Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста "От воздушного шара к ракете"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Хоцяновская Ольга Олеговна

Однажды в нашем детском саду произошло событие, которое положило начало долгой и увлекательной работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Ваня Ермаков, заходя утром в группу, прямо с порога громко со­общил: «А мы с Люськой (младшей сестренкой) вчера были в необыкновенном месте, прямо на небе!»

-    «В цирке»- дружно предположили мы.

-      «Нет!»

На все наши дальнейшие предположения (в кино, на аттракционах, в теат­ре, во сне) он только загадочно улыбался и отрицательно качал головой.

Наконец мы сдались.

-      «В звездарии!» - радостно прокричал мальчик.

Оказывается, он с родителями впервые побывал в планетарии. И все, что он там узнал и увидел, произвело на ребенка неизгладимое впечатление. Несколько дней только и было разговоров, что о чудесном музее планетарии.

Дети увлеченно рисовали звездное небо, придумывали названия звездам, населяли их фантастическими существами, «запускали» в космос ракеты.

Но со временем их фантазия начала иссякать, и вот тогда мы с детьми от­правились в читальный зал детской библиотеки, где нам показали и помогли по­добрать литературу по интересующему нас вопросу: «Как человек научился ле­тать?».

С этого момента в нашей старшей группе началась «эра воздухоплавания»- рассматривание и изучение летательных аппаратов: от воздушного шара до со­временных космических станций.

В процессе изучения материала, мы с детьми много читали, рисовали, ле­пили, конструировали, обводили и раскрашивали, устраивали выставки работ, ра­зучивали стихи, отгадывали загадки и, конечно же, много играли. Одни игры и пособия мы придумывали сами, другие - нашли в литературе и, переработав, по аналогии создали свои.

Наиболее востребованные из них я и хочу представить вашему вниманию.

 

Пособие «От воздушного шара к ракете»,

(секторный системный оператор)

Пособие представляет собой круг, разделенный на 8 секторов (по количеству этапов развития воздухоплавания).

image

В центре - первый созданный человеком летательный аппарат - воздушный шар, обозначенный цифрой 1.

Далее, по часовой стрелке, - все остальные виды воздушного транспорта (дирижабль, планер, аэроплан, самолет и вертолет, пассажирский лайнер, спутник, ракета, космическая станция).

Целевое назначение пособия: познакомить детей с последовательностью и основными этапами развития воздухоплавания.

Игровые задачи:

-        дать детям знания о первых и современных летательных аппаратах, их внешнем виде, конструктивных особенностях, использовании человеком;

-        упражнять в сравнении различных видов транспорта;

-        расширять и активизировать словарь детей за счет названий воздушного транспорта (дирижабль, планер, аэроплан, лайнер), способа их передвижения (плывет, планирует, летит, мчится и т.д.), профессий людей (воздухоплаватель, планерист, пилот, летчик, космонавт);

-        развивать монологическую и доказательную речь;

-        формировать умение логически мыслить;

-        учить детей систематизировать полученные знания;

-        формировать системное видение мира.

Игровое действие: проследить и рассказать о последовательности создания различных видов воздушного транспорта, основываясь на условных символах.

 

Пособие «Сколько действий назовешь, столько стрелок обведешь»

Пособие представляет собой карточку с изображением трех видов воздушного транспорта (воздушного шара, самолета и ракеты)

Цель: 1. пополнение словарного запаса за счет глаголов,

2. развитие словесно - логического мышления.

Игровое действие

Каждый из играющих, подобрав соответствующий предложенному воздушному средству передвижения глагол, обводит столько стрелок, сколько придумает глаголов. Выигрывает тот, у кого больше обведенных стрелок.

Воздушный шар - поднимается, опускается, парит,

летит, надувается, снижается,

перемещается, сдувается

Самолет - разгоняется, взлетает, летит, приземляется, разворачивается, кружит, гудит, переворачивается, поворачивается, разбегается.

Ракета - стартует, взлетает, отрывается, летит, преодолевает,

врывается, отсоединяется, стыкуется.

Пособие «Что я видел ?»

Пособие представляет собой набор карт с 8 - 10 опорными картинками,

соединенных между собой пунктирными линиями со стрелками - указателями.

Целевое назначение пособия :

-     учить составлять связный рассказ по серии опорных картинок;

-      совершенствовать развернутую монологическую речь;

-      формировать грамматически правильный строй речи;

-      развивать творчекую фантазию.

Игровое действие - составить связный рассказ, следуя по направлению стрелок указателей от картинки к картинке.

 

Д/и «Кто чем управляет?»

Дидактические задачи: формировать познавательные способности, расширить знания о профессиях людей, работающих на транспорте.

Речевые задачи: расширение словаря на базе названий транспорта и профессий людей, работающих на нем, формирование монологической и вопросно-ответной формы речи.

Игровые действия: дети, глядя на картинки с изображением различного вида транспорта, называют его и рассказывают, кто им управляет.

 

Д/и «Чего не хватает?»

Дидактические задачи: расширить знания о конструктивных особенностях различных видов транспорта, его составных частях, развить наблюдательность и мелкую моторику.

Речевые задачи: активизация и расширение словаря за счет названия частей различного вида транспорта.

Игровые действия: детям предлагаются карточки с изображением различных видов транспорта с недорисованными частями. Они находят, что не дорисовано, называют и дорисовывают.

 

Д/и «Что изменилось?»

Дидактические задачи: сравнение транспорта современного р прошлых лет по теме «Воздушный транспорт», формирование логического мышления.

Речевые задачи: активизация словаря за счет названий материала, конструктивных особенностей и частей транспорта, глаголов, обозначающих способ передвижения транспорта, профессий управляющих им людей, формирование развернутой монологической речи.

Игровые действия: детям предлагаются две картинки с изображением одного вида транспорта разных эпох. Они находят и называют все отличия (материал, конструктивные особенности, движущая сила).

Д/и «Как называется профессия?»

Дидактические задачи; уточнить и расширить знания детей о работе Аэрофлота, профессий людей, обслуживающих в полете пассажирский авиалайнер.

Речевые задачи: развитие монологической речи, обучение составлению рассказов по картинкам, активизация и расширение словаря за счет названий конструктивных частей самолета, профессий людей, обслуживающих его в полете.

Игровые действия: составление рассказов о работе Аэрофлота по серии предложенных картинок - «В аэропорту», «На взлетнбм поле», «В кабине пилота», ит.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakt_igry_dlya_starsh_doshk.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

"От воздушного шара к ракете"

Однажды в нашем детском саду произошло событие, которое положило начало долгой и увлекательной работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Ваня Ермаков, заходя утром в группу, прямо с порога громко сообщил: «А мы с Люськой (младшей сестренкой) вчера были в необыкновенном месте, прямо на небе!»
«В цирке»- дружно предположили мы.
«Нет!»
На все наши дальнейшие предположения (в кино, на аттракционах, в театре, во сне) он только загадочно улыбался и отрицательно качал головой.
Наконец мы сдались.
«В звездарии!» - радостно прокричал мальчик.
Оказывается, он с родителями впервые побывал в планетарии. И все, что он там узнал и увидел, произвело на ребенка неизгладимое впечатление. Несколько дней только и было разговоров, что о чудесном музее планетарии.
Дети увлеченно рисовали звездное небо, придумывали названия звездам, населяли их фантастическими существами, «запускали» в космос ракеты.
Но со временем их фантазия начала иссякать, и вот тогда мы с детьми отправились в читальный зал детской библиотеки, где нам показали и помогли подобрать литературу по интересующему нас вопросу: «Как человек научился летать?».
С этого момента в нашей старшей группе началась «эра воздухоплавания»- рассматривание и изучение летательных аппаратов: от воздушного шара до современных космических станций.
В процессе изучения материала, мы с детьми много читали, рисовали, лепили, конструировали, обводили и раскрашивали, устраивали выставки работ, разучивали стихи, отгадывали загадки и, конечно же, много играли. Одни игры и пособия мы придумывали сами, другие - нашли в литературе и, переработав, по аналогии создали свои.
Наиболее востребованные из них я и хочу представить вашему вниманию.

Пособие «От воздушного шара к ракете»,

(секторный системный оператор)

Пособие представляет собой круг, разделенный на 8 секторов (по количеству этапов развития воздухоплавания).

В центре - первый созданный человеком летательный аппарат - воздушный шар, обозначенный цифрой 1.

Далее, по часовой стрелке, - все остальные виды воздушного транспорта (дирижабль, планер, аэроплан, самолет и вертолет, пассажирский лайнер, спутник, ракета, космическая станция).

Целевое назначение пособия: познакомить детей с последовательностью и основными этапами развития воздухоплавания.

Игровые задачи:

-        дать детям знания о первых и современных летательных аппаратах, их внешнем виде, конструктивных особенностях, использовании человеком;

-        упражнять в сравнении различных видов транспорта;

-        расширять и активизировать словарь детей за счет названий воздушного транспорта (дирижабль, планер, аэроплан, лайнер), способа их передвижения (плывет, планирует, летит, мчится и т.д.), профессий людей (воздухоплаватель, планерист, пилот, летчик, космонавт);

-        развивать монологическую и доказательную речь;

-        формировать умение логически мыслить;

-        учить детей систематизировать полученные знания;

-        формировать системное видение мира.

Игровое действие: проследить и рассказать о последовательности создания различных видов воздушного транспорта, основываясь на условных символах.

Пособие «Сколько действий назовешь, столько стрелок обведешь»

Пособие представляет собой карточку с изображением трех видов воздушного транспорта (воздушного шара, самолета и ракеты)

Цель: 1. пополнение словарного запаса за счет глаголов,

2. развитие словесно - логического мышления.

Игровое действие

Каждый из играющих, подобрав соответствующий предложенному воздушному средству передвижения глагол, обводит столько стрелок, сколько придумает глаголов. Выигрывает тот, у кого больше обведенных стрелок.

Воздушный шар - поднимается, опускается, парит,

летит, надувается, снижается,

перемещается, сдувается

Самолет - разгоняется, взлетает, летит, приземляется, разворачивается, кружит, гудит, переворачивается, поворачивается, разбегается.

Ракета - стартует, взлетает, отрывается, летит, преодолевает,

врывается, отсоединяется, стыкуется.

Пособие «Что я видел ?»

Пособие представляет собой набор карт с 8 - 10 опорными картинками,

соединенных между собой пунктирными линиями со стрелками - указателями.

Целевое назначение пособия :

  • учить составлять связный рассказ по серии опорных картинок;
  • совершенствовать развернутую монологическую речь;
  • формировать грамматически правильный строй речи;
  • развивать творчекую фантазию.

Игровое действие - составить связный рассказ, следуя по направлению стрелок указателей от картинки к картинке.

Д/и «Кто чем управляет?»

Дидактические задачи: формировать познавательные способности, расширить знания о профессиях людей, работающих на транспорте.

Речевые задачи: расширение словаря на базе названий транспорта и профессий людей, работающих на нем, формирование монологической и вопросно-ответной формы речи.

Игровые действия: дети, глядя на картинки с изображением различного вида транспорта, называют его и рассказывают, кто им управляет.

Д/и «Чего не хватает?»

Дидактические задачи: расширить знания о конструктивных особенностях различных видов транспорта, его составных частях, развить наблюдательность и мелкую моторику.

Речевые задачи: активизация и расширение словаря за счет названия частей различного вида транспорта.

Игровые действия: детям предлагаются карточки с изображением различных видов транспорта с недорисованными частями. Они находят, что не дорисовано, называют и дорисовывают.

Д/и «Что изменилось?»

Дидактические задачи: сравнение транспорта современного р прошлых лет по теме «Воздушный транспорт», формирование логического мышления.

Речевые задачи: активизация словаря за счет названий материала, конструктивных особенностей и частей транспорта, глаголов, обозначающих способ передвижения транспорта, профессий управляющих им людей, формирование развернутой монологической речи.

Игровые действия: детям предлагаются две картинки с изображением одного вида транспорта разных эпох. Они находят и называют все отличия (материал, конструктивные особенности, движущая сила).

Д/и «Как называется профессия?»
Д

идактические задачи; уточнить и расширить знания детей о работе Аэрофлота, профессий людей, обслуживающих в полете пассажирский авиалайнер.
Р

ечевые задачи: развитие монологической речи, обучение составлению рассказов по картинкам, активизация и расширение словаря за счет названий конструктивных частей самолета, профессий людей, обслуживающих его в полете.
И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

                          Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Воздушный транспорт"

Интерактивная игра для развития логического мышления дошкольников...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...