Родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Шишкина Вера Сергеевна

Актуализироватие и обсудение с родителями проблемы поощрения и наказания в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл собрание "Поощрение и накзание"31.39 КБ
Файл pamyatki.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе. 

Тема: «Поощрение и наказание  в воспитании ребенка».

Цель: Повышение уровня осведомлённости родителей по проблеме — «поощрения и наказания».

Задачи:

- дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

- формировать у родителей правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка

- выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочтительнее в семье

Подготовительный этап:

-Беседа с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?»

Оформление, оборудование и  инвентарь.

Аудиотехника, цитаты: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». Я. Корчак

 «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение».   Е.А. Аркин

 На столах  для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки. 

 План.

1.Вступительное слово

2 « Говорят дети».

3. Игра: «Назови ласково».

4. Фразы для похвалы ребенка.

5. Поощрение и похвала.

6. Игра «Ромашка».

7. Тест – «Мой ребёнок».

8.Наказания.

9.Работа с памятками «Если ребёнок провинился».

10 Мнение современных психологов о наказании.  

Ход собрания:
      Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Тема нашей встречи «О поощрение и наказание».

 А пока говорят дети.. Слушание аудио записи интервью с детьми: «Поощрение и наказание. 

Беседа с детьми.

  1. Что такое поощрение?
  1. Наказывают ли вас дома?

А) да; Б) нет.

  1. Часто ли вас хвалят родители?

А) никогда; б) всегда; в) иногда.

  1. За что вас наказывают?
  1. За что вас поощряют?
  1. Как вас наказывают родители?
  1. Как вас поощряют родители?

А.Ф. Легафа «Роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание».

Конечно, вы все согласитесь с мнением, что слово имеет огромную силу. Вспомните, скажите какими вы словами хвалите ребёнка, какие чувства при этом он испытывает.

Игра: «Назови ласково».

55 фраз для похвалы ребенка и стимулирования его к лучшим своим проявлениям:
Молодец! Ты на верном пути! Здорово! Ты в этом разобрался! Удивительно! Это как раз то, что нужно! Гораздо лучше, чем я ожидал! Великолепно! Поздравляю! Прекрасно! Я тобой горжусь! Грандиозно! Я просто счастлив! Незабываемо! Ух! Мне очень важна твоя помощь! Именно этого мы давно ждали! Работать с тобой просто радость! Это трогает меня до глубины души! Ты мне необходим! Сказано здорово – просто и ясно! Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует! Остроумно! Талантливо! Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится! Экстра – класс! Ты одаренный! С каждым днем у тебя получается всё лучше! Ты сегодня много сделал! Уже лучше! Для меня нет никого красивее тебя! Отлично! Еще лучше, чем прежде! Научи меня делать так же! Потрясающе! Тут мне без тебя не обойтись! Классно! Я знал, что тебе это по силам! Поразительно! Ты мне нужен именно такой, какой есть! Неподражаемо! Несравненно! Никто не может заменить тебя! Красота! Я горжусь тем, что тебе это удалось! Как в сказке! Очень ясно! Я сам не смог бы сделать лучше! Ярко, образно! Фантастика! Очень эффектно! Лучше, чем все, кого я знаю! Прекрасное начало! Ты просто чудо! К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!».

Обычно мы хвалим за результат, т.е. за итог о проделанных действиях или совершенные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной  наработке навыков.

Дети часто  проявляют самостоятельность и инициативу.

Помните старую  песенку: «Мама поцелуй меня и, конечно Юрку. Посмотри, как мы подстригли твою чернобурку». Наверно у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность  в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.

Например: ребёнок нарезает из маминой золотистой блузки звёздочки, а потом приклеивает на клей «Момент» к оконному стеклу, этим же клеем старается спящему дедушке при помощи срезанных у него  усов, приклеить лысину – что же будет? Как вы бы поступили в этой ситуации?

-  Он хотел доставить маме радость, украсив комнату к её празднику, и помочь дедушке, который постоянно сетует на растущую лысину.

Позитив:

1.Ребёнок научился пользоваться ножницами.

2.Он не поранил ни себя, ни дедушку.

3.Он выбрал самый красивый и подходящий материал для звёздочек.

4.Он научился пользоваться клеем и не переклеил все вещи в доме.

5. Он проявил заботу о маме и дедушке.

