«Влияние литературного материала на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру у дошкольников».
методическая разработка

Кондратей Наталия Петровна

Влияние литературного материала на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ города Москвы "Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова"

«Влияние литературного

материала на развитие интеллекта, речи, позитивного

отношения к миру у дошкольников».

Подготовила:

Кондратей Н. П.

Москва 2020

   В программе воспитания И обучения В Детском саду художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одной из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

   Программные произведения отбирались особенно тщательно ‚ с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

   Воспитание читателя — процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

   Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

   Программа предоставляет право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания Дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

   Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для Детей второй группы раннего возраста. Пр0должать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

   Представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

   Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком помощью взрослого. Помогать Детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

   Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы показывать их по просьбе воспитателя приучать задавать вопросы: Кто (что) это? Что делать? Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия персонажа (Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп).

   Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его действия.

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

   Читать знакомые, любимые детям художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

   Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия сопереживать героям произведения.

Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

   С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

   Учить детей читать наизусть потешки И небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с Детьми рисунки в знакомых книжках, ярко И выразительно рассказывать ИМ о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

   Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие И простые по содержанию считалки. Помогать детям, используя разные приемы И педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

   Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации.

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировке.

   Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся (толстой) книги, рассматривать рисунки и оформление книги. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать сове отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей.

В данной работе приводится система работы с использованием кинезиологических упражнений  с детьми с онр....

Влияние кинезеологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей

Как помогает наука кинезеология развивать ребенка...

" Влияние дидактических игр на развитие интеллекта"

В презентиции расписаны все виды дидактических игр, включая методику использования. Так же предлоены несколько вид игр....

« Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психиче...

Консультация «Формирование у детей с ОВЗ позитивного отношения к миру – основополагающий фактор их дальнейшей успешной социализации.»

В  настоящее  время  очень  остро  стоит  вопрос  социализации  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья.  Социальным  заказом...