Теория и методика обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Балалайкина Анастасия Александровна

Обучение иностранным языкам день ото дня приобретает все более популяризированный характер. Данное явление обосновывается тем фактом, что в современном мире увеличивается значение межкультурной коммуникации. Принимая во внимание данный факт, становится возможным говорить о том, что обучение иностранным языкам носит не только образовательный, но и практический характер.

Также необходимо отметить, что чем раньше будет начат процесс обучения иностранным языкам, тем более эффективным он будет. В силу возрастных и психологических особенностей на этапе дошкольного образования процесс восприятия, запоминания и имитации иностранной речи происходит проще, нежели в более старшем возрасте. Таким образом, разумно говорить о том, что обучение необходимо начинать в дошкольных учреждениях, пока дети не обременены школьной программой. При этом немалую роль играет непосредственная методика обучения. Одной из психологических характеристик, отличающих дошкольников от школьников, является активная потребность малышей в визуализации представляемого материала. Результативность таких занятий будет зависеть от того, каким образом педагог организует урок, подберет материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatiya23.38 КБ

Предварительный просмотр:

 УДК 372.881.111.1

Балалайкина А.А., Васильева Д.В. Теория и методика обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях

Кальней Валентина Алексеевна,

Профессор, доктор педагогических наук

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва

Балалайкина Анастасия Александровна

магистр педагогических наук,

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва

Г.Балашиха,мкр.Железнодорожный,ул.Новая,д.11,кв.66. Индекс: 143980

balalyet@yandex.ru

Васильева Дарья Вадимовна

магистр педагогических наук,

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва

Theory and methodology of teaching foreign languages in preschool institutions

Kalney Valentina Alekseevna

Professor, doctor of pedagogical Sciences,

K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Moscow

Balalaikina Anastasia Aleksandrovna

master of education,

K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Moscow

Balashikha, MD.Railway,street New,d. 11,kV. 66. Postal code: 143980

balalyet@yandex.ru

Vasilyeva Darya Vadimovna

master of education,

K. G. Razumovsky Moscow state University of technology and management, Moscow

Аннотация. Краткая характеристика научной статьи.

Abstract. Brief description of the scientific article.

Ключевые слова: иностранный язык, коммуникация, образовательный характер, обучение, дошкольное учреждение, психологические характеристики.

Key words: foreign language, communication, educational nature, teaching, preschool institutions, psychological characteristics.

Аннотация

Обучение иностранным языкам день ото дня приобретает все более популяризированный характер. Данное явление обосновывается тем фактом, что в современном мире увеличивается значение межкультурной коммуникации. Принимая во внимание данный факт, становится возможным говорить о том, что обучение иностранным языкам носит не только образовательный, но и практический характер.

Также необходимо отметить, что чем раньше будет начат процесс обучения иностранным языкам, тем более эффективным он будет. В силу возрастных и психологических особенностей на этапе дошкольного образования процесс восприятия, запоминания и имитации иностранной речи происходит проще, нежели в более старшем возрасте. Таким образом, разумно говорить о том, что обучение необходимо начинать в дошкольных учреждениях, пока дети не обременены школьной программой. При этом немалую роль играет непосредственная методика обучения. Одной из психологических характеристик, отличающих дошкольников от школьников, является активная потребность малышей в визуализации представляемого материала. Результативность таких занятий будет зависеть от того, каким образом педагог организует урок, подберет материал.

Abstract

Teaching foreign languages is going to be more and more popular day by day. This phenomenon is justified by the fact that the importance of intercultural communication is increasing in the modern world. Considering this fact, it is possible to note that teaching foreign languages is not only of educational, but also of practical nature.

It should also be noted that the sooner the process of teaching foreign languages begins, the more effective it will be. Due to age and psychological characteristics at the stage of preschool education, the process of perception, memorization and imitation of foreign speech is simpler than at an older age. Thus, it is reasonable to say that education should be started in preschool institutions until the children are burdened with the school curriculum. At the same time, teaching methodology plays a significant role. One of the psychological characteristics that distinguish preschoolers from schoolchildren is the active need of kids in the visualization of presented material. The effectiveness of such classes will depend on the way the teacher organizes the lesson, selects material.

Изучением вопроса особенностей работы с детьми дошкольного возраста начали заниматься довольно давно. В первую очередь, это связано с потребностью поиска оптимальных путей и способов развития детей. В дошкольном возрасте происходит «закладка» основных представлений детей об устройстве мира, его идеалах и нормах поведения. Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы детей окружали профессионалы, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, а также любовью к своей работе. Таким образом, разумно говорить о том, что педагог ДОО должен постоянно совершенствовать собственные профессиональные навыки, иметь устойчивые профессиональные ориентации и т.д.

О значимости работы педагога говорил еще Д.К. Ушаков, который отмечал, что педагогом можно считать человека, который профессионально занимается воспитанием детей [6]. В то же время принято считать, что настоящий педагог должен ориентироваться на желания детей и их потребности, а также быть одновременно методистом, психологом и технологом [5].

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен соответствовать ряду критериев и понимать, что методика его педагогической деятельности будет значительным образом отличаться от педагогической деятельности учителя, работающего в школе. Как правило, организация обучения в учреждениях дошкольного образования должна осуществляться на основе личностно-деятельного подхода [2]. Иными словами, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов, упражнений и так далее, должны преломляться через «призму личности обучаемого» – его потребности, мотивы, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Личностно-деятельностный подход также предполагает, что в процессе преподавания иностранного языка педагог максимально учитывает национальные, половозрастные, индивидуально-психологические (темперамент), статусные (положение в группе, в классе) особенности ребенка.