6.Умеет делать приятные сюрпризы, проявляя при этом самостоятельность и инициативу.

7.Он не потревожил дедушку во время сна, сделал всё аккуратно.

8.Внимателен к тому, что говорят взрослые и помнит  о том, что у мамы праздник, а у дедушки проблема.

9.Он всё сделал при помощи имеющихся подручных средств, не требуя финансовых затрат.

10.Он дал повод маме купить обновку.

11.Сделал невозможное – теперь  дедушка сменит имидж и станет выглядеть моложе, а так же перестанет огорчаться по поводу своих внешних недостатков. По крайней мере, при внуке.

12.Он создал ситуацию, когда мама и дедушка могут уделить ему внимание. Во время совместной работы по обдиранию звёздочек с окна и дедушкиных усов с лысины.

Негатив:

1.Испорчена блузка за 50 долларов.

2. Срезаны дедушкины усы.

3.Истрачено пол тюбика клея.

     За, что наказывать ребёнка?!

Надо похвалить за 12 пунктов позитива, а потом указать на три пункта негатива. Когда он выслушает, что хорошего и, что плохого он сделал, сказать, как нужно было поступить правильно и какую радость бы это всем принесло. Тогда у него не пропадёт желание действовать, и он будет советоваться в подобных ситуациях.

        Обычно мы не только хвалим, но и поощряем.

Что такое поощрение?

Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки поступков, что вызывает чувство удовлетворения и радости от признания приложенных усилий.

    Огромное воздействие имеет на ребёнка поощрения. Дети постоянно нуждаются в одобрении.  Подтверждение того, что они хорошие и достойны, любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванным признаний его усилий, стараний, достигнутых результатов.

 Спрашивая маму, как ребёнок реагирует   на поощрение – «у него вырастают крылья»!

Поощрения, вселяют, у детей веру в себя вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступить хорошо. У детей жизненный опыт не большой, поэтому дети склонны искать поддержки у взрослых.

 Важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношения к окружающим, взрослым и детям. Никогда не говорить, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в то время как слово «плохо», тормозит,  условный рефлекс и останавливают, ход мыслей.

 Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

 Игра «Ромашка» (вопросы)

Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели.

1.Позитивная оценка.

2.Одобрения детей.

3.Комплименты детям

4.Награда ребёнка

5.Материальное поощрение.

6. Исполнение желания ребёнка

7. Выполнение условий договора с ребёнком

8. Доверие.

9. Предупредительные поощрения

   Как говориться, любви много не бывает, но всё же главное не переборщить в похвалах иначе у ребёнка будет очень высокая самооценка.

Известная поэтесса А. Л. Барто в одном стихотворении писала «…когда не ладятся дела, мне помогает похвала..» даже нам взрослым, так важно чтобы нас заметили, похвалили, поддержали. Конечно, хвалить нужно как можно чаще! Первую порцию похвалы пусть получит утром до прихода в детский сад, так важно, чтобы утром ребёнок  был обласкан родными.

А сейчас предлагаю взглянуть на своих деток со стороны,  при помощи цветовой гаммы.

    Красный цвет – если всегда выполняет правильно без напоминаний.

    Жёлтый цвет - если всегда или не совсем правильно.

    Синий цвет -  если не выполняет.

1.Ребёнок аккуратно складывает одежду в шкаф? 

2.Всегда пользуется носовым платком, когда чихает, зевает и сморкает бесшумно?

3.Умеет мыть руки, причём всегда моет их перед едой, после посещения туалета?

4.Вежливо обращается с просьбой завязать шапку и т.д., оказывает помощь товарищу, благодарит за помощь?

5.Умеет ли во время извиниться, и говорить эти слова с чувством вины?

6. Не показывает пальцем на окружающие предметы, людей?

7. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – извиняется при этом?

8.При встрече приветливо здоровается, прощаясь, говорит «досвиданье»?

9.Не бросает ли на улице, в помещении обёртки?

     Посмотрите на преобладающую цветовую гамму, которая подскажет над, чем нужно поработать.

 А сейчас  поговорим о другой  проблеме, с которой сталкиваются все родители и дети, проблеме целенаправленности применения наказания.

Наказание – это  торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки поступков, порождения чувств вины и раскаянья.

 На протяжении веков отношение к наказаниям менялось. Вот, что говорит народная мудрость.

«Кто детям потакает – тот слёзы проливает».

«Учи дитятко, когда поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет, поздно будет».

Ещё Л.Н. Толстой писал:

«Наказание вредно, потому – что оно озлобляет того, кого наказывают, желание наказать есть желание мести».

     Современные психологи  утверждают что:

Дети с сильной нервной системой в результате наказаний – вырастают очень грубыми, озлобленными, лживыми.

Со слабой нервной системой – вялыми, боязливыми, нерешительными.

У тех и других вследствие наказаний возникает отчуждение к родителям.

      Познакомьтесь с памятками: выразите кратко, словами  «да»  или «нет», своё согласие с выраженной мыслью.

- Согласны ли вы с данными советами?

-Если да, то какой из них считаете?

- Какие из этих советов вы используете в практике?

        Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В  воспитании дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослые учитывают возрастные особенности, вдумчиво относятся к индивидуальным особенностям ребёнка. Ну, а если без наказаний нельзя обойтись, то нужно помнить о некоторых правилах, которые рекомендуют применять.

Памятка: «Наказывая ребёнка нужно помнить...»

Наказание – воздействует на  эмоциональную сферу ребёнка, вызывает чувство вины, раскаянья, огорчения, стыда.

                   К оправданным наказаниям относиться следующее:

1.Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка.

2. Выговор – серьёзно строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.

3. Лишение чего – либо приятного, без чего можно обойтись; просмотр телепередач, лакомств, чтобы он знал, за, что наказан.

4. Метод игнорирования – спорный, но его можно использовать всего несколько минут.

                  Нельзя использовать в практике:

1.Не наказывать трудом, поскольку труд должен быть радостью.

2.Иногда – можно использовать метод  естественных последствий: «Насорил - убери».

3.Не пользоваться насмешками – может потеря родительского доверия.

4. Недопустимо злоупотреблять запретами т. к. бесконечные запреты вызывают у ребёнка стремление противоречить им.

   Наказание сильно действующий метод воспитания, но его нужно применять осторожно. Не спешить с выводами, не унижать, не кричать, не оттачивать на них остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.

Заключение

Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. 

Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё.

Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. 

В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. 

В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. 

Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. 

Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов



Предварительный просмотр:

Анкета «Поощрение и наказание»

  1. Часто ли вы хвалите своего ребенка за успехи?

- иногда; - всегда;

- никогда;

  1. Как вы поощряете своего ребенка?

- просто хвалите; - радуетесь вместе с ним его успехам;

- покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги; - другое ( вписать).

  1. Как вы наказываете своего ребенка?

- ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете; - своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним;

- не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д. - наказываете трудом; - не разрешаете гулять, общаться с друзьями; - применяете физическую силу.

Выразите кратко, словами «да» или «нет» своё согласие или несогласие с высказанной мыслью.

 а) Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних;

б) Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребёнку, прощаю его, верю в него;

в) Ни разу не кричала(а), не наказывал(а) ребёнка;

г) Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка;

д) Единственное, что действует на моего ребёнка – строгое наказание;

е) Если только возможно, стараюсь не наказывать ребёнка;

ё)Хвалю ребёнка за каждый успех, наедине и при посторонних;

ж) Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребёнку то, за  что в другое время наказал(а);

з) Нередко бывает так: я наказываю ребёнка, а муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешает его;

и) Решение о наказание принимаю только как успокоюсь и выясню позицию ребёнка.

    

Памятка для родителей.

                               «Как поощрять ребенка в семье».

-Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет с своими игрушкам.

-Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  -Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

-Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.

  -Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

-Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.

  -Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

 -Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

-Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

                                                                   ПОМНИТЕ!

   Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!  Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Наказывая ребенка, нужно помнить:

- Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение   проступка.

- Наказание должно быть не нормой, а исключением.

- Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое  настроение.

 - Не читайте длинных нотаций.

 - Не напоминайте о проступке.

- Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Сценарий родительского собрания «Дружная семья — залог правильного воспитания ребенка»

формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и родителем; установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок &ndash...

родительское собрание в виде презентации "Физическое воспитание ребенка в ДОУ и семье "

необходимо  совершенствование и применение новых методов и приемов,  здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ и семьи....

Родительское собрание. "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи: ·      довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания дет...

Сценарий родительского собрания «Дружная семья — залог правильного воспитания ребенка»

Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и родителем; установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – реб...