Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Подготовительная группа 2019-2020 уч. год
рабочая программа (подготовительная группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным программным документом.

Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству детей от 6 до 7 лет служит:

·                Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Берёзка»;

·                Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);

·                СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и МБДОУ режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года).

·                Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11, утверждён постановлением Администрации МО «Селенгинский район» № 140 от 28.02.19.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна - основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_ladoshki_gontova_izm1.docx92.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Принято:                                        Согласовано:                        Утверждено:

Совет педагогов                                 Зам. заведующей                Заведующая МБДОУ

МБДОУ детского сада № 11                по УВР МБДОУ                детского сада № 11

«Берёзка»                                         детского сада № 11                «Берёзка»

Протокол № __                                № 11 «Берёзка»                Г. Я. Амерханова

от «__» ________ 20___ г.                        Е. В Тодоренко                _______________                                                        _____________

Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок «Волшебные ладошки»

Подготовительная группа

2019-2020 уч. год

один год

(срок реализации программы)

Составитель:

Гонтова Маргарита Энгельсовна

воспитатель

г. Гусиноозёрск

2019 г. 


Структура

 I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи по реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.3.

Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

7

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

10

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

11

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

13

2.1.

Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

13

2.2

Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

19

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

21

3.1.

Материально – техническое обеспечение Программы

21

3.2.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

22

Приложения

23

Приложение 1. Мониторинг.

23

Приложение 2. Перспективный план.

24

Приложение 3.  Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте

30


  1. Целевой раздел Программы

1.1        Пояснительная записка

1.1.1        Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным программным документом.

Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству детей от 6 до 7 лет служит:

  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Берёзка»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и МБДОУ режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года)
  • Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11, утверждён постановлением Администрации МО «Селенгинский район» № 140 от 28.02.19.

Тип программы: компилятивная - составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет»;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна - основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

-        формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-        развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового;

-        развивать умения свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

-        развивать самостоятельность в выборе материала (техники) изображения, для создания выразительного образа в рисунке;

-        формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.

Образовательные:

-        знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними;

-        упражнять детей в использовании нескольких способов нетрадиционного рисования в одном рисунке (восковые мелки + акварель, пальчиковая живопись + рисование ладошкой, печати из овощей + тычок или ватные палочки);

-        побуждать детей добиваться выразительности образа, дорисовывая мелкие детали;

-        закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

-        воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы, способствовать осознанию собственной значимости;

-        воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;

-        воспитывать доверительные и открытые отношения с взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;

-        поощрять эмоциональные проявления и позитивные высказывания о своём отношении к рисунку;

-        воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь;

-        воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Здоровьесберегающие:

-        научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Дети старшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа:

-        соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-        сочетает  принципы научной обоснованности и практической применимости отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности;  

-        строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

-        основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

-        предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;  

-        учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

-        направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

        Подходы к формированию Программы:        

•        личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

•        деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;

•        диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

•        средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.

•        культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.

        Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

1.1.3. Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

Подготовительная (от 6 лет до 7 лет)

В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.

Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Дошкольники понимают художественный образ, представленный в произведении, поясняют использование средств выразительности, проявляют интерес к посещению музеев, выставок.

В изобразительной деятельности дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы рисования, использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.

Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой.

Развитие продуктивной деятельности

Рисование.

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

Развитие детского творчества.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. 

Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь.

Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Приобщение к изобразительному искусству

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений,   формирования   эстетических чувств и оценок.

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

Формировать умение понимать содержание произведений искусства.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Ожидаемый  результат:

-        Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-        Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.

-        Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

-        Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

-        Выявление и осознание ребенком своих способностей.

-        Индивидуальный «почерк» детской продукции.

-        Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.

-        Способность к интерпретации художественных образов.

-        Расширение и обогащение художественного опыта.

-        Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.

-        Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-        Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.

-        Приобретение интерактивных качеств: инициативности, самостоятельности, любознательности, наблюдательности, воображения, фантазии, образного мышления, склонности к экспериментированию, способности к принятию решений.

-        Развитие у детей коммуникативных навыков в процессе рисования.

-        Формирование навыков трудовой деятельности.

Показатели прохождения Рабочей Программы:

-        Более объемные знания об окружающем мире, так как занятия проходят в определенной теме.

-        Умение самостоятельно рисовать в различных техниках.

-        Умение рисовать различными материалами.

