Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
консультация

Коньшина Мария Сергеевна

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это  подготовка  ребенка  к  жизни,  к  участию  в  общественно-полезном  труде,  к  удовлетворению  физических  и  духовных    потребностей,  формирование  активной  целеустремленной  личности.

Дошкольный  возраст является   фундаментом  трудового  воспитания  ребенка.  Именно  в  этом  жизненном  периоде  малыш  впервые  начинает  испытывать  потребность  в  самостоятельной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_razvitiya_trudovoy_deyatelnosti.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»

Доклад на педагогическом совете

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Подготовила:

 Воспитатель Коньшина М.С.

Подольск,  2019

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

В.А. Сухомлинский

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это  подготовка  ребенка  к  жизни,  к  участию  в  общественно-полезном  труде,  к  удовлетворению  физических  и  духовных    потребностей,  формирование  активной  целеустремленной  личности.

Дошкольный  возраст является   фундаментом  трудового  воспитания  ребенка.  Именно  в  этом  жизненном  периоде  малыш  впервые  начинает  испытывать  потребность  в  самостоятельной  деятельности.

Вопрос    о  качестве  трудового  воспитания  детей   в  детском   саду   на  современном  этапе  встает  с  особой  остротой,  т.к.   трудовому  воспитанию  в  дошкольных  учреждениях   уделяется  слишком  мало  внимания,  трудовая  деятельность  детей   становится  все  более  эпизодичной,  не  организуется  педагогами   на  требуемом  уровне, а  поэтому  не приносит  детям  должного  удовлетворения.

Ещё  одним  немаловажным  аспектом  в  данном  направлении  является   заказ  родителей  на   развитие  интеллектуальных  способностей  ребенка.  Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для   воспитания стремления самосовершенствоваться.

Значительным  фактором  не  эффективной  работы  воспитателей   по  данному  вопросу  является   мизерное число  пособий, выпускаемое  в  настоящее  время  по  данному  вопросу,  а, следовательно, педагоги  не  имеют  возможности  познакомиться  с  рекомендациями по  организации  трудового  воспитания.  

Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.

Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

Трудовая деятельность

Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов)

Игра

Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий.

Простейшие трудовые действия

Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий

Наблюдение, игра, художественная литература, беседы

Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности

Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:

  1. Предусмотреть, как будет организован труд детей.
  2. Определить эффективные формы трудовой деятельности.
  3. По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
  4. Подготовить необходимое оборудование.
  5. Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
  6. Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.

Низкий  уровень  самостоятельности  детей   дошкольного  возраста  в  трудовой  деятельности  обусловлен    трудностями, которые  встречают  воспитатели  при  организации  трудового  процесса:

-  учебно-дисциплинарная  модель  взаимодействия  педагога и ребенка  во  время  трудовой  деятельности;

-  воспитатели  не в полной  мере    владеют  умением  строить  трудовую деятельность, развивающую  самостоятельность  ребенка,  творчество  и проявление  его  индивидуальности;

-  трудовая  деятельность  детей  носит  искусственный  характер, т.к.  содержание  труда  не  всегда  интересно для  детей,  ребенок не  видит  его  значимости.

-  дети  не  испытывают  положительных  эмоций  от  труда.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Организация  труда – дело  хлопотное для  педагога. Но в труде  даже  самые  непослушные,  неуверенные  дети становятся целеустремленными, активными, организованными.

Правильно  организованный  труд  привлекает  дошкольников, позволяет  им  осознать  свои  возможности,  позволяет  им  осознать  свои  возможности,  испытывать  радость от  достигнутых  результатов.

Для  повышения  уровня  самостоятельности  детей  и   повышения  эффективности   организации   трудового  воспитания  хочу  предоставить в помощь  таблицу,  которая    даст  возможность  предвидеть  некоторые трудности  в  стадии  планирования  трудового  процесса.

Трудности  в организации  трудовой  деятельности  детей  дошкольников.

Затруднения

Пути решения затруднений

Приемы решений затруднений

Мотивация трудовой деятельности

1. Интерес к процессу  действий

- вызвать:

  • интерес  детей  при помощи  действующих  героев;
  • создание  проблемных  ситуаций;
  • желание  оказать  помощь или  научить  кого-либо трудовому  процессу.

2. Осознание  смысла, общественной  важности  труда

- показ  важности  и  необходимости  результата  труда.

3. Интерес к будущему  результату

- значимый  для  ребенка  результат.

4. Интерес  к  овладению  новыми  навыками

- интересно организованный  процесс, с помощью  привлекательного  оборудования  или  осознания  значимости  для ребенка  данных  навыков

5. Соучастие в труде совместно со взрослыми

-  субъект  субъектные  отношения (положительные  эмоции во  время  трудовых  действий, от  делового  общения  во  время  труда;

6. Осознание  своих  обязанностей

- совместный  труд  последовательно  распределенный,  ведущий  к  общему  результату, а  качество  результата  зависит  от  каждого  этапа (участника).

Соблюдение правил техники безопасности

  1. Объяснение  целесообразности  данных правил  техники  безопасности.

-  объяснение   необходимости  выполнения  данных  правил  техники  безопасности,  возможные  неприятные  результаты  при  их невыполнении.

  1. Разработка  и изготовление знаков  по технике  безопасности.

- совместная  деятельность  с  детьми, их  творчество  в  данных  вопросах.

Подготовка оборудования

  1. Необходимое  количество  для  данного  трудового  процесса  и  числа  детей, принимающих  участие  в  трудовой  деятельности.

-  достаточное  количество  подготовленного  оборудования  позволяет  избежать  конфликтных  ситуаций  во  время  трудовой  деятельности.

  1. Оборудование  удобное и привлекательное  для  детей;

-    адаптированное к детской руке,  травмобезопасное.

  1. Привлекательное для ребенка

- яркое, интересное,  вызывающее  желание  «поиграть»  и  потрудиться.

  1. Правильная  расстановка  оборудования

- планирование  удобного  расположения  оборудования,  свободный  доступ  к нему.

  1. Подготовка  рабочего  места

- обсуждение   необходимого  оборудования  для самостоятельной  деятельности  ребенка.

-  использование  схем – моделей, которые  помогут  подготовить рабочее  место.

-  возможные  ошибки  и  их  последствия.

Продумывание верной последовательности трудовых действий

Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий

-  четкое  представление  порядка  трудовой деятельности, необходимого  материала и оборудования  для  эффективно  организованного  трудового  процесса.

-  изготовление  моделей  понятных для  детей, которые  будут  опорой для  ребенка  в  ходе трудовых  процессов.

Организация труда детей

Определение  количества  детей  объединенных  одним  трудовым  процессом.

Распределение  обязанностей  между  детьми

-  заранее  планирование  необходимого количества   человек  на  определенный  трудовой процесс.

- индивидуальная  форма (ребенок,  действует, самостоятельно получая  результат);

-  общий  труд (дети трудятся  совместно, согласовывая   распределение  задания и обобщая  результат).

-  последовательно распределенный  труд  (тесное  сотрудничество  при  прямой  зависимости  от партнеров  темпа  и  качества  их  деятельности).

Формы трудовой деятельности

  1. Поручения

- Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные.

  1. Дежурства

- Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные.

  1. Коллективный труд

- Общий труд, совместный труд.

Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов

  1. Регулировка  нагрузки  на  ребенка

-  планирование  трудовой  деятельности  и  постоянное  наблюдение  за  участниками   труда, для  того  чтобы  ребенок  смог  приложить  усилие  во  время  трудовой  деятельности  для  получения  результата  и в то же  время  не переутомился,  а, следовательно,  не  получил отрицательные  эмоции.

  1. Вызвать  интерес  к  будущей  трудовой  деятельности

- трудовая  деятельность  должна  быть:

  • интересной для детей;
  • привлекательной трудовым процессом;
  • значимостью  результата  труда  для самого  ребенка;
  • интересной  игровыми  моментами  и создаваемыми  проблемными  ситуациями.

-  обеспечивать   успешность  ребенка  в  труде (ребенок  должен  испытывать  радость  собственных  достижений).

- положительная  оценка  взрослых,  своевременная  помощь (подсказка).

         Если  педагог  постоянно  поддерживает  трудовую  активность  воспитанников, их  уверенность  в  собственных  силах -    трудолюбие    станет  чертой  их  личности.

            Для  поддержания  интереса  к  трудовой  деятельности  необходимо  найти  эффективный  способ  педагогического  воздействия,  который  позволит  ребенку  быть   субъектом  своей  деятельности.

            Эффективными  формами   в  данной  ситуации  являются:

  - проблемное  обучение;

-  игровые  и  образовательные  ситуации;

-  использование  моделей  и  схем  в  ходе  трудового  процесса.

 Это  положительно   сказывается  на   активизации  дошкольников,  т.к.  в  таких  ситуациях  не  может  быть  единого  верного ответа,  следовательно,  каждый ребенок  может   высказать  свое  предложение по решению  проблемы  или  игровой  ситуации,  и  каждый  из  них будет по-своему  прав.  Воспитатель  же  обязан  подвести  дошкольников  к  выбору  наиболее  оптимального  варианта  решения  данной  проблемы  в  данных  условиях.

           Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать  над  отработкой  системы  трудового  воспитания  детей  дошкольного возраста,  постараемся    организовывать  трудовую  деятельность   детей,  учитывая  те  трудности  и  необходимые  условия эффективной  организации трудовой  деятельности,    которые  мы  уже  обговорили  ранее.

Литература

  1. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. -  Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
  2. Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. - №4. – с. 28-31
  3. Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
  4. Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...

Теоретические и методологические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ- важноесредство всестороннего развития личности дошкольника посредствомознакомления с трудом взрослых,приобщения детей к доступнойтрудовой деятельности....

Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО....

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. (труд в природе)

ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения...

Проект на тему: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников....

технологическая карта организации трудовой деятельности дошкольников (старшая группа)

Технологическая карта организации трудовой деятельности  старших дошкольников. Ручной труд на тему: "Открытка участнику ВОВ"...