Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"
методическая разработка (подготовительная группа)

Орлова Оксана Михайловна

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Педагогическая находка

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

        

                                                         Автор: Орлова Оксана Михайловна    

              воспитатель

высшей квалификационной категории

                                   МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой

2020 год

Дошкольный возраст - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира. 

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Однако, на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последнее время произошло значительное снижение познавательной активности. Дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность, утрачивают интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции. Стало очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности.

Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы педагога, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и являются эффективным средством повышения качества дошкольного образования. В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

 Основная цель моей педагогической идеи – способствовать развитию у детей познавательной активности, инициативности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством использования современных педагогических технологий.

Задачи:

  • создание условий для развития познавательной активности детей;
  • вовлечение ребенка в процесс познавательного поиска;
  • развитие инициативности, любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие эмоционально-целостного отношения к окружающему миру (взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь)
  • заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что, ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
  • организация работы с родителями по развитию познавательной активности дошкольников.

На мой взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. 

К стадиям познавательного развития мы относим:

  • любопытство - характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первым толчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

  • любознательность – представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. 

  • познавательный интерес – повышенная устойчивость, с ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. 

В своей работе я использую современные педагогические технологии, методы и формы, которые позволяют дать толчок к развитию познавательной активности детей.

Особенно эффективными в работе со старшими  дошкольниками являются игровые технологии (авторы Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, В.В. Воскобович, Е.Ю. Борисенкова, Е.Н. Панова и др.), которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Именно в игре  происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание; в игре дошкольник проявляет активность и инициативу. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практике со своими воспитанниками:

  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Интерактивные игры
  • Игры-путешествия
  • Игры-экспериментирования
  • Моделирование игровых ситуаций

Интересная, занимательная игра активизирует детей, снимает психологическое и физическое напряжение, помогает восприятию нового материала, способствует развитию коммуникативных качеств дошкольника. Игра  - это развивающая деятельность, эффективная форма сотрудничества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Используемая мною в практике технология проблемного обучения (автор Дж. Дьюи) является  необходимым условием развития познавательных интересов детей. При проблемном обучении деятельность детей приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Ведь воспитатель не дает детям знания и сведения в готовом виде, а учит их видеть и решать проблемно-поисковые ситуации. Именно такие ситуации составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. В процессе решения проблемной ситуации, педагог помогает  детям использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требовалось открытие нового способа; в этом случае ребёнок мог идти путём опытных проб. Оцениваются как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Неверные решения анализируются вместе; находилась ошибка, и начинался поиск нового способа решения задания. Поощряется познавательная активность детей, поддерживается их интерес к знаниям, эмоциональное состояние,  что позволяло детям  правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Изучение нового в процессе обучения осуществляется,  как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Использование технологий исследовательской деятельности (автор А.И. Савенков) позволяет развивать познавательные способности дошкольников, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве. Поэтому развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя «взрослые» законы через понятную ему деятельность. И моя задача, как педагога - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Его применяем ежедневно в повседневной жизни. А эксперимент проводим в практической деятельности с целью расширить представления детей о живой и неживой природе. Развиваем умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Исследовательская деятельность пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащает яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дети  учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Технология проектной деятельности (авторы Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) является очень эффективной формой работы в данном направлении, которая предполагает привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса. Разработаны и успешно реализуются разнообразные познавательные, информационно-творческие проекты такие, как «Весна, «Зима», «Осень», «Ямал – наш край родной», «Наш город», «Профессии взрослых», «Если хочешь быть здоров!», «Мама – главное слово на свете», «Этот таинственный космос», «Витамины с грядки» и т.д. Метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать мыслительные процессы,  творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность стимулирует развитие самостоятельности и ответственности, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что не маловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей. Работая вместе с детьми над проектомродители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. Для включения родителей в проектную деятельность обязательно  информирую родителей о проектах, реализуемых в группе. Основная цель привлечения  родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка.

Технология лэпбука (автор Т.А. Пироженко) является новейшим способом организации образовательной деятельности с дошкольниками. Это сравнительно новое средство обученияпредставляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук – книга на коленях, тематическая папка. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка. Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.Для того чтобы изготовить лэпбук нужна фантазия и разнообразный материал. Сам процесс создания очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Результат будет более высоким, если активно работать с детьми и привлекать родителей к изготовлению лэпбуков. Живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешный результат работы. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Данная форма при детско-взрослом взаимодействии, как с педагогами, так и семейные проекты, развивают более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы ребенка, но и развивать их. За то непродолжительное время использования данной технологии было изготовлено 15 лэпбуков по различным темам. Я считаю данную технологию успешным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФГОС ДО. Ведь это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это поиски, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь, если посеять «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Данная технология позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Информационно-коммуникативные технологии - один из эффективных способов передачи знаний. Он развивает интерес к обучению, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ. Интерактивное оборудование (доска) позволяет ярко, образно преподнести дошкольникам информацию, показать ее на экране те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывали затруднения: грозу, шторм, извержение вулкана,  и т.д. Можно отправиться в заочное путешествие по разным городам и странам, в разное время. Также можно смоделировать воспроизведение звуков природы (пение птиц, журчание ручья, шум водопада), или работу транспорта и т.д. Познавательные видеопрезентации обеспечивают яркую наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала. Просмотр обучающих видеоуроков по изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, ОБЖ, различных мастер-классов, познавательных передач для дошкольников  - одна из форм работы по развитию познавательной активности. Интерактивные игры – одно из любимых занятий моих воспитанников в нашей совместной деятельности. Хочется отметить, что мною созданы 7 авторских интерактивных игр   с помощью редактора «Сова». В результате   дети овладели навыками пользования интерактивной доской, как средством выполнения различных познавательных и творческих заданий.

Личностно-ориентированная технология (авторы В.А, Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, С.В. Крюкова, Л.М. Шипицына и др.) реализуется в предметно-пространственной развивающей среде, отвечающей требованиям содержания современных образовательных программ. Создание  условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить познавательную активность дошкольников. Созданная предметно-пространственная развивающая образовательная среда в нашей группе соответствует принципам ФГОС ДО. Она безопасна, полифункциональна, трансформируема, вариативна и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Цель организующей функции - предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в познавательной деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Применение на практике современных педагогических технологий с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием специально организованной предметно-пространственной развивающей образовательной  среды  позволило  систематически и целенаправленно развивать познавательные  способности  каждого ребенка. Формы работы являются интересными для детей. У моих воспитанников развивается познавательная активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Ребята активно проявляют интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях их жизни.        

Таким образом,  можно сказать, что  целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...