Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ
статья (подготовительная группа)

Ирина Георгиевна Поскотинова

Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает у них наличие мотивов обучения и положительного отношения к школе. Позитивная мотивация к школе предполагает полноценное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов. Одним из наиболее эффективных спосособов развития данных мотивов является сказкотерапия. С помощью сказок можно сформировать представления ребенка о школе, роли ученика и так далее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ

Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает наличие у них мотивов к обучению и положительного отношения к школе. Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к школе, выделяют следующие:

- социальные – мотивы, основанные на понимании необходимости  учения и стремлении к социальной роли школьника;

- учебно-познавательные – мотивы, основанные на интересе к новым знаниям;

- оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

- позиционные – мотивы, связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Мне купят ранец», «В школе большие дети, а в садике маленькие»);

- внешние по отношению к школе и учению («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Развитие на достаточном уровне учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияет на успешность усвоения знаний.

Позитивная мотивация к школе предполагает полноценное развитие учебно-познавательных, социальных мотивов и положительного отношения к школе.

Одним из наиболее эффективных методов развития у детей положительного отношения к школе является сказкотерапия. Причин несколько:

 - сказочные события ненавязчиво повествуют о школьной жизни с разных сторон, помогают находить позитивный смысл в происходящем;

- происходит неосознанная идентификация ребенка с героем сказки, который испытывает школьные трудности, но в дальнейшем успешно преодолевает их;

- сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что оказывает успокаивающее воздействие, укрепляет уверенность в себе;

- ценность метафор заключается еще и в том, что они предлагают ребенку возможные способы решения школьных проблем и трудностей, знание которых добавляет ребенку уверенности в себе.

При работе со сказками выделяют три основных принципа:

- осознанность, т.е. осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа;

- множественность, т.е. понимание того, что одно и то же событие может иметь несколько значений;

- связь с реальностью, т.е. понимание того, что каждая сказочная ситуация дает некий жизненный урок, которым в дальнейшем можно воспользоваться.

С помощью сказок можно сформировать представления ребенка о школе, роли ученика, сформировать позитивный настрой при поступлении в школу, снизить уровень тревожности ребенка, сформировать адекватное отношение к результатам обучения, понимание зависимости результата, оценки от затраченного труда, оценить свой поступок со стороны.

Я хочу предложить вашему вниманию «Лесную школу» М.А.Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к школе.

Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

- Сказки для адаптации к школе. В них дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке. Это такие сказки, как: «Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».

- Сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности, нравственным правилам. Это: «Собирание портфеля», «Белочкин сон», Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения».

- Сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам.  К таким сказкам относятся: «Домашнее задание». «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказки».

- Сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: «Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг».

- Сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: «Ябеда», «Шапка-невидимка» (демонстративное поведение), «Задача для лисенка» (ложь), «Спорщик», «Обида», «Хвосты» (межгрупповые конфликты),  «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна» (межполовые конфликты), «Гордость школы».

Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятие необходимо дать возможность каждому ребенку высказаться, оценить действия сказочных героев.

В ходе проведения игрового сеанса создаются следующие ситуации, которые в наибольшей степени способствуют интеллектуальной активности детей:

- ситуация «оптимистического старта» (в начале занятия следует задать такую ситуацию, которая располагает к размышлению, снятию напряжения. Например: «Как вы думаете…», «Мне интересны ваши мысли по…»);

- проблемная ситуация (где нет проблем, там нет и мышления);

- ситуация выбора (развивает способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения);

- ситуация успеха (учит ребенка мыслить категориями успеха);

- ситуация интеллектуального напряжения (в любом деле успех возможен после напряженного и систематического труда, поэтому на занятии ситуация успеха должна включать элементы интеллектуального напряжения, а ситуация интеллектуального напряжения – элементы успеха).

Структура сказкотерапевтического сеанса имеет свои этапы:

  1. Ритуал входа в сказку – это церемония приветствия, коллективное сплачивающее упражнение.
  2. Повторение – актуализация ранее полученных знаний.
  3. Знакомство с новой сказкой.
  4. Закрепление – развитие полученных навыков (игры, рисование, драматизации).
  5. Резюмирование – подведение итогов.
  6. Ритуал выхода из сказки – поддержание эмоционального настроя на совместную деятельность, релаксационные упражнения, церемония прощания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Формирование у дошкольников мотивации к школьному обучению

Описание опыта работы по преемственности между детским садом и школой....

Роль семьи в формировании готовности к школьному обучению

Материал можно использовать в информационной папке для родителей; как консультацию....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей положительной мотивации к обучению.Такие упражнения можно использовать в работе с дошкольниками 6-7 лет....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Формирование готовности и мотивации к школьному обучению у старших дошкольников через игровые моменты в условиях ДОУ.

Данный мастер-класс показывает, каким образом через игру привить старшим дошкольникам интерес к занятиям, сформировать достойную мотивацию к обучению в школе, с увлечением достигать поставленные цели ...