Вопрос необходимости и актуальности преподавания иностранного языка в дошкольном возрасте всегда стоял довольно остро. Неоспоримым его преимуществом является благотворное влияние на психическое развитие ребенка, развитие памяти, устойчивого внимания, умения анализировать, воспринимать постороннюю речь на слух и т.д.  

Отдельные исследователи, например, Л.С. Выготский и С.Н. Рубинштейн высказывались относительно того факта, что процесс обучения иностранному языку необходимо начинать не ранее, чем на ступени младшего школьного обучения, т.е. в возрасте 6-8 лет [1]. Данные исследователи полагали, что обучение иностранному языку не имеет практического смысла до тех пор, пока родная речь не усвоена в полной мере. Более того, они высказывали точку зрения, согласно которой, для продуктивного обучения ребенок должен подходить к процессу знакомства с иностранным языком сознательно. У таких детей хорошо развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах.

Другие исследователи, напротив, выступали за то, что обучение иностранному языку необходимо начинать как можно раньше. Речь идет о возрасте 3-6 лет, пока речь ребенка на сформировалась в полной мере, и может легко изменяться. Одним из неоспоримых преимуществ обучения иностранному языку в данном возрасте является расширение кругозора детей, знакомство с новыми реалиями и т.д.

Также при планировании и организации процесса обучения иностранному языку в дошкольном учреждении, педагогу необходимо определиться с таким аспектом, как наполняемость групп, с которыми будут проводиться занятия. Такие уроки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. При этом, для детей дошкольного возраста более продуктивными оказываются занятия, организованные в группах. Отдельные исследователи считают, что работа будет более продуктивной в мини-группах, в то время, как другие полагают, что работать необходимо в группах по 25-30 человек [3]. Такой численный эквивалент связывают с непосредственной привычкой дошкольников находиться в одном коллективе. Однако, И.Л. Шолпо отмечает, что в случае, если речь идет о создании группы дошкольников, которые не общались ранее в едином коллективе, то наилучшим способом решения количества обучающихся будут группы по 5- 10 детей [4].

Специфика организации учебной деятельности заключается в том, что в дошкольном возрасте дети не способны осуществлять непосредственную коммуникацию друг с другом. Таким образом, ключевым звеном организации коммуникации является педагог, поскольку он создает речевой процесс с применением лексических родного языка и лексических единиц изучаемого языка. Для того, чтобы процесс запоминания был более продуктивным, педагог может внедрять в уроки различные считалочки, рифмовки, сказки – все, что дошкольники могут понять и воспроизвести.

Формы организации педагогической деятельности в дошкольном учреждении в процессе обучения иностранному языку могут быть представлены в виде игровой деятельности, которая предполагает наличие нескольких компонентов:

- ситуативные игры;

- соревновательные игры;

- ритмико-музыкальные игры;

- художественные игры и т.д.

Выбор конкретной формы игры зависит от ряда факторов, к числу которых можно отнести возраст детей, тематику занятия, преследуемые цели, способности обучающихся и т.д.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что обучение иностранным языкам в дошкольном учреждении имеет свои преимущества, которые благоприятно влияют не только на образовательную сторону, проявляющуюся в процессе получения детьми новых знаний, но и в общем положительном эффекте, оказываемом на психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Выбор конкретной методики, которую педагог выберет для работы, зависит от ряда факторов и является сугубо индивидуальным для каждой конкретной группы дошкольников.

Список литературных источников

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.
  2. Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения иностранному языку: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2010.
  3. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.
  4. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. – СПб., 1999.
  5. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834 
  6. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834 

References

1. Vygotsky L.S. The game and its role in the mental development of the child: Transcript of a lecture given in 1933. at the Leningrad State Pedagogical Institute. A.I. Herzen // Questions of psychology. - 1966- No. 6.- S. 62-76.

2. Rodina N.M., Protasova E.Yu. Methods of teaching a foreign language: Humanitarian. ed. VLADOS center; Moscow; 2010.

3. Futerman Z. Ya. Foreign language in kindergarten. - Kiev, 1984.

4. Sholpo I.L. How to teach a preschooler to speak English: A manual on the methodology of teaching English for pedagogical universities, colleges and schools specializing in `` Teacher of a foreign language in kindergarten ''. - SPb., 1999.

5. The basics of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher) - Yekaterinburg. V.S. Bezrukova. 2000. Electronic resource: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834 

6. Explanatory dictionary Ushakov. D.N. Ushakov. 1935-1940. Electronic resource: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

РаннПроблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вы...

памятка родителям по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста

Почему ранний возраст предпочтителен для занятий иностранного языка? Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Тема: «КАК ВКЛЮЧАТЬ ПРОДУКТИВНУЮ (конструктивно-моделирующую ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ  ИХ ...

О целесообразности обучения иностранному языку в дошкольном возрасте

Для родителей, сомневающихся, нужен ли их ребенку кружок иностранного языка....

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка....

«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте».(Детский сад «Солнышко»).

:  посильно, в меру развития возрастных особенностей  малышей детсадовского возраста, вовлекать в обучение каждого ребёнка,  игровая форма обучения обеспечивает в интересный вид познани...

«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения английскому языку в детском саду»

В настоящее время все больше и больше родителей интересуются возможностью изучения иностранного языка в условиях дошкольного образовательного учреждения, т.е. когда ребенок посещает детский сад. ...