РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА
статья (старшая группа)

Казакевич Ольга Александровна

В статье рассматривается роль развития математических способностей у детей дошкольного возраста, что имеет большую ценность для интенсивного умственного формирования ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Описывается система  работы с палочками Кюизенера, которая оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие дошкольников.

Инициативной группой педагогов нашего детского сада был разработан проект «Развиваем интеллект с детства».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казакевич Ольга Александровна,

воспитатель,

МАДОУ №83, г.Томск

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА

«Математику затем учить надо,

что она ум в порядок приводит»

(М.В. Ломоносов)

Аннотация.

В статье рассматривается роль развития математических способностей у детей дошкольного возраста, что имеет большую ценность для интенсивного умственного формирования ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Описывается система  работы с палочками Кюизенера, которая оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие дошкольников.

Инициативной группой педагогов нашего детского сада был разработан проект «Развиваем интеллект с детства».

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли весьма значимые события, требующие переосмысления многих позиций. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Утвержден и Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Изменения стандартов образования влекут за собой серьезные изменения, как в построении, так и в содержании образовательного процесса в ДОО.

Многие ученые (Н. Клюева, А. Запорожец, Е. Смирнова, Л. Выготский и др.) подчеркивают значимость (сензитивность) дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5-6 годам).

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, а некая тонкая архитектура, которая имеет свои правила. Основная цель занятий математикой – дать  ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Любая математическая задача  на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Казалось бы, готовые знания ребенок может запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, такие знания  воспринимаются детьми формально. Перед взрослыми, направляющими интеллектуальное развитие дошкольников, стоят следующие задачи: создание условий для накопления детьми представлений об окружающем мире, развитие их умственных способностей, любознательности, познавательного интереса с учетом возрастных возможностей.

Главное – не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания математики более гибким, а итог – результативным.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде – является игра.

Игра – основное занятие детей, благодаря играм  учебный материал усваивается быстрее и легче, дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой обстановке, легко общаются как со сверстниками, так и с незнакомыми им людьми. Игровая деятельность – это доступный, полезный, а главное эффективный метод развития ребенка – дошкольника.

Процесс развития, у детей дошкольного возраста, элементарных математических представлений довольно таки трудоемкий. И здесь на  помощь «приходят» цветные  палочки Дж. Кюизенера, бельгийского педагога, автора уникальной методики. Джордж  Кюизнер считал, что цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.

Играя – занимаясь, с палочками Кюизенера,  детей  легко подвести к осознанию отношений «больше-меньше», «больше-меньше на...», «научить делить целое на части» и «измерять объекты условными мерками». Ребенок в процессе этой практической деятельности осваивает  некоторые простейшие виды функциональной зависимости, упражняется в запоминании состава чисел, подходит вплотную к математическим операциям: сложения, умножения, вычитания и деления чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «правое»; «длинное», «короткое»; «между», «каждый», «одна из ...»;  «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек,  длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает.

Работа с цветными палочками Кюизенера делится на два этапа: подготовительный и обучающий.

Игры и упражнения подготовительного этапа состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек. Дети осваивают состав комплекта палочек, их цвета, соотношение палочек по размеру. А так же выражения «такой же», «не такой, как» используются слова «одинаковые», «разные».

Выделяют  свойства (признаки), по которым сравнивают палочки: цвет и длину. Для этого можно  предложить  ребенку следующее:

- найди и покажи палочку такую же по цвету (по длине);

- отбери все красные (синие, желтые и т.д.) палочки, палочки такой же длины;

- отбери по одной палочке разного цвета;

- перечисли цвета всех палочек на столе;

Такие задания способствуют формированию у детей умения различать и группировать объекты (палочки) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия.

Такие игры, как, например:

  • возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую и определи какие они по длине, -  способствуют развитию зрительного глазомера;
  • найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета? -  Развивают у детей мелкую моторику и творческое воображение, заставляя работать сразу два полушария головного мозга.
  • построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? – развивают у детей воображение, представление о квадрате и треугольнике, как о простых геометрических фигурах.

 На данном этапе мы можем также с помощью палочек Кюизенера развивать у детей количественные представления.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цвета и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3 - какого она цвета?», «Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?».

Можно предложить детям выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года воспитатель или родитель предлагает найти палочку «1», уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку «2» и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

- А теперь найдите «3», Какого цвета палочка «З»? Положите голубую палочку «3» под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

- Сколько же ступенек в лесенке? Три. Это способствует закреплению порядкового счета, который осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным счетом. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

- Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз).

- Первая. А которая по порядку розовая палочка?

- Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку «один» и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет «шагать» по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Можно задать детям вопрос:  «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?».

Если рассмаривать игры на втором этапе, то можно выделить следующие:

  • Игры, направленные на развитие представлений о составе числа.
  • Игры, направленные на формирование умения измерять длину: Д\И «Узнай длину ленты», «измеряем разными мерками»….
  • Игры, направленные на формирование умений выполнять разные математические действия: складывать, вычитать, умножать, делить.
  • Игры, направленные на развитие логического мышления: различные логические задачи на цветовую последовательность.  

Работа с палочками по образцу (по картинкам) способствует формированию умения выполнять работу по схемам, следуя четким инструкциям.

Можно использовать  различные игровые задачи:

- Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки.

- Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон?

- Вагон какого цвета стоит четвертым?

- Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым?

-Какой он по порядку?        

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 6, положили перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа «6» (вверх и вниз). Можно строить лесенку иначе. Например, воспитатель называет число четыре, дети находят палочку и кладут ее выше числа «6», оставляя расстояние, так как между палочками, обозначающими число «4» и «6» должна быть еще одна палочка. Далее воспитатель называет, к примеру, 8,2,9, 5,3,1, 7,10. Подобное упражнение следует периодически повторять. Это помогает развивать у детей логическое мышление. Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой «1», переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.

Для развития ориентации в пространстве можно выкладывать палочки, следуя  инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую» - и т.д.

Наш опыт  в работе с цветными палочками Кюизенера показывает, что систематически занимаясь с палочками Кюизенера, дошкольники осваивают простейшие математические формы легче и быстрее, чем при проведении обычного НОДа, математика ассоциируется у них с веселым и увлекательным занятием, позволяющим проявлять свою фантазию и творческий подход. Также, благодаря палочкам Джорджа Кюизенера, мы развиваем у детей воображение, мышление,  мелкую моторику,  коммуникацию и умение находить выход из проблемной ситуации.

Практически все специалисты единогласно утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет. На сегодняшний день этот дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике.

Список литературы:

  1. Дошкольное воспитание, №7-2015г.;
  2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева.- Волгоград: Учитель, 2011.;
  3. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/ Л.Д. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.;
  4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2011»;
  5. Сербина Е.В. «Математика для малышей: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992»;
  6. Смирнова Е.О. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2010».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру"

В данной презентации  представлены примеры игр, при помощи которых родители смогут развивать математические способности у своих детей....

Развитие математических способностей у дошкольников через игру

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близки...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру"

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру"...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников через игру"

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников через игру" Обучению дошкольников важное место должно отводиться началом математики. Особенно в наш...

Консультация для родителей на тему: «Развитие математических способностей у дошкольников через игру».

Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием...