«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
методическая разработка (младшая группа)

Лаврентьева Елена Геннадьевна
 
 
Актуальность.
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. 
Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении  не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.  
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. 
Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. 
Фольклор для детей - разновидность  фольклористики  и    раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: 
- Воспитание звуковой культуры речи.  
- Обогащение словаря. 
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
 Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.
Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяют в дальнейшем овладеть связной речью. Малые фольклорные жанры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. 
Немаловажным остается тот факт, что детский фольклор поможет облегчить степень адаптации детей к условиям детского сада. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Таким образом, я  поставила перед собой следующую  цель :
Развивать активную речь детей второй группы раннего возраста средствами  малых фольклорных форм.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров.
 
 
Сроки Формы работы
Практические выходы
С детьми             (1) С родителями (2) С педагогами (3)
Сентябрь Чтение малых форм фольклора, беседа по их содержанию Привлечение родителей к пополнению уголка книг  малыми фольклорными формами
«Знакомьте детей с народным фольклором » Привлечение педагогов к пополнению уголка книг  малыми фольклорными формами Выставка художественной литературы по данной теме  (2,3)
 
Консультация
 ( 2)
Октябрь Знакомство детей с помощью потешек с понятиями добра и зла «Родители-книги-ребёнок» «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора» Памятка
( 2)
Консультация 
( 3)
Ноябрь Диагностирование детей в начале учебного года «Любимые потешки, пестушки» Выставка творческих работ «Любимые потешки»
Декабрь «Курочка ряба» пальчиковый театр «Фольклор в вашей семье» НОД «Курочка ряба» пальчиковый театр Открытый просмотр НОД(1,3)
Родительское собрание (2)
Январь Мини-викторина по колыбельным песням «Баю-баюшки-баю»(Как укладывать ребёнка спать?) «Воспитание колыбельными песнями» Мини-викторина(1)
Консультация
(2,3)
Февраль «Мой любимый герой из потешек» «Мой любимый герой из потешек» Выставка детских работ«Мой любимый герой из потешек»(1)
Семейный рисунок(2)
Консультация (2)
Март «Колыбельные песни» «Какие колыбельные поём детям?» Мини-викторина(1)
Памятка(2)
Апрель Изготовление волшебных предметов из пестушек в творческой мастерской «Пойте детям правильные колыбельные» Выставка поделок «Волшебные помощники»(1)
Папка передвижка(2)
Май Диагностирование детей в конце учебного года Отчёт проделанной работе за учебный год

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

Актуальность.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении  не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.  

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.

Фольклор для детей - разновидность  фольклористики  и    раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: 
- Воспитание звуковой культуры речи. 

- Обогащение словаря.

- Формирование грамматического строя речи.

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

 Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяют в дальнейшем овладеть связной речью. Малые фольклорные жанры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Немаловажным остается тот факт, что детский фольклор поможет облегчить степень адаптации детей к условиям детского сада. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Таким образом, я  поставила перед собой следующую  цель :

Развивать активную речь детей второй группы раннего возраста средствами  малых фольклорных форм.

А для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров.

Сроки

Формы работы

Практические выходы

С детьми             (1)

С родителями (2)

С педагогами (3)

Сентябрь

Чтение малых форм фольклора, беседа по их содержанию

Привлечение родителей к пополнению уголка книг  малыми фольклорными формами

«Знакомьте детей с народным фольклором »

Привлечение педагогов к пополнению уголка книг  малыми фольклорными формами

Выставка художественной литературы по данной теме  (2,3)

Консультация

 ( 2)

Октябрь

Знакомство детей с помощью потешек с понятиями добра и зла

«Родители-книги-ребёнок»

«Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»

Памятка

( 2)

Консультация

( 3)

Ноябрь

Диагностирование детей в начале учебного года

«Любимые потешки, пестушки»

Выставка творческих работ «Любимые потешки»

Декабрь

«Курочка ряба» пальчиковый театр

«Фольклор в вашей семье»

НОД «Курочка ряба» пальчиковый театр

Открытый просмотр НОД(1,3)

Родительское собрание (2)

Январь

Мини-викторина по колыбельным песням

«Баю-баюшки-баю»(Как укладывать ребёнка спать?)

«Воспитание колыбельными песнями»

Мини-викторина(1)

Консультация

(2,3)

Февраль

«Мой любимый герой из потешек»

 «Мой любимый герой из потешек»

Выставка детских работ«Мой любимый герой из потешек»(1)

Семейный рисунок(2)

Консультация (2)

Март

«Колыбельные песни»

«Какие колыбельные поём детям?»

Мини-викторина(1)

Памятка(2)

Апрель

Изготовление волшебных предметов из пестушек в творческой мастерской

«Пойте детям правильные колыбельные»

Выставка поделок «Волшебные помощники»(1)

Папка передвижка(2)

Май

Диагностирование детей в конце учебного года

Отчёт проделанной работе за учебный год

Обоснование отбора фольклорного материала для детей раннего возраста

Для работы с детьми я отобрала потешки, пестушки и колыбельные, которые, с одной стороны способствуют речевому развитию (экспрессивному, лексическому, коммуникативному), ориентированы на зону ближайшего развития детей, с учетом их актуального развития, а с другой стороны могут быть использованы в режимных моментах.

Ожидаемые результаты для детей:

  •  сформируется готовность у детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
  • у детей повысится интерес знакомиться с жанрами малых фольклорных форм, сформируется смысловое и художественное восприятия.
  • у детей сформируется навыки инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.
  • у детей повысится интерес заучивать произведения малых фольклорных жанров, разовьется выразительность речи.
  • у детей разовьется общая и мелкая моторика, произвольность и регуляция поведения.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • работа над темой самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии речи у детей раннего возраста, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы.

Список использованной литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.

М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.

2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.

12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок»

с. Красноармейское  Красноармейского района

Чувашской Республики

План по самообразованию воспитателя

второй группы раннего возраста «Колобок»

на 2019-2020 учебный год по теме:

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

Подготовила воспитатель: Лаврентьева Елена Геннадьевна

Педагогический стаж работы: 15 лет

Начало работы: 02.09.2019 г.

Окончание работы: 22.05.2020 г.

с. Красноармейское, 2019 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

План самообразования воспитателя первой младшей группы на 2019-2020г.г....

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров литературы

В последнее время особенно острой является проблема формирования активной речи детей раннего возраста. Малые фольклорные жанры литературы, включённые в каждый режимный момент жизни малыша, могут весьм...