проект Федосеевская игрушка
проект (старшая группа)

Назарова Марина Алексеевна

Федосеевские игрушки – это проявление массовой культуры, которое переходит из одного поколения в другое, учитывая все традиции ремесла и передающиеся в народе представления об образе жизни. С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло не нравиться детям. Окрашивались эти игрушки сначала только в два цвета – зеленый и красный, а чуть позже добавился желтый цвет. Именно в этот цвет игрушку полностью окунали, перед тем как начать ее роспись. Конструкции их были довольно простыми, но в то же время очень разнообразными. Игрушки сразу же стали пользоваться спросом. А после реформы 1861 года, когда был скачок в промышленном производстве и упадок спроса на изделия ремесленников, изготовление игрушек для многих стало просто спасением. Игрушки стали называться Федосеевскими от названия места – деревни Федосеево, где и сложился этот самобытный промысел XIX века. Изобретателем этой игрушки считается мастер Александров Яков Александрович, который вручную вырезал и раскрашивал свои поделки разных тематик: игрушечную мебель для кукол, всадников с лошадьми, домашнюю утварь для игр и многое другое. Перечислить весь ассортимент довольно трудно, и у каждого мастера вырисовывалась своя тематика поделок. Расцвет Федосеевской игрушки пришелся на начало XX века и продолжался до начала Первой мировой войны. Как вы понимаете, в это время игрушечное производство было практически прекращено. И лишь в 1923 году произошел новый виток развития Федосеевской игрушки, когда мастера двух деревень Кондратьево и Федосеево объединились и образовали, таким образом, совместное товарищество. Однако товарищество просуществовало недолго – порядка десяти лет, после чего мастера из Федосеево наладили самостоятельную работу по изготовлению своей продукции. Заказы поступали не только из Москвы, но и из других регионов России. В наши дни популярность Федосеевской игрушки невелика, и, конечно, она уступает в спросе современным технологичным новинкам. Однако и сейчас многие родители покупают своим малышам Федосеевские игрушки для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия. Кроме того, с помощью таких игрушек малыши учатся воспринимать мир, формы и цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка. 
Федосеевская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из осины, сосны, липы. А весь инструмент – топор и нож.

Федосеевская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Когда ребёнок начнёт терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней.

Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней, и будет кормить курочек и петушка, катать на лошадке игрушки. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность поэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребёнка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребёнка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде транспорта, домашних животных, он овладевает приёмами приведения игрушек в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.

С возрастом интерес ребёнка к действиям с федосеевской игрушкой снижается, но её эстетическое воздействие сохраняется. Игрушка становится важной частью предметно – развивающей среды ребёнка - она украшает быт, идейно – эмоционально организует его: учит ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

      Вид проекта: познавательный.

Длительность: Среднесрочный (1 месяц).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Выполнила: Назарова М.А.

Цель проекта.

Приобщение детей к традициям родного края, расширению кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой, интеграции разных образовательных областей: Соц.-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетическому развитию и речевому.

Задачи.

1. Обеспечить сотрудничество с мастером по изготовлению и росписи федосеевских игрушек.

2. Повысить качество информационного просвещения родителей.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей при встрече с федосеевскими игрушками.

4. Способствовать развитию технических навыков и умений декоративного рисования воспитанников.

5. Способствовать закреплению знаний детей об игрушке, используя дидактические игры.

Предполагаемые результаты проекта.

• Интерес родителей к проблеме сохранения народных традиций и декоративного прикладного творчества.

• Расширятся знания детей о федосеевской игрушке.

Выполнение проекта.

1. Экскурсия детей старшей группы в  музей с мастер – классом по показу изготовления федосеевских игрушек.

2. Изготовление игр для воспитанников по данной теме.

3. Просмотр презентации о федосеевской игрушке.

4. Составление конспектов организованной образовательной деятельности в группах.

5. Подбор физкультминуток, стихотворений.

6. Организация выставки детских работ «Федосеевские балясы».

Этап№1 Подготовительный

Подготовка материалов:

• Составление перспективного плана, разработка конспектов.

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,

плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Система педагогического взаимодействия:

Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность

детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого расписать узором мебель для кукол, рисовать элементы декоративного узора.

