Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"
материал

Султашева Виктория Александровна

«В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

(Уильям Блейк)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

из опыта работы по теме:

"Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста".  

Воспитатель Султашева В.А.                                                                                            

«В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

(Уильям Блейк)»

Кажется, эти слова мог сказать ребёнок. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. В работе по изобразительной деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. В силу индивидуальных особенностей, развитие художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально – организованной деятельности я даю возможность каждом уребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы входящие в программу по дополнительному образованию, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. При обучении детей рисованию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.

В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти отусловных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации. Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей среднего возраста , с учётом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

  1. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;
  2. Индивидуализации дошкольного образования;
  3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Партнерства с семьей;
  6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
  7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.

Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («оттиск поролоном», «рисование мятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование на мятой бумаге методом тычка» «рисование на мокрой бумаге», «рисование пленкой», «рисование пластиковой вилкой»);

● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;

● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

● развивать познавательных и творческие способности детей;

● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

●смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;

●формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;

●использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.

Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию образования;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности; - взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе.

Вся моя работа - от выбора темы до оценки результативности - состояла из трёх этапов.

Первый этап - проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения, теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования:

Второй этап – разработка и планирование деятельности.

Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах раннего возраста.

Свою деятельность в период проведения опыта по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей младшего дошкольного возраста я разбила на три направления работы. Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.

Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительно техники («оттиск поролоном», «рисование мятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование на мятой бумаге методом тычка» «рисование на мокрой бумаге», «рисование пленкой», «рисование пластиковой вилкой»);

● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;

● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

● развивать познавательные и творческие способности детей;

● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время НОД;

● использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.

Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: - показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы наиболее часто я использую приѐм изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях поза креплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.

Словесные методы и приемы обучения

К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.

Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Развивающие технологии, используемые в процессе опыта.

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

  • Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • Новизна обстановки;
  • Необычное начало работы;
  • Красивые и разнообразные материалы;
  • Интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • Возможность выбора;
  • Рисования с помощью бросового материала

Формы работы

  1. Непосредственно образовательная деятельность. Разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами.
  2. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности. Разработано планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству, рисование нетрадиционными способами.
  3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
  4. Чтение и обсуждение художественных произведений;
  5. Дидактическая игра
  6. Оформление выставок.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию

  1. Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
  2. Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
  3. Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

В работе я использую такие нетрадиционные приемы рисование с детьми среднего дошкольного возраста как:

 «Рисование мятой бумагой»

C:\Users\1\Downloads\20181108_112036.jpg

Средства выразительности: оттиск, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага коричневого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь мятую бумагу  и наносит оттиск на бумагу, передавая форму тела ежа.

"Тычок жёсткой полусухой кистью".

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

 «Рисование пластиковой вилкой»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=07f5fdfce0adf0e18cd94322ebf71af6-l&n=13

Средства выразительности: форма,  пятно, линия, цвет.

Материалы: листы бумаги А4, гуашь, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики непроливайки, кисти, формочки для разведения краски, картинки с изображением елки.

Способ получения изображения Сначала карандашом нарисуем ствол веточки. Затем обмакните вилочку в баночку с зеленой краской, точно также как обмакиваем кисточку. И прикладываем к верхней части ствола, как будто ходите крышу нарисовать.

Теперь повторяем наши действия, но уже ниже первого яруса веточки.

И так пока наша веточка не станет пушистой и красивой.

 Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Чтобы были веточки красивыми я их украсили снегом и снежинками.

Снег под елочкой мы добавляем, окуная силку в голубую краску и проводим волнистые линии, как сугробы. А вот снежинки были нарисованы ребром вилки. Сначала нарисуем букву Х и добавим по середине еще одну палочку. Вот и снежинка.

         

По подробнее хотело бы мне рассказать про нетрадиционный метод рисования одноразовой пластиковой вилкой.

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Вот образец такой работы для детей в детском саду.

Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.

И чтобы расход краски был меньше, гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному, или в другой пропорции.

На листе бумаги рисуем пенек.  От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

И уже третий этап – мы поверх этих мазков кладем еще один слой центральный маков– уже более вертикально вниз от центра, чуть чуть расходясь в стороны.

В такой нетрадиционной технике вы можете нарисовать любые колючие элементы рисунка – например, ежик или кактус, солнышко, одуванчик и многое другое.

Вилка – это не только столовый прибор, которым кушают котлеты, но и необычная кисточка для рисования, которой можно создавать такие чудесные картины!

Во время рисования нетрадиционными методами ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, к концу третьего года жизни они уже способны видеть общий результат, отмечая свой вклад в работу. Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикреплённой к стене группы.

Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей. Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок, становится всё более уверенным в своих силах. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки.

Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Выступление на педагогическом совете «Развитие воображения в дошкольном возрасте»

Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, инициативности, поощрять его творчество, поддерживать вся...

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Выступление на педагогическом совете "Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период"

Осуществлять комплексный подход  к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья...

Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...