Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в современном ДОУ"
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщения ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирования элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитаниеу ребенка элементарного чувства ответственности за все живое.

Экологическое воспитание дошкольника осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_sovremennom_dou.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

В современном мире большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников.

Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20 –го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

  • биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
  • социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;
  • прикладная экология, или охрана природы.

Цель экологического образования – формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщения ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирования элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитаниеу ребенка элементарного чувства ответственности за все живое.

Экологическое воспитание дошкольника осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях.

Для реализации экологического воспитания большое значение имеет окружающая среда детского сада. Это уголки природы в группе, правильное оформленный участок.

В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются, это:

  • наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
  • словесные (беседы, чтение художественное литературы о природе, использование фольклорных материалов);

Практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Инновационные методы:

  • проектная деятельность;
  • мнемотаблицы, коллажи, кроссворды, элементы ТРИЗ.

Но особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Проигрывая с детьми различные проблемные ситуации, стимулирует познавательную активность детей и приучает детей к самостоятельному поиску решений проблемы.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и на природе, и среди людей. Задача воспитателя сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Дети младшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда.

Таким образом, ставятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
  • формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
  • формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами;
  • развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.

Ведущим приёмом является беседа, именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям.

Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание воспитанников, на какой-либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образам (стихи, загадки, пословицы). Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать. В этом возрасте проводятся длительные наблюдения.

Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как «Какое настроение у дерева?», «Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.

После наблюдений дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе и тогда мы начинаем придумывать рассказы.

Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин «Листопад», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И. Суриков «Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
       Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Качество изготовления поделок зависит от:

  1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
  2. уровня умственного развития ребенка;
  3. степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;
  4. развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.

Закрепление полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Берегите первоцветы», «День чистоты и здоровья».

Большими помощниками в работе являются родители. Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей, они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.

Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе необходимо проводить диагностику.

Педагогическая диагностика – это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.

Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Консультация для родителей«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»   Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех ...

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"...

Консультация для воспитателей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание в современном мире"

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по-особе...

Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более ...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в современной семье"

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера....

Консультация для родителей "Устное народное творчество (сказка) - как средство нравственного воспитания в современном мире".

Устное народное творчество - уникальная самобытная культура наших предков, благодоря которой осуществляется преемственность поколении, их приобщение к национальным жизненным истокам.Устное народное тв...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...