Работа с родителями.

Выполнить совместные задания к проекту –украшение бумажных образцов деревянных игрушек федосеевским рисунком.

 Этап №2 Основной


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 « Улыбка»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми5-6 лет

Провела воспитатель: Назарова М.А.

Г.Семенов

2019г.

Цель:

Задачи:

Средства:

Способы:

Предварительная работа:

приобщать детей к традициям русского народа.

1. Познакомить родителей с федосеевской игрушкой.

2. Закреплять умение выразительно рассказывать знакомые стихи о федосеевской игрушке.

3. Показать взаимосвязь изобразительного и музыкального народного искусства.

4. Развивать фантазию, творчество, воображение, желание создавать красивый федосеевский узор способом аппликации.

Федосеевкие игрушки

Посылка

Деревянные ложки

Шаблоны игрушек

Самоклеящаяся бумага

Появление домовенка Кузи, П/и Ручеек, игра на ложках, чтение стихотворений, атракцион Передай игрушку,совместное с родителями украшение шаблонов

Ознакомление с промыслом, рассматривание альбома Федосеевская игрушка, разучивание стихотворений, игры на ложках

Ход

Звучат русские народные наигрыши, дети и родители входят в зал

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости. Давно мы вас ждём – поджидаем праздник не начинаем.

 Удобно ли, вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Тогда давайте знакомиться, меня зовут Рада – я вам очень рада.

 Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. Ну, тогда начнём наш праздник.

Там где музыка льётся,

Там легче живётся.

Льётся музыка – разливается,

Ручьями завивается.

 Ручей наш – ручеёк, созывай на игру, на забаву, на удивление.

Игра «Ручеёк»

 На вечерних посиделках скучно не бывало, находилось место и играм и забавам. Вам загадку загадать хочу, проверю, какие вы смекалистые.

«Деревянная подружка,

Без неё мы как без рук:

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

И обжечься не даёт».

Какие вы догадливые, а у меня ложечки припасены, да не для еды, а для забавы! Выходите ложкари, удивите нас.

Игра на ложках «Ложкари»

. Кузя из- за ширмы: Апх -чи!

 Кто там? Выходи, покажись, нас не бойся, да и сам не пугай.

Кузя:Это я, Кузьма, домовой ваш Кузька. Надоело мне прятаться, у вас так весело, музыка играет, ложки стучат, вот я и решил показаться, здравствуйте, гости.

 

Кузя:  Аюшки!

          У бабушки!

Хозяйка : Где же ты так долго был?

Что принёс?

Кузя: Оладушки!

Хозяйка : Где они?

Кузя: Под лавкой!

Хозяйка : Вот так чудак, а вы бы дети как?

Кузя: Ладно в другой раз так и сделаю ( прячется за Хозяйку).

Хозяйка : Кузя!

Кузя: Аюшки! (выходит из-за хозяйки).

Хозяйка : Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Хозяйка : Что принёс?

Кузя: Сапожки.

Хозяйка : Где они?

Кузя: А я сделал как вы научили: на стол поставил и съел.

Хозяйка : Ох, Кузя, ты опять всё напутал! А больше ты от бабушки ничего не принёс?

Кузя: Коробочку для ребят – посылочку. Моя бабушка живёт в деревне Федосеево, у мастера, что игрушки топором мастерит.

Хозяйка : Наши ребята знают об этих игрушках, они так и называются – федосеевские!

Кузя: Вот вам посылочка. А мне пора, всем пока. Кто куда, а я к бабушке.

Хозяйка : Интересно, что там в посылочке, давайте скорее откроем. (Открывает, вынимает письмо)

«Дорогие, дети! Высылаю вам федосеевские игрушки, такие же игрушки сто лет назад мастерили в деревне Федосеево. Радовали они ребяток в старые времена, пусть и вас радуют. А ещё для вас образцы бумажные, украсьте их по своему умению – разумению. Кузькина бабушка!»

Хозяйка : Ребята, посмотрите, какие игрушки чудесные! Вот лошадка, вот машинка. А вот и самолёт! И не поверить, что всё это топором сработано, просто чудо!

