Психоэмоциональное развитие ребёнка 3-х лет.
статья (младшая группа)

Ирена Владимировна Шилова

Статья и основа для выступления на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_treh_let.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                Кризис трех лет

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!



К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку и спокойствию?

Три года — возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и  осознания себя как личности.

 Ярко выраженная особенность данного периода —  упрямство, негативизм и своеволие. Ребёнок  ощущает себя личностью и делает всё, чтобы взрослые воспринимали его как равного.

Ему хочется во всё быть как взрослые, а тот факт, что они всегда и во всём ему помогают, и приводит его к негативу. Изменением поведения формируется характер, волевые качества. Появляется гордость за свои успехи, желание помочь, самостоятельность, чувство долга. И дело даже не в том, как протекает этот период, а какие изменения он повлечёт в характере ребёнка.

 А вот как долго будет длиться процесс и как болезненно для ребёнка зависит напрямую от родителей, их методов воспитания. Наказания и запреты без причин, ограничение самостоятельности, подавление инициативы могут быть причиной острого протекания данного периода.



Признаки кризиса 3 лет:

Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка — противной, родители — злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Кризис 3 лет у ребенка — это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет — один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Как родителям преодолеть кризис трех лет

Спокойствие, только спокойствие


Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» — истериках, слезах, капризах. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится.

Можно обнять, посадить на колени, погладить по голове (злоупотреблять им не стоит). Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление».

Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы. 

Метод проб и ошибок


Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем.

Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым.Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению. 

Свобода выбора

Право на собственное решение — один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации.

Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта на выбор: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки.

 Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения.

Упрямство — это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь.

Игра

Возросшая самостоятельность — одна из особенностей кризиса трех лет. Родители могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Мир познаёт через игры. Не забывайте об этом. С помощью игры можно не только научить его этикету или правилам поведения, но и заставить его делать то, что он не хочет. Например, если он отказывается кушать, то предложите покормить игрушки, которые будут есть только вместе с ним. Используйте это.
Возрастной кризис — переломный период в жизни ребенка. Ему как никогда нужны будут ваша любовь, забота и нежность.

Физическое развитие ребенка в 3 года

*Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. *Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды. 
*Перепрыгивает через линию на полу.

* Самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. *Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку

* Может спрыгнуть с последней ступеньки, держа две ноги вместе. 
*Бросает и ловит мяч. В 3,5 года все дети должны ловить мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. 
*Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали.
Тест 
Если показать и хорошо объяснить, малыш может выполнять одновременно два различных действия — топать ногами и хлопать руками.

Навыки ребенка в 3 года

Сам одевается и обувается.

Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине.

Некоторых детей можно научить завязывать шнурки.

Раздевается самостоятельно. Умеет складывать свою одежду перед сном. 

Замечает беспорядок в своей одежде.

Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания.

Умеет вытирать ноги при входе в квартиру.

Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем.

Некоторые дети сами чистят зубы, но большинству еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.

Вставляет ключ в дверной замок (с двух лет), поворачивает ключ в дверном замке.  Можно доверить ребенку нести посуду и накрывать на стол.

Регулирует свои физиологические потребности — ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание), кроме пользования туалетной бумагой. 

Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки. 

Игра ребенка в 3 года

Собирает пирамидку из восьми — десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Строит башню из восьми-девяти кубиков. 

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др. 

По просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки).

При вложении фигур уже не должен использовать грубую силу. Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету. Но еще может потребоваться помощь для закрывания матрешки и совмещения рисунков на ее двух половинках. 

При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать более сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла). 

В этом возрасте уже можно начинать покупать ребенку простейшие настольные игры. 

Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре.

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Для дальнейшего развития ребенка полезно организовать общение с другими детьми и посещение детского сада. Как указывалось ранее, девочки лучше привыкают к детскому саду. Для мальчиков — начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет. 

Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я — мама», «я — доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул — машина, кубик — мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев. В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты?» Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу. 

Рисует


Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца, нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко). По показу может нарисовать крест, но скопировать его может еще не каждый ребенок. Копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу. 
После вашего показа начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» — человечка без туловища.

Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Начинает закрашивать рисунки. Проявляет интерес к рисованию, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Называет их в ответ на вопрос: «Что это?» Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что-то сделать. 

Психическое развитие ребенка в 3 года


Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор — смеется, недоумевает. Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает. 
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.). 
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)». 
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать. 
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

 Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты. 
Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный — безопасный, вредный — полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев».

Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех-пяти этапов. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее.

Делает попытки наводить вокруг себя порядок.

При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете. 


Тест 
Положите на стол один предмет (лучше всего конфету), а с другой стороны — несколько конфет; затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?» В дальнейшем представление о числах расширяется. Ребенок показывает и говорит: «Один, два, три, много, мало».

Начинает различать правую и левую сторону, хотя еще может ошибаться. Ведущая рука (праворукость или леворукость) определяется в интервале 20 месяцев — 4 года. На втором полугодии жизни может быть преходящая леворукость у праворуких детей. 

Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими.

Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят». 
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы». 
В этот возрастной период ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в четырех цветах. Начинает различать черный и белый цвета, подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 2–3 (иногда больше) цвета. 
С большим интересом слушает сказки, имеет наиболее любимые и требует повторять их снова и снова. Любит смотреть телевизор. 

Активная речь ребенка в 3 года


В три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких-либо отклонений в развитии должны соответствовать нижеуказанным требованиям. 

Называет по картинке некоторых животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д. 
Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое». 
Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами.

 Обычно фразы состоят из трех-четырех слов. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам.

Речь ребенка должна быть понятна посторонним. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. 

Внимание!
Если в 3 года ребёнок «лепечет», произносит звуки вместо слов, то необходима срочная консультация невролога, занятия с логопедом!!



В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок. Появляются словотворчество и склонность к рифмовке. Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой. 

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» Называет не только свое имя, но и фамилию. Называет друзей по имени. 

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» Сначала только показывает на пальцах, а несколько позднее начинает и называть свой возраст. Знает свою половую принадлежность. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол окружающих. 

Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже — тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.

И помните, вашему ребёнку  очень тяжело, т.к. он не понимает, что с ним происходит, а вы знаете! Очень часто я замечаю, что вы когда забираете ребёнка из сада сами одеваете его. Он уже сам всё умеет и может. Дайте ему возможность показать, как это сделает он сам. В это время сядьте и наблюдайте. Помогайте, когда он просит и не завершайте весь процесс.

 В три года коляска, соска, бутылочка и подгузник должны остаться в прошлом!!

Когда играете с ребёнком, дайте ему возможность самому сделать и закончить свою попытку и не опережайте его действия и слова. Пусть это будет кривой куличик или не идеальная башня. Покажите , как правильно делать и пусть ребёнок повторит. ЖДИТЕ! Это важно!  Делая за него, вы ничему не научите ребёнка и он будет отставать в развитии. Если вы дадите ребёнку время на самостоятельность в  дальнейшем это поможет  ему развить  способности и интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка.

Упражнения используются как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой для коррекции психоэмоционального состояния....

Каталог игр для развития психоэмоциональной сферы ребёнка

Игры на развитие мышленияМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности выраб...

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка

Живопись шерстью - это уникальная техника выкладывания волокон под стекло. При этом получается объемная 3D картина и валяния не требуется. Эта техника появилась совсем недавно и стала набирать п...

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств  коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...

Игры с водой и их влияние на психоэмоциональное развитие ребёнка.

laquo;Игра -  это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».  ( В.А. Сухомлинсетй )...

Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие ребёнка

Данная статья предназначена для родителей. В ней раскрывается значимость слушания классической музыки с раннего возраста детей...

«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...