - передвижка для родительского уголка ДОУ, поможет родителям дошкольников с ОВЗ при работе с детьми по грамоте....

Семинар-практикум для воспитателей."Обучение дошкольников элементам грамоты".

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей  к обучению грамоте....

Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты

Актуальность проектаС первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сох...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель консультации: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....