Родительское собрание на тему "Азбука вежливости"
методическая разработка (подготовительная группа)

Морозова Галина Анатольевна

Некоторые моменты в поведении и действиях детей, не соответствуют общим правилам вежливости. Но всегда ли в этом виноват ребёнок? Как вести себя в данной ситуации родителю? Ответы на эти вопросы можно обсудит на родительском собрании и  познакомить родителей с секретами воспитания культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_azbuka_vezhlivosti.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема:

Азбука вежливости

Цель: Формирование у детей вежливого отношения к окружающим и правильного поведения в обществе.

Задачи:

1.Сформулировать и обосновать проблему.

2. Выявить моменты в поведении и действиях ребёнка, не  

 соответствующие общим правилам вежливости и этикета.

3.Познакомить с секретами воспитания культуры поведения.

Уважаемые родители в ходе нашей беседы мы с вами выявим моменты в поведении и действиях детей, не соответствующие общим правилам вежливости, а также познакомимся с секретами воспитания культуры поведения.

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

        Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых прививать нравственные качества, доброту, чуткость, сердечность, а также чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Мы предлагаем вам как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах и полоски с перечисленными правилами.

Если ребёнок выполняет данное правило – берёте красную фишку и ставите её рядом с ним; не всегда или не совсем правильно – жёлтую; не выполняет – синюю. (Дать родителям полоски с вопросами и фишки)

  1. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку. Благодарит за оказанную помощь. (3 ситуация)
  2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. (4 ситуация)
  3. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь.(1 ситуация)
  4. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».(2 ситуация)
  5. Не  бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.п. (5 ситуация)
  6.  Не говорит грубых слов. (6 ситуация)

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Мы видим, что в поведении детей есть проблемы по наличию синих фишек.

(Уважаемые родители, достаточно ли вы были откровенны, когда расставляли фишки, так как вы выбрали эту тему для беседы, значит проблема существует.

Но предположим, что желтые фишки говорят о том, что у нас все таки есть над чем поработать.)

        Давайте обсудим две ситуации, которые относятся к нашим проблемам. Все мы охватить не сможем, так как время ограничено.

Ваш опыт и родительская зоркость помогут найти ответы на вопросы в ходе нашей беседы.

Вот карточка с ситуацией, прочтите пожалуйста вслух первую.

Ситуация 1.

Две мамы разговаривают:

- Привет, как жизнь?

-Нормально. А ты не торопишься?

-Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим.

(Ребёнок, перебивая разговор, дергает мать за рукав.)

        -Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой же.

        -Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.

        Ребёнок:

-Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой же пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь…

        -Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

        Ребёнок:

        -Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу такой пистолет.

        -Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может. Поговорить не даёт.

        Вопросы:

-Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

У нас прозвучали разные мнения……. (соглашаюсь со всеми или с частью этих мнений), давайте обобщим  сказанное:

Не надо допускать ситуаций в которых ребёнку приходится ждать и нервничать, так как это дошкольник и ему свойственно проявлять нетерпение. Маме следовало, извинившись, прервать разговор и обратить внимание на сына. Тогда и конфликта можно было бы избежать.

Прочитайте, пожалуйста, вторую.

Ситуация 2.

Мама: «Здравствуйте,  Анна Ивановна!»

Алёша, а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи «Здравствуйте». Ну чего молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?»

- Как бы  Вы сами поступили в такой ситуации?

У нас прозвучали разные мнения……. (соглашаюсь со всем или с частью), давайте обобщим  сказанное:

  • Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый и невежливый.
  • Надо приветливо, без назиданий, доступным языком объяснить, зачем нужно здороваться.
  • После каждых слов приветствия, произнесенных ребенком, похвалите его восторженными словами.

Ситуация 3.

В гости зашла знакомая, хозяйка квартиры с дочкой встречали её в прихожей. Женщина протянула ребёнку шоколадку. Девочка обрадовалась, взяла из рук шоколадку и убежала в комнату. Мама окликнула дочь «А где твоё спасибо?» Девочка промолчала и из комнаты не вышла.  «Иди сюда сейчас же и скажи спасибо». Дочка вышла, но насупившись, молчала. Мама злилась и подталкивала её к гостье, требуя благодарности. Женщина смутилась и сказала «Ничего, она ещё маленькая». Тогда мать отправила дочь обратно в комнату, девочка заплакала.

Как бы Вы сами поступили в такой ситуации?

  • Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость.
  • Надо приветливо, без назиданий, доступным языком объяснить, зачем нужно говорить «спасибо».
  • После каждых слов приветствия, произнесенных ребенком, похвалите его восторженными словами.
  • А перед человеком можно извиниться за ребёнка, тогда бы  гостья не почувствовала бы неудобство и свою вину в данной ситуации.  

Ситуация 4.

Вечером вся семья была дома. Мальчик 6 лет играл самолётом, бегал по комнате.  В комнату вошла младшая сестра (4 года). Мальчик её нечаянно толкнул, девочка упала и заплакала. Мама, успокаивая дочь, ругает сына «Не бегай по комнате и извинись перед сестрой». Мальчик отвечает «Она сама виновата, стоит на пути самолёта» Мать забирает самолёт, мальчик обижается на маму и сестру.

        Как бы Вы поступили в данной ситуации?

Ребёнку надо объяснить, что он не прав, но сделать это спокойно. Попросить пожалеть сестру вместе с ней, так как она маленькая. Он должен знать, что если вовремя извиниться, то не будет обид, сестра его простит, и он дальше продолжит игру.

Ситуация 5.

Знакомая девочка бросила фантик на газон, её мама стоит рядом и не делает замечание. Мальчик, который это видит, спрашивает «А почему девочке можно разбрасывать фантики, а мне нет?»… Вопрос закономерный. И, главное, не понятно, что на него ответить. «Потому что ты не хрюшка»? Получается знакомая девочка — хрюшка?.. Зачем наговаривать на другого ребенка?.. Тем более что девочка, в общем-то, и не виновата в этой ситуации. «Потому что воспитанные люди не мусорят»?.. Опять же, девочка невоспитанная… А как так ответить, чтобы сын понял, и девочку не выставить в негативном свете?

Я бы ответила так «Наверное, девочка не знает, что фантик на газон бросать нельзя.  Подойди, подними её фантик и унеси в мусорный бак. Так мы покажем ей, куда их можно бросать».

Ситуация 6.

Мама собирает дочь в детский сад. Девочка одевается сама, но мама контролирует процесс.  «Одень носочки!» Дочка «И так уже одела».  Мама «Положи в карман носовик». «Ты что глупая? Я сама знаю». Мама «Будешь так отвечать, накажу».

Что делаете вы, чтобы отучить ребёнка грубить.

Отучайте ребенка грубить. Если ребенок начал говорить грубости, обзываться в отместку на какие-либо ваши запреты - это стоит немедленно пресечь. Если такое поведение ему будет позволительно в кругу семьи, то оно просочится и в отношения с окружающими. Научите его выражать свои эмоции без грубых слов, то, что он зол - не дает ему право обижать людей, разговаривайте с ним о причинах раздражения, учите контролировать свои эмоции и признавать ошибки.

Вы согласны с нашими выводами? Значит 4 и 5 вопрос будет решён через некоторое время.

Заключительная часть.

1.Счего начинать воспитание культуры поведения?

Вот какой совет дал автор книги «Азбука вежливости» Л.Смирнова – Гангнус «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому,  учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры…» Например, в комнате ребёнка может появиться фея Здрасте, которая будет приносить записки с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошности. А также можно ежедневно вывешивать на стенку маски – оценки: улыбающаяся маска – малыш вёл себя прекрасно,  хмурая маска – если слегка провинился, маска злого дракона – вел себя совсем плохо.

2.Похвали ребёнка.

Известная поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений писала:

 «Когда не ладятся дела

   Мне помогает похвала»

и вашим деткам стать вежливыми она тоже поможет.

  Предлагаю вам поиграть в игру «Похвали ребёнка за проявления вежливости?» (передаётся игрушка по кругу). Какие молодцы, сколько хороших слов вы можете сказать вашим деткам.

        Похвала помогает в достижении результатов. Пусть у вас будет девиз  «Ни одного дня без похвалы, и без слов восхищения». Если отмечать проявления вежливости и за это хвалить ребёнка, то у него появиться стимул и желание быть воспитанным. А также важно хвалить в присутствии родственников, друзей, соседей, что придаст ребёнку уверенности в его правильных поступках.

        В заключение нашей беседы хочется пожелать нам взрослым терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения и вежливости. И хочу подарить вам памятки «Секреты воспитания вежливого ребёнка», пусть они вам помогут в решении вопросов нерассмотренных нами, так как время наше ограничено. Спасибо всем за активность и участие.                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания на тему "Вежливость"

Проводится беседа с родителями и их детьми на тему вежливости и воспитания нравственности. Рассматриваются различные ситуации и поведение в них....

Родительское собрание на тему: «Вежливый ребенок»

Родительское собрание в новом формате взаимодействия воспитателя и родителей....

Родительское собрание "Поговорим о вежливости"

Родительское собрание "Поговорим о вежливости"...

Родительское собрание "Ежели Вы вежливы"

Родительское собрание с использованием игровых приемов, практических заданий на тему воспитанность и воспитание....

Родительское собрание "Ежели, Вы вежливы"

Родительское собрание в старшей группе "Ежели, Вы вежливы"...

Родительское собрание на тему "Вежливость"

Сценарий родительского собрания на тему "Вежливость!...

Родительское собрание «Секреты воспитания вежливого ребенка»

Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что обле...