Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
учебно-методический материал

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tvorchestvo.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР –КЛАСС музыкальный руководитель:

Сурмило М.В.  МДОУ №19 «Ласточка»

«Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». 

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели старшей и подготовительной группы ДОУ. 

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. 

Задачи: 
1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ. 

2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр. 

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей старших дошкольников через игры-импровизации. 

Планируемый результат: Систематизировать работу педагогов по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Образовательный продукт: театральные мини-представления. Театрализованные игры.

Предварительная работа: 
*Подбор костюмов, театральных атрибутов, кукол би-ба-бо 

*Подбор музыкального материала. 

*Совместное рассматривание фото-материалов по театрализованной деятельности детского сада. 

*Оборудование и материалы: 

Фотографии, фломастеры, набор карточек, ТСО, костюмы, театральные атрибуты, методическая литература по театрализованной деятельности. 

Ход мастер-класса: 

1. Сообщение по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности». 

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в этом из основных. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и прочее. 

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей. 

Включить малышей в театральную деятельность не сложно, ведь они любят наряжаться, изображать каких-то героев, с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Наблюдая за детьми перед спектаклем, я видела, как они с откровенным удовольствием подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки.

Выбор спектакля – серьезная задача для воспитателя и детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Мы с вами стараемся сделать  так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети вместе с воспитателем и со мной обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. 

Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми. Мы с вами стараемся сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. 

Подготовку спектаклей  обычно строим по следующей схеме: 

• вместе с воспитателем и детьми читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем бы хотел быть; 

• рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций; 

• слушаем музыку и  выбираем фрагменты для озвучивания сцен, при необходимости подбираем шумовые инструменты; 

• по возможности (вместе с родителями)создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем музыкальный зал; 

• репетируем, играем, слушаем музыку для создания нужного настроя, необходимой атмосферы. 

В своей работе учитываем и то, что если дети захотят поменяться ролями, и эту возможность им предоставляю. 

Но как в каждой работе бывают свои трудности, так и театральной деятельности без них не обходится. В частности в постановке спектакля приходится заниматься с каждым ребенком индивидуально, а для этого продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности, чтобы не было перегрузок. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому, что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в сторонке, для каждого находится работа. 

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с дошкольного возраста к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль в младшем дошкольном возрасте играют показы взрослых (педагогов, родителей) отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи: Баба- Яга, Снегурочка, Кикимора, Дед Мороз, Емеля, Карлсон и другие персонажи сказок или герои мультфильмов. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма использовала игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования использовала этюды М. Чехова, М. Чистяковой, пальчиковые игры. Для развития сценической речи при работе над постановками использовала речевые этюды Н. Ф. Сорокиной. 

Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации. На слушании музыки использую игры построенные на невербальном взаимодействии, в основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является импровизация. Также эффективны игры-диалоги на музыкальных инструментах, основанные на природном чувстве ритма и развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу. 

Для развития выразительности движений я включила пальчиковые игры, упражнения В. В. Емельянова, танцевальные движения, имитационные упражнения, сюжетные игры, пантомимические движения, представленные жестами: «иди сюда», «привет», «желание» и т. д. Это очень близко детям и они легко справляются с заданиями, действуя непосредственно. 

Театрализованная деятельность способствует формированию у детей опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей-дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления.
Для формирования личностно-социальной компетентности важную роль играет и совместная творческая деятельность детей и взрослых (родителей, воспитателей). И поэтому, как воспитателей, так и родителей привлекаем к активному участию в театрализованных постановках. Такая совместная деятельность позволяет взрослым лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми. 

Театрализованная деятельность также позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации: преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Работа театрализованной деятельности способствует личностно-социальному развитию детей. Она позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие. 

Работа по театрализованной деятельности продолжается. А пока результаты работы радуют. Дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого героя сказки, показывают способности мимики и пантомимики. Дети становятся сплоченнее и внимательнее друг к другу. Повышается интерес к совместной игре. Для развития игровых действий используют известных сказочных персонажей, выражают через них свои эмоции. Более легко и свободно проявляют свои исполнительские умения. Театрализованная игра раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует эстетический вкус, развивает коммуникативные качества личности ребенка, показывает его индивидуальность. На мой взгляд, детям легче будет адаптироваться в школьной жизни, стать успешной творческой личностью. 

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Театрализованная деятельность - одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. 

2. Проведение имитационной игры. 

На мой взгляд, наиболее сложным и наиболее интересным в театрализован-ной деятельности является импровизация, импровизация в речи (театральных монологах и диалогах, в мимике, жестах, в костюмах. 

- Как вы понимаете, что такое импровизация? (импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). 

 Какие виды театров используются чаще всего в работе детского сада? (драма и театр кукол) 

- Как вы думаете, можем ли мы с вами сейчас подготовить театрализованное представление? 

-Что для этого нужно? (актеры, костюмы, диалоги, монологи, импровизация и др.) 

- Сейчас я предложу вам разыграть ту или иную сцен-ку. Нужно к этому подготовиться – вместе выбрать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды, рассмотреть имеющиеся костюмы и атрибуты. 
- Я хочу предложить вам для самостоятельной работы несколько тем: «Что такое хорошо и что такое плохо»,  «У нас сегодня праздник». 

3. Совместное моделирование 

- Я предлагаю вам распределиться на 2 группы, выбрать элементы костюмов и подготовить импровизированные монологи и диалоги межу персонажами. 

Время работы 5-7 минут. 

- Я предлагаю первой группе показать свой вариант импровизации. Спасибо. 

- 2 группа. 
- Вы все были выразительны, творчески подошли к работе. Всем спасибо за работу. 

Хочу предложить вам несколько театрализованных  игр.

^ ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать воображение и  фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание. 
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля; 
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.

^ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.


^ КАКТУС  И  ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залую. По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

4. Оценка проведения мастер-класса. 

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, постарайтесь ответить на вопросы: 
- Что нового Вы узнали для себя на данном мероприятии? 
- Сможете ли Вы использовать увиденное в своей работе? 
- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме? 

5. Подведение итогов мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....