Использование коммуникативных игр для социализации ребенка с умственной отсталостью
статья

Общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коммуникативные игры35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коммуникативных игр

для социализации ребенка с умственной отсталостью

статья                                                                                          старший воспитатель Громова Е.С.

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества, реального общения с взрослыми – носителями этого опыта.

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.

До недавнего времени в России таким детям не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с умеренным и тяжелым нарушением интеллекта значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Инструктивное письмо Министерства образования РФ (от 26.11.2000г. №3), согласно которым в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для этой категории детей. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для умеренно и тяжело умственно отсталых детей, работа с которыми требует наличия специальных пособий и методических разработок.

Средства развития коммуникативных навыков

у детей с умственной отсталостью в процессе игр

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры, неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше.

В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир (узнает свойства ряда материалов, различия во временах года и т.д.) в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общения и социализации в обществе.

Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

Дети с умеренной умственной отсталостью играют очень примитивно, их игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкой у них отсутствует. Без обучения пользованию игрушками они долгое время могут только перекладывать одни и те же игрушки с места на место. Такие дети большие индивидуалисты. Могут часами играть одни и с трудом привыкают к коллективной игре.

Правила игры не объясняются заранее. Это делается в процессе. При проведении игр учитель становится их активным участником. Он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей.

С умственно отсталыми детьми нужно все время общаться, развивая наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

Например, при рассматривании куклы, дается ей легкое для произношения имя. Называя части тела, лица куклы, сопоставление с частями тела и лица ребенка: вот голова у куклы, а вот твоя, моя. При этом неоднократно возвращаемся к повторению: покажи носик у тебя, у куклы. В следующий раз обращается внимание на одежду у куклы: платье, кофта и т.д. В процессе игры с куклой, расширяется познание ребенка, включаются окружающие предметы, происходит ознакомление его с их цветом, формой, величиной. Подобным образом обыгрывается каждая новая игрушка, исходя из речевого запаса, интереса и понимания ребенка.

Подвижные игры

В процессе обучения детей используется методическое пособие под редакцией Л.В. Шапковой «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

При организации подвижных игр учитывается необходимость смены игр – оживленных спокойными и наоборот. Принимается во внимание предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия организовывается более подвижная игра. В ходе самой игры чередуются моменты движений и отдыха.

Игры должны быть доступны пониманию детей по своему содержанию и простыми по исполнению.

Объяснения, которые дает педагог во время игры, должны быть короткими и ясными, речь его простой, но богатой интонациями. В одно занятие не следует проводить более двух игр (одну большей и другую меньшей подвижности). В процессе игры дети могут просто побегать. К одной и той же игре можно возвращаться не один раз, но, не повторяя ее несколько раз подряд. Постепенно с развитием детей игры усложняются. Усложнением может служить увеличение расстояния для пробега, увеличение числа играющих и ловящих, введение в игру каких-то новых предметов. Игру можно проводить со всей группой или же с частью группы, когда надо вовлечь в игру менее активную часть детей.

Детей с умственной отсталостью в подвижной игре привлекает сам процесс, поэтому игры проводятся простые, построенные на одном действии. Так, например, учитель рассыпает мячи или шары и говорит: «Вот какие красивые шары покатились, догоняйте их». Или педагог просто предлагает детям. «Догоняйте меня!» - и тут же убегает. Или один ребенок догоняет другого. В играх с текстом педагог произносит текст и показывает, какие и как совершаются движения. И в этих случаях текст должен сопровождаться одним или двумя простыми движениями. По мере развития детей и приобретения ими опыта увеличивается объем текста и соответственно количество движений.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Дети ставят стульчики спинкой вперед, присаживаются перед стульчиками, а затем заглядывают в отверстие спинки, как в окошко.

Воспитатель: Выгляните все в окошко и помашите рукой солнышку. Солнышко зовет всех на прогулку.

Дети бегут к воспитателю, повторяя за ним слова стихотворения А. Барто и соответствующие движения.

Смотрит солнышко в окошко,

(Поднимают головки)

Светит в нашу комнату.

(Разводят ручки в стороны.)

Мы захлопали в ладошки,

(Хлопают в ладошки).

Очень рады солнышку.

(Кружатся).

Воспитатель: А теперь побегаем!

Дети разбегаются в разные стороны.

Неожиданно педагог говорит: «Посмотрите, дождик пошел! Скорей все домой!» И все спешат в свои домики (садятся на стульчики).

Воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Дети повторяют его движения. Педагог читает народную потешку, имитируя шум дождя:

Дождик, дождик, веселей, капли, капли, не жалей.

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно затихает и вскоре совсем прекращается. Все выглядывают в окошко: «Солнышко светит! Нет дождя!» Педагог говорит: «Выходите погулять!»

Дети идут на прогулку и вместе с педагогом повторяют, какое доброе, ласковое, яркое солнышко светит на голубом небе.

Педагог: А какое у нас с вами было настроение на прогулке? Мы все светились от улыбок, как солнышки, были добрыми, веселыми. Как лучики солнышка, так и мы разбегались по всей полянке. Хорошо всегда быть добрым и радостным.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Дети становятся в круг, в центре – ребенок в маске медведя. Дети водят хоровод и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит,

И за нами побежит.

Дети разбегаются. «Медведь» рычит и пытается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребенок становится «медведем», игра повторяется.

Подвижная игра «Заинька»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, и ушами шевелит.

(Дети приседают на корточки и шевелят пальцами, приставленными к ушам)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

(Встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

(Прыгают на месте или передвигаются прыжками вперед)

Подвижная игра «Кот Васька»

Цель: обучить детей характерным движениям животных.

Дети («мышки») сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок – кот Васька. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети:

Ходит Васька беленький.

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой,

А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, садится на него и закрывает глаза.

Дети:

Глазки закрываются –

Спит, иль притворяется?

Зубы у кота –

Острая пила.

Одна «мышка» (ребенок) говорит, что она пойдет посмотреть, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других «мышек». «Мышки» подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.

Кот Васька:

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

«Кот» встает и бежит за «мышками». Они убегают от него.

Пальчиковые игры

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка.

Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводится систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатывались упражнения постепенно и вначале выполнялись пассивно, с помощью учителя в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличивались.

Умственно отсталые дети часто имеют выраженные нарушения мелкой моторики. Тонкