Культурные практики
методическая разработка

Рябоволова Татьяна Николаевна

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Культурные практики: сущность, специфика,

особенности проектирования, сопровождения и поддержки

развития дошкольников в образовательном процессе детского сада

Информацию подготовила:

 Рябоволова Т.Н.,

старший воспитатель

Яя, 2020


Культурные практики: сущность, специфика,

особенности проектирования, сопровождения и поддержки

развития дошкольников в образовательном процессе детского сада

Культурные практики это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Сущность развивающего дошкольного образования состоит в том, что личный опыт каждого ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных, интересных видах деятельности осваивал культурные средства и способы познания, коммуникации, сотрудничества, позволяющие успешно проявить самостоятельность и реализовать позицию субъекта. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.

Новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

«Практика ребенка становится культурной, — подчеркивает Н.Б. Крылова, — …когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура — сущностное качество любой формы деятельности)» [5].

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.

Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:

— Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

— Какие деятельностные умения осваивают дети?

— Какие творческие умения осваивают дети?

— Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

— Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

— Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

К примеру, для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей», «День сказок», «День здоровья» пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.

Событийный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего сообщества детей и взрослых.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.

Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга, празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.

Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:

  • отвечают интересам дошкольника;
  • строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
  • обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе содержания и средств организации своей деятельности;
  • ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с его интересами, завершается определенным лично значимым результатом (познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

В образовательном процессе детского сада ситуации выбора могут проектироваться как ситуации практической, познавательной и нравственной направленности. Они становятся средством обогащения действенно-практического, познавательного и эмоционально-нравственного компонентов личного опыта дошкольников. Этому способствует разнообразие ситуаций выбора, среди них используются: ситуации свободного выбора способа решения познавательной или практической задачи; ситуации морального выбора (выбора способа решения нравственной задачи); ситуации выбора способа организации коллективной или индивидуальной деятельности; ситуации выбора решения в условных коллизионных ситуациях и пр.

По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:

  • ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения детей;
  • ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей.

Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.

В целом, ситуации выбора могут быть рассмотрены как специально создаваемая и включаемая в образовательный процесс совокупность педагогических условий, требующих свободного выбора со стороны ребенка (Т.И. Бабаева). По мере накопления личного опыта, ситуации выбора усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком выбора и подсказывать сразу верный вариант, отметая неудачные, на взгляд взрослого, варианты выбора. Подлинная самостоятельность и инициатива формируются у ребенка в процессе проб и ошибок, активного поиска решения и эмоционального переживания полученных результатов.

Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик сразу же нарушается. Так, позиция воспитателя в рамках игровой практики основывается на общих принципах игры (самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Игровая позиция воспитателя включает в себя:

  • ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
  • рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
  • «инфантилизацию» как способность на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети, устанавливать доверительные отношения с ними;
  • эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
  • креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели (Е.В. Груздова [3]).

Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «со-игрока», «координатора») обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет изнутри игровой практики оказывать позитивное влияние на ее развитие.

В рамках приобретаемого опыта под влиянием взрослого и естественной логики событий детской жизни, ребенок предпринимает «культурные пробы», осваивает культурные практики проявления заботы, сочувствия, дружеских отношений и сотрудничества, организации деятельности, творческих дел и игровой культуры.

Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности, поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде успешных индивидуальных культурных практик. К примеру, предложить ребенку показать другим детям, как он мастерит из бросового материала игрушки, предложить детям воспользоваться придуманным ребенком способом справедливого распределения ролей, материалов или новым вариантом игры и т.п. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Надо подчеркнуть, что приобретаемый ребенком личный опыт должен быть постоянно в поле зрения воспитателя. Всегда ли самостоятельная практика поведения и деятельности ребенка несет в себе только положительный «культурный заряд»? К сожалению, далеко не всегда. Нередко за фасадом внешне культурной деятельности детей скрывается негативный опыт отношения детей друг к другу, агрессивность, грубость, отказ от общения с отдельными детьми, нежелание принимать сверстника в совместные дела, стремление лидеров подчинить слабых своей воли и пр.

Учитывая это, современному воспитателю необходимо хорошо знать содержание и реальный культурный контекст свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте воспроизвести культурные практики. Этому служит открытая позиция воспитателя, его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни, проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, со-чувствовать и со-участвовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и самоутверждения.

В заключение хотелось подчеркнуть, что культурные практики выполняют значительную роль в позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Они активизируют механизмы саморазвития, инициативы и свободы самовыражения. Задача расширения пространства культурных практик детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности не теряет своей актуальности и требует дальнейшей разработки.


Литература:

  1. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учеб.-метод. пос. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
  2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб.: Детство Пресс, 2012.
  3. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2001.
  4. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
  5. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: ТЦ «Сфера», 2012.
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.

Электронные ресурсы:

  1. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада - [Электронный ресурс] – режим доступа – URL: https://16pfspb.caduk.ru/DswMedia/7jnbsyzg.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...