"Психологическое здоровье дошкольников"
консультация

Дьяковская Марина Леонидовна

       Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий -  обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_ped-v.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

     Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий -  обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

     Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

-  стимулируются двигательные функции;

-  снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция

     Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

     В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Обобщенный портрет психологически здорового человека - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

     Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
     Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

     Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

  • Положительный эмоциональный фон развития, включённый  во все виды деятельности;
  • Формирование и развитие познавательной сферы;
  • Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;
  • Формирование личности

     Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

     Психологическое  здоровье детей в дошкольном учреждении строится на:

  • Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;
  • На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;
  • На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;
  • На развитии и формирование эмпатии (сопереживании);
  • На частичную «ликвидацию» или «подавлению» определённых черт характера: агрессивность; страхи; робость, застенчивость; эмоциональная неустойчивость; повышенная возбудимость.

Рекомендации по формированию психологического здоровья детей

в дошкольном учреждении

  • Развивайте у детей  эмоциональную сферу
  • Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими
  • Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувство эмпатии (сопереживания).
  • Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать  о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!
  • Проникнитесь чувством искреннего  уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.
  • Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на  адекватное  мировоззрение  любой непредвиденной ситуации.
  • Повышайте самооценку ребёнка:
  • Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.
  • Научите детей относиться к себе с уважением.
  • Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.
  • Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.
  • Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

     Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному  и успешному  формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...