-        Умение использовать в одной работе разные техники изображения и изобразительные материалы.

-        Развитие навыков по составлению сюжетов.

-        Умение работать с цветом.

-        Умение экспериментировать.

-        Развитие связной речи.

-        Умение уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

1.3.        Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики - два раза в год (в сентябре - октябре и апреле - мае). В сентябре - октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле - мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Г.А. Урунтаевой.

Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:

3 балла - показатель проявляется ярко (сформирован);

2 балла - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

1 балл - показатель почти не проявляется (не сформирован).

Выявление  следующих  уровней овладения детьми изобразительной деятельностью:

сформирован - ребенок использует в рисунке несколько способов нетрадиционного рисования, изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования;

частично сформирован - ребенок использует 1 - 2 способа нетрадиционного рисования, с подсказки взрослого, передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

не сформирован - ребёнок не знаком с нетрадиционным рисованием или владеет под чутким руководством взрослого, присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.


II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1        Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

Разделы программы:

-        Основы художественного изображения;

-        Художественный труд.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 6 до 7 лет (подготовительная группа).

Срок реализации: 1 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные ладошки»;
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ);
  • Посещение детских выставок;
  • Участие в выставках и конкурсах.

Организация образовательной деятельности в группе:

Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году). Общее количество учебных занятий в год - 36.

Длительность одного занятия: в подготовительной группе - 30 мин.

Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с образовательными областями

Образовательная

область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Обеспечивать условия для нравственного, эстетического воспитания детей.

Стимулировать детей к посильному участию в эстетическом оформлении группы

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и другими детьми.

Содержание и результаты области могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

Формировать бережное отношение к собственным поделкам и работам других детей.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики.

Формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, координацию, ориентироваться в пространстве.

Обеспечить в помещении оптимальный температурный режим.

Осуществлять постоянный контроль над выработкой правильной осанки.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

Познакомить детей с нетрадиционными способами и техниками рисования: рисование пальчиками, ладошками, печатями из овощей, ватными палочками, нитками, солью, поролоном, мыльными пузырями и т.д.

Привлекать детей находить зависимость между формой предмета и узором.

Речевое развитие

Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей названиями техник, способов рисования.

В целях развития инициативной речи - предоставлять детям  возможность для самостоятельного рассматривания предметов.

Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие», знакомство с  потешками, прибаутками при рассматривании иллюстраций; разучивание небольших стихотворений.

Формы проведения:

1.        Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, тампонирование, рисование по крупе,  печатка и др.

2.        Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.        Эмоциональный настрой - создание игровой ситуации, использование музыкальных произведений.

2.        Наглядные - наблюдения (экскурсии, прогулки), рассматривания (картины, схемы, рисунки), показ образца, показ способов выполнения, использование движения руки.

3.        Практические - игровые (дидактические, развивающие, подвижные), сравнение двух техник, упражнения,  эксперименты и др.

4.        Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);

5.        Словесные - познавательные рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка, проговаривание последовательности работы.

6.        Педагогическая диагностика.

Кроме общих методов, во время занятий в кружке используются методы эстетического воспитания:

-        метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

-        метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

-        метод эстетического убеждения (по мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);

-        метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

-        метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

-        метод разнообразной художественной практики;

-        метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

-        метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

-        метод эвристических и поисковых ситуаций.

Все методы используются в комплексе и:

-        позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

-        дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

-        формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;

-        способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Процесс проведения занятий предусматривает:

1.        Использование приёма транслирования информации;

2.        Отбор тематического содержания;

3.        Основной участник рисования - ребенок;

4.        Педагог        старается        помочь        ребенку        правильно формулировать мысли;

5.        Педагог создаёт схематические изображения;

6.        Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредствам изобразительных действий;

7.        При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

8.        Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др.

Занятия построены по коммуникативному принципу:

1.        Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;

2.        Обеспечение условий общения;

3.        Поддержание речевой инициативы;

4.        Использование коммуникативных средств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-        проведение выставок детских работ;

-        проведение открытого мероприятия;

-        проведение мастер-класса среди педагогов;

-        проектная деятельность.

Схема и методика проведения занятий по образцу. 

Структура

Методы и приёмы

Вводная часть

Эмоциональный настрой, вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.

Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.

Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Основная часть

В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль над её выполнением.

Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

Уборка рабочего стола.

Схема и методика проведения занятий по замыслу.

Структура

Методы и приёмы.

Вводная часть

Эмоциональный настрой, создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций).

Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть

Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

Уборка рабочего стола.

Работа по данному направлению проводится следующим образом:

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым, со сверстниками и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь.

Коллективное творчество принципиально отличается от другой коллективной деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения некого важного для всех результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимума.

Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в качестве основного приёма оказывает наилучшее воздействие и способствует развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого коллективного продукта. Использование игр в творчестве выступает как стимулятор интереса к изобразительной деятельности и развивает коммуникативную культуру дошкольников.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно-потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник:

  • оттиск печатками из овощей и поролона;
  • тычок жесткой кистью;
  • рисование ластиком;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки пальчиками и ладошками;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету;
  • оттиск смятой бумагой;
  • пластилинография;
  • набрызг;
  • тиснение и др.

Каждый из этих приемов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе рисования дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

2.2. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители - основные участники образовательных отношений.

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:

-        Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.

-        Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

-        Возрождение традиций семенного воспитания.

-        Повышение педагогической культуры родителей.

Планируемые результаты сотрудничества педагогов подготовительной группы с семьями воспитанников:

-        Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

-        Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

-        Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.


III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.        Материально-техническое обеспечение Программы

        Материально-технические условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в группе соответствует государственным и местным требованиям и нормам:

  1. Уголок художественного творчества в группе «Ромашка»;
  2. Художественно-творческая стена «Наше творчество» для родителей;
  3. Акварельные краски, гуашь;
  4. Масляная пастель;
  5. Ватные палочки, воск (свеча), трубочки для коктейля;
  6. Поролоновые печатки;
  7. Матерчатые салфетки, ёмкости для воды, кисти и подставки под кисти, пластилин;
  8. Цветные бусины и паетки;
  9. Акварельная бумага формата А 4;
  10. Дизайнерская бумага;
  11. Простые карандаши (2 шт.);
  12. Стёрка;
  13. Клей ПВА или клей - карандаш.

Технические средства обучения:

1.        Магнитофон;

2.        CD и аудио материал

В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы. Это восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля, моркови, пробок, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для процарапывания, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

•        на целенаправленное развитие восприятия цвета;

•        на восприятие формы;

•        на восприятие качеств величины;

•        на количество предметов;

•        на развитие речи, мышления;

•        на развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно-образный материал:

1.        Иллюстрации и репродукции;

2.        Наглядно-дидактический материал;

3.        Игровые атрибуты;

4.        Стихи, загадки;

5.        Открытки для рассматривания


3.2.        Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.        Арнаутова Е. П. / Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264 с.

2.        «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.: «Мозаика - Синтез»,2014.

3.        Давыдова Г.Н. / «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть 1, 2) - М.: «Скрипторий 2003», 2010.

4.        Дубровская Н.В.  «Яркие ладошки» - «Детство - пресс», 2004.

5.        Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках». - «Детство - пресс».

6.        Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 120 с.

7.         Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства - программа развития детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.

8.        Лыкова И.А. / Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа./ - М.: «Издательство Карапуз - Дидактика», 2006 - 144 c.

9.        Лыкова И. А. / Цветные ладошки - авторская программа. М.: «Карапуз - дидактика», 2007. - 144с., 16л. вкл.

10.        Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, 2006

11.        «Дошкольное воспитание» - № 4 1993 г.

12.        «Дошкольное воспитание» - № 2 1996 г.

13.        «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.

14.        «Дошкольное воспитание» - № 8 2005 г.

15.        «Дошкольное воспитание» - № 6 2007 г.

16.        «Дошкольное воспитание» - № 7 2007 г.

17.        «Дошкольное воспитание» - № 3 2011 г.

18.        «Дошкольное воспитание» - № 7 2011 г.


Приложения

Приложение 1

Мониторинг

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

п./n.

Ф.И. ребёнка

Технические

навыки

Точность движений

Средства выразитель-ности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятель-ности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1

16

Итоговый показатель по группе (среднее значение)


Приложение 2

Перспективное планирование художественной деятельности

Сентябрь

1 неделя

Тема занятия «Летний луг»

Техника: восковые мелки + акварель, печать по трафарету

Цель: Совершенствовать умение в техниках, учить изображать лето  наиболее выразительно.

Материалы: Бумага А5, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти

2 неделя

Тема занятия: «Ёжики»

Техника: Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Цель: Познакомить с  техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Материалы: иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

3 неделя

Тема занятия: «Бабочки».

Техника: монотипия, обведение ладошки и кулака.

Цель: Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Материалы: силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш.

4 неделя

Тема занятия: «Загадки»

Техника: ниткография

Цель: познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Материалы: нитки, клей, карандаши.

Октябрь

1 неделя

Тема занятия: «Корона для царицы осени».

Техника: печатание листьями (рисование гуашью методом отпечатки листьев).

Цель: познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные).

Материалы: гуашь, кисть, вода, листья, бумага.

2 неделя

Тема занятия: «Парад хризантем» (коллективная работа)

Техника: рисование зубными щётками

Цель: учить рисовать необычным материалом (зубными щётками). Совершенствовать навыки рисования поролоном. Продолжать развивать чувство композиции.

Материалы: ватман, зубные щётки, гуашь, поролон, вода

3 неделя

Тема занятия: «Грибы большие маленькие»

Техника: рисование с использованием кофе, манки

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы, кофе

Материалы: манная крупа, кофе, клей

4 неделя

Тема занятия: «Сказочное дерево»

Техника: Рисование акварелью методом кляксографии с трубочкой.

Цель: Познакомить детей с техникой кляксография. Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать фантазию, воображение.

Материалы: лист бумаги, трубочки, баночки с водой, акварель, кисть.

Ноябрь

1 неделя

Тема занятия: «Осенние деревья»

Техника: печатание губкой

Цель: познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании деревьев.

Материалы: бумага, гуашь, поролоновая губка, вода, кисти

2 неделя

Тема занятия: «Волшебная рыбка»

Техника: витражная техника

Цель: учить рисовать в новой технике витража, подбирать цвета. Развивать чувство композиции

Материалы: акварель, кисть, вода, бумага

3 неделя

Тема занятия: «Небо при закате солнца»

Техника: монотипия пейзажная

Цель: познакомить детей с новой техникой монотипия по сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Материалы: лист бумаги, гуашь, акварель, кисть, губки, ванночки и баночки с водой, салфетки.

4 неделя

Тема занятия: «Весёлая гусеница»

Техника: печатание пробками

Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки

Материалы: гуашь, вода, листья, ватман

Декабрь

1 неделя

Тема занятия: «Зимнее морозное утро»

Техника: рисование воском

Цель: познакомить с техникой «воск + акварель», научить передавать красоту окружающего мира, используя данную технику

Материалы: акварель, вода, воск, бумага

2 неделя

Тема занятия: «Животные, которых я сам придумал»

Техника: Кляксография, «знакомая форма — новый образ»

Цель: Продолжить знакомство с нетрадиционной художественной техникой кляксографией. Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение.

Материалы: Черная и цветная тушь, листы бумаги, пипетка, гуашь, фломастеры, простой карандаш, восковые мелки.

3 неделя

Тема занятия: «Первые снежинки»

Техника: рисование манной крупой

Цель: закреплять умение рисовать снежинки большие и маленькие с помощью манки

Материалы: клей, кисть, лист цветной бумаги

4 неделя

Тема занятия: «Зимняя ночь в лесу».

Техника: Черно-белый граттаж.

Цель: продолжать учить рисовать необычным способом - зубными щётками

Материалы: Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, трафареты, иллюстрации.

Январь

1 неделя

Тема занятия: «Морозные узоры».

Техника: рисование акварелью методом кляксографии с трубочкой.

Цель: продолжать знакомить с методом кляксографией. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Материалы: тонированная бумага, пипетка, гуашь, салфетка.

2 неделя

Тема занятия: «Снеговик»

Техника: пластилинография

Цель: совершенствовать навыки рисования пластилином

Материалы: цветной картон, пластилин, стека

3 неделя

Тема занятия: Зимние узоры

Техника: рисование солью, клеем

Цель: познакомить с нетрадиционным приемом рисования (рисование солью, клей ПВА.)

Материалы: соль, клей, кисти

4 неделя

Тема занятия: «Снегири на ветке».

Техника: рисование с помощью манки с добавлением краски.

Цель: познакомить с методом рисования с помощью манки. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.

Материалы: лист бумаги, манка, трафарет, клей ПВА, кисти для клея, простой карандаш.

Февраль

1 неделя

Тема занятия: открытка - валентинка.

Техника: пластилинография.

Цель: продолжать обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей

Материалы: доска для лепки, картон, ножницы, пластилин, стека, салфетка для рук

2 неделя

Тема занятия: «Фантазия»

Техника: кляксография

Цель: формировать умения выполнения рисунка с помощью техники «кляксографии». Развитие фантазии и креативного мышления.

Материалы: гуашь, вода, кисти, бумага

3 неделя

Тема занятия: «Самолёты и парашюты»

Техника: техника теснения

Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений. Активизировать мыслительную деятельность.

Материалы: гуашь, бумага, кисти, пенопласт

4 неделя

Тема занятия: «Плюшевый медвежонок»

Техника: рисование поролоном

Цель: упражнять в рисовании с помощью поролона

Материалы: поролон, гуашь, вода, кисть, лист бумаги

Март

1 неделя

Тема занятия: «Подснежники».

Техника: скатывание бумаги.

Цель: учить создавать образы растений в НТ исполнения – скатывания бумаги.

Материалы: салфетки белого и зеленого цвета, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

2 неделя

Тема занятия: «Волшебные цветы»

Техника: кляксография с ниточками.

Цель: познакомить детей с новой техникой рисования кляксография с ниточками.

Материалы: шерстяные   нитки,  лист бумаги, акварельные краски или гуашь, кисточки, простой карандаш, емкости с водой.

3 неделя

Тема занятия: «Мой сон»

Техника: работа со знакомыми техниками

Цель: Развивать творческие способности, воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, прищепки, ватные диски

4 неделя

Тема занятия: «Весны цветущие сады»

Техника: рисование с помощью прищепки и ватного диска

Цель: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом: при помощи прищепки и ватного диска

Материалы: акварель, бумага, вода, кисти

Апрель

1 неделя

Тема занятия: «Ваза для цветов»

Техника: пальчиковая живопись

Цель: продолжать учить создавать узоры с помощью пальчиковой живописи

Материалы: Трафарет вазы, акварель, лист бумаги

2 неделя

Тема занятия: «Космическое путешествие»

Техника: рисование свечой

Цель: продолжать учить детей использовать в рисовании необычные материалы

Материалы: бумага, кисть, акварель, свеча, вода

3 неделя

Тема занятия: «Морское царство»

Техника: кляксография, выдувание трубочкой, матрица

Цель: развивать воображение, пользоваться различными техниками рисования

Материалы: кисть, гуашь, трубочки, матрицы, вода

4 неделя

Тема занятия: «Сирень»

Техника: рисование мятой бумагой

Цель: Упражнять в умении передавать характерные особенности медведя, используя мятую бумагу

Материалы: Бумага, кисть, краски

Май

1 неделя

Тема занятия: «Чудо-дерево»

Техника: коллаж

Цель: продолжать учить технике коллажа, дорисовывать необходимые детали, развивать фантазию

Материалы: картинки, лист бумаги, карандаши, клей

2 неделя

Тема занятия: «Цветочная поляна»

Техника: рисование пробками

Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Материалы: бумага, гуашь разных цветов, кисти, пробки

3 неделя

Тема занятия: «Розы в корзине»

Техника: кляксография

Цель: Формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Развивать творчество, фантазию, воображение, воспитывать эстетическое восприятие

Материалы: бумага, гуашь разных цветов, кисти

4 неделя

Тема занятия: «Одуванчики»

Техника: рисование мыльными пузырями

Цель: познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Материалы: бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.


Приложение 3

Список репродукций и предметов искусства,

рекомендуемых для рассматривания и бесед

в старшем дошкольном возрасте

ЖИВОПИСЬ

НАТЮРМОРТЫ

Врубель М. «Сирень»; Кончаловский П. «Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»

Мане Э. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»

Машков И. «Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»

Садовников В. «Цветы и фрукты»

Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»

Хруцкий И. «Натюрморт со свечой», «Фрукты»

ПЕЙЗАЖИ

Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»

Бакшеев В. «Голубая весна»

Борисов-Мусатов В. «Весна»

Бродская Л. «Овёс», «Таёжный мороз»

Бродский И. «Осенние листья»

Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед дождём» Васнецов В. «Река Вятка»

Волков Е. «Ранний снег»

Гаврилов В. «Свежий ветер»

Грабарь И. «Иней», «Мартовский снег»

Грицай А. «Весна в городском парке», «Ледоход»

Дубовский Н. «Притихло»

Жуковский С. «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»

Зверьков Е. «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»

Куинджи А.И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М. «Абрамцево», «Солнечный день»

Левитан И. «Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь»

Мухин А. «Последний снег»

Остроухов И. «Золотая осень», «Осень»

Поленов В. «Московский дворик»

Полюшенко А. «Май»

Рерих Н. «Небесный бой»

Ромадин Н. «Весна», «Кудинское озеро»

Рылов А. «В голубом просторе»

Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»

Саврасов В. «Радуга»

Сомов К. «Радуга»

Степанов А. «Журавли летят», «Лоси»

Шишкин И.И. «Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»,

«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Щербаков Б. «Тишина. Озеро Неро»

ПОРТРЕТЫ

Аргунов И. «Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»

Брюллов К. «Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»

Василенко В. «Юрий Гагарин»

Васнецов А. «Весна» Васнецов В. «Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»

Венецианов А. «Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»

Дейнека А. «Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»

Кипренский О. «Автопортрет», «Бедная Лиза»

Кончаловский П. «Автопортрет»

Крамской И. «Неизвестная»

Кустодиев Б. «Автопортрет», «Купчиха»

Левитан И. «Автопортрет»

Лиотар Ж.-Э. «Шоколадница»

Ломакин 0. «Портрет экскаваторщика Н. Мокина»

Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»

Матейко Я. «Портрет детей художника»

Мурильо. «Мальчик с собакой»

Нестеров М. «Портрет В.И. Мухиной», «Портрет скульптора Ивана Дмитриевича Шадра»

Перов В. «Тройка»

Прянишников И. «Воробьи»

Ракша Ю. «Дети на изгороди»

Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»

Репин И. «Стрекоза»

Матвеев Ф. «Вид Рима. Колизей»

Пименов Ю. «Новая Москва»

Поленов В. «Московский дворик»

Сергеев М. «Сказание о невидимом граде Китеже»

Щербаков Б. «Ростов Великий»

Юон К. «Купола и ласточки»

► Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором проживают дети

► Открытки с видами Москвы, Улан-Удэ

► Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай)

ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

► Богородская резная игрушка:

«Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь Додон и Звездочёт» И. Стулова

► Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник, лошадка, козёл, баран, индюк, гусь

► Русская матрёшка:

загорская, полхов-майданская, разновидности матрёшек  – матрёшка - боярыня, матрёшка - боярин, витязь, старик - мухомор

► Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, лиса

ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ

► Гжельская керамика

(например, чайная пара, чайник, самовар, маслёнка «Жар-птица»)

► Городецкая роспись по дереву (тарелка, прялка, шкатулка)

► Жостовская роспись на металлических подносах (например, подносы «Розовые хризантемы», «Голубые цветы», «Букет лирический», «Жар-птицы»)

► Лаковая миниатюра Мстёры (например, ларец «Садко», шкатулка «Чудо-юдо рыба-кит»)

► Лаковая миниатюра Холуя (например, шкатулка «По щучьему веленью», «Папоротников цвет»)

► Палехская лаковая живопись (шкатулки, пудреницы)

► Федоскинская лаковая живопись (например, шкатулки «Сказка», «Царь Салтан и белка», «Аленький цветочек», «Хоровод», «Во поле берёзка стояла», «Лель»)

► Хохломская роспись по дереву (ложки, тарелки, утица, горшок, ковш, шкатулка)

ДРУГИЕ ВИДЫ ИЗДЕЛИЙ

► Вологодское кружево

► Павлово-посадские платки и шали

(например, платки «Царевна», «Весенние грёзы», «Карнавал»; шали «Времена года»)

► Ростовская финифть

► Скопинская керамика (горшок, кувшин, миска, крынка, квасник)

► Художественные изделия из бересты (шкатулки, туеса)

► Художественная роспись ткани (например, платки «Венок осенний», «Китайские цветы, шарф «Красные пионы», панно «Японские мотивы»)

► Художественный текстиль

► Клинские ёлочные украшения (шары «Мороз», «Снегурочка», «Птички», игрушки «Снегурка», «Топтыжка», «Снеговик», «Пингвин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"

Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Средняя группа 2017-2018 уч. г.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Подготовительная группа 2019-2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Рабочая программа по дополнительному образованию , кружок " Волшебное тесто"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, апплика...