Консультация для педагогов «Вариативные формы организации утренней гимнастики»
методическая разработка

Ведева Наталья Валентиновна

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
      Сегодня активно ведется поиск вариативных подходов к проведению утренней гимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_pedagogov_variativn_formy_gimnastiki.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Вариативные формы организации утренней гимнастики»

Выполнила: Ведева Н.В.

(ноябрь 2017 года)

       Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.
     Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.
     Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
     Сегодня активно ведется поиск вариативных подходов к проведению утренней гимнастики. Одним из видов является утренняя гимнастика в игровой форме. Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной активности детей.        
Основная задача утренней гимнастики - перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.

       Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности. Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма.
Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д.

    Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием.
Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. 
Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения.

Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6-8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.
    Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части:
вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. 
Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части, ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений упражнения зависит от возраста детей и уровня их физической подготовленности.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

      Помимо традиционной формы проведения утренней гимнастики с использованием общеразвивающих упражнений в последнее время ведется поиск вариативных форм. Это:

- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки»;
-игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
-
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений,хороводов;
- с использованием полосы препятствий
 (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Батут», «Беговая дорожка»); 
   Для детей старшего дошкольного возраста интересны
зарядки тематического характера. Цель этих зарядок – заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую, он выполнял бы все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится его понимать и осознавать.

      Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают у детей жизнерадостное настроение. Музыка положительно влияет на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером.
   Утреннюю гимнастику можно проводить с различными предметами, с использованием стула, игрушек, различного спортивного оборудования.

В результате регулярного проведения утренней гимнастики повышается общий тонус, улучшается кровообращение и обмен веществ, учащается и углубляется дыхание. Кроме того, гимнастика положительно влияет на нервно-психическую деятельность. Дети становятся более уравновешенными, спокойными, веселыми и бодрыми.

Ознакомлены:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре в...

Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

В данной консультации даются рекомендации родителям как можно организовать и провести утренную гимнастику в домашних условиях....

Консультация для родителей "Значение и организация утренней гимнастики в семье"

Консультация об организации утренней гимнастики в семье, о ее пользе....

Консультация для родителей "Значение и организация утренней гимнастики в семье"

ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СЕМЬЕ....

Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, ...

Консультация для родителей " Значение и организация утренней гимнастики в семье"

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого ребенка, не только в детском саду , но и дома с родителями. В семье нужно создать такие условия для ребенка,которые бы способствовал...

Консультация для педагогов на тему«Проведение утренней гимнастики в летний период: вариативные подходы»

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает э...