Хозяйка : Я предлагаю послушать стихотворения про игрушки. Ребята, подходите, стихи нам расскажите, игрушку покажите!

Хозяйка : Очень хорошие стихи. Предлагаю поиграть с федосеевскими игрушками, хотите, ребята?

Игра – аттракцион « Передай игрушку».

Хозяйка : Ребята, давайте расскажем вашим мамам и папам об этих замечательных народных игрушках.

Хозяйка : Как много вы знаете о федосеевской игрушке. Эти игрушки можно увидеть только в музее, а теперь они есть ещё и в детском саду, мы можем с ними играть и заниматься.

Хозяйка : В посылке есть ещё подарки, образцы игрушек из бумаги, только я вижу, что они не украшены. Как же быть?

Хозяйка: Я думаю, что дети с удовольствием украсят цветами и листьями все образцы, а мамы и папы нам помогут.

Хозяйка : Ребята, подходите, выбирайте образец по вкусу. Кому машина, а кому лошадка, украшайте цветами и листьями из самоклеящей бумаги, а родители – помогайте.

Совместное украшение игрушек.

Хозяйка : Какие замечательные, нарядные игрушки у вас получились. Я приготовила альбом, в который мы сложим все ваши работы. Пусть он хранится в нашем мини-музее вместе с федосеевскими игрушками.

Хозяйка : Делу- время, а потехе час. Пора пировать, за столы вас приглашаем, пирогами с чаем угощаем!

Чаепитие детей и родителей (во время чаепития звучат русские народные песни).

Ложка

/Дети играют на ложках/

Кузя!

Мы бы оладушки на стол положили да и съели.

(Дети подходят к коробке, берут игрушку и читают о ней стихотворение).

Качели.

Между двух высоких елей

Нам повесили качели –

Крепкие, дубовые,

Голубые, новые!

Мы уселись на качели,

Мы уселись и запели.

Раскачались и взлетели

Выше крыши, выше ели!

Кто там скачет на коне?

Кто там скачет на коне,

На горячем скакуне?

Это кто такой ездок,

И какой ему годок:

Это лошадь наша,

А ездок Аркаша.

Самолёт.

Мой самолётик слишком мал,

И мне в него не сесть.

Туда игрушечный пилот

И тот не может влезть.

А я мечтаю: в облака

Летит мой самолёт,

И, крыльями махнув слегка,

Привет на землю шлёт.

Карусель.

Все ребята дружно сели

И айда на карусели,

Весело крича, кружить

И носиться во всю прыть.

Над шумящею толпою

И зелёною листвою,

А за кругом новый круг-

Ух, захватывает дух!

И воскликнет чей-то дядя,

На детей летящих глядя:

«Красота- вот так верхом

Прокатиться с ветерком!»

Пароход

Пароход волна качает,

Ждём, когда же он причалит,

Надоело без земли-

Всё вода и корабли.

Хорошо тебе на суше:

Можно свежий персик скушать

И на травке полежать.

Если я, когда- нибудь

Попаду на сушу,

Никуда не поплыву,

Буду маму слушать.

Да!

-дети встают в 2 команды, которая команда быстрее передаст игрушку .победила

 Федосеевская игрушка изготовлена из щепы при помощи топора.

Дети любили эти игрушки, потому -что они могли двигаться: карусель кружилась, а паровоз и лошадка могли катиться.

Больше всего федосеевские мастера любили вырезать лошадь.

Делали и всадника на коне, и повозку, и тройку с санями. Игрушки продавали на ярмарках сами мастера, потому они были недорогие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5  

 « Улыбка»

Конспект организованной образовательной деятельности на тему:

Провела воспитатель: Назарова М.А.

2019г.

Г. Семенов


Цель:

Задачи:

Средства:

Способы:

Предварительная работа:

Познакомить детей с федосеевской росписью .

1. Продолжать знакомить детей с характером федосеевской росписи – её колоритом, составными элементами.

2. Закреплять умение работать кистью и фломастером.

3. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

4. Воспитывать интерес к русскому народному промыслу

Посылка, кукла, шаблоны мебели, гуашевые краски, кисти, фломастеры, простые карандаши, непроливайки

Игровая ситуация-приход почтальона

Загадывание загадок

Вопросы

Показ рисования велюрок

Рассматривание образцов

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Рефлексия

Рассматривание альбома Федосеевская игрушка, посещение музея ,

Д/И Собери картинку, Д/И Найди пару

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.

 Здравствуйте ребята. Это я, почтальон Печкин, принёс вам посылку (уходит)

Воспитатель: Ребята, на посылке написано: « Вы сможете открыть посылку, если отгадаете загадки».

Ребята хотите открыть посылку и узнать ,что там?

Первая загадка:

«Она платье и бант носит,

Она есть совсем не просит,

Спать уложишь – будет спать,

День и два, и даже пять».

(воспитатель достаёт из коробки куклу)

Воспитатель: Ах какая кукла красавица!

Вам ребята, нравится?

Как мы куклу назовём,

Думайте, ребята.

Даша, Маша, Катя, Ира,

А быть может Наташа?

Воспитатель:- Имя есть у нашей куклы,

Но ведь негде ей сидеть!

Стул, диван, ей сделать надо,

Стол, чтоб было где поесть.

- Но сначала отгадайте ещё одну загадку.

Вторая загадка:

«Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки».

(воспитатель открывает вторую коробку и достаёт из неё трафареты кровати, стула, дивана, стола)

Воспитатель:- А вот и мебель, только она белая, некрасивая, боюсь, что кукле Наташе и её подружкам она не понравится. Как же нам быть, ребята?

 Воспитатель: - А давай те украсим мебель федосеевским узором.

Воспитатель: Из каких элементов состоит федосеевская роспись?

Воспитатель: А какие цвета используют в своей росписи федосеевские художницы?

Воспитатель: Ребята, сегодня, я познакомлю вас, ещё с одним элементом – велюркой. Велюрка или завиток рисуется чёрным цветом, вот такими волнистыми движениями (показ).

- Попробуйте нарисовать велюрку на листочках.

Воспитатель: Чтобы узор смотрелся выразительней, художницы дополняли его велюрками.

(показ и рассматривание образцов)

Воспитатель: А сейчас нам пора отдохнуть..

Физкультминутка

Поищите куклу Наташу!

Где она?

Сидит в песке

Суп готовит, кашу варит,

Держит палочку в руке.

 

Практическая работа

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь можно и поработать. Подойдите к столу и выберите мебель которую вы будете расписывать.

Воспитатель: Прежде чем начать работать, предлагаю разогреть наши ладошки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять».

Воспитатель: Аня, как ты будешь украшать свой стол?

 Коля, где ты нарисуешь цветок?

Никита, каким элементом дополнишь свой узор?

Вика, тебе нравится стол, который ты украсила федосеевской росписью?

Рефлексия

Воспитатель: Какая красивая мебель. Я думаю, что куклам она понравится.

-Артём, что у тебя сегодня получилось особенно хорошо?

-Настя, что у тебя сегодня не получилось?

-Вика, как ты считаешь, у тебя получились велюрки?

-Соня, получился бы у тебя такой выразительный узор без велюрок?

Воспитатель: Ребята, вы настоящие мастера. Куклы очень довольны, ведь теперь у них есть очень красивая мебель, которую вы украшали с любовью.

Да, хотим

Это кукла.

Наташа

Это стол.

Мебель для кукол надо украсить

Да. Давай те

Федосеевская роспись состоит из цветов, бутонов и листьев.

Художницы используют жёлтый, красный и зелёный цвет.

(дети пробуют рисовать велюрку )

(прикрывают глаза руками)

(повороты туловища вправо-влево)

 (приседают)

(встают, повороты туловища)

(вытягивают руку вперед, держат «палочку»)

(дети подходят к столу и берут понравившиеся им заготовки мебели)

(действуют согласно тексту)

Я сначала нарисую цветок красным цветом, затем листочки

Посередине

Я дополню велюркой

Да

Нет,не получились

Нет, без них не красиво


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Наши игрушки" по произведениям А.Барто из цикла"Игрушки"

Большинство первых детских книжек - стихи. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие лаконичные образы помогают малышам концентрировать внимание, лучше представлять, о чем говориться в стихах. Благодаря...

Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "

Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...

Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально ...