Консультация для воспитателей «Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников»
материал

Бастрыгина Елена Николаевна

Консультация для воспитателей

«Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников» 

23.11.2018г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

Консультация для воспитателей

«Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников»  

https://212d.ru/user_file/news/201910132753142416524.jpg

Подготовила и провела

воспитатель:

Бастрыгина Елена Николаевна

г.Долгопрудный

23.11.2018г.

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.

2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.

В сюжетноролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей. развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Содержание познавательного развития детей предполагает:

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

• Развитие воображения и творческой активности.

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Традиционные формы работы:

• Беседы

• Досуги

• Игровые беседы с элементами движения

• Занятия

• Развлечения

• Викторины

• Клубы

• Конструирование

• Театрализованная деятельность

• Дидактические игры

• Спортивные игры

• Народные игры

• Экскурсии

• Походы

• Выставки

• И т. д

Интерактивные формы работы:

• Пресс-коференция

• Устные журналы

• «Школа исследователей»

• «Клуб любознательных»

• Рисунки-сочинения

• Интегративная деятельность

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Режиссёрская игра

• Создание коллекций

• Изостудия

• Коллективное дело

• «Сказочная лаборатория»

• И т. д

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.В ФГОС используются три термина: «познавательное развит...

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

МБДОУ Детский сад №18 Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»Подготовила: Казакова С.В.Одним из направлений деят...

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"

Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения....

организация и эффективность работы по познавательному развитию

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,...

Консультация для воспитателей: Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного оп...

Консультация для воспитателей на тему: «Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»

laquo;Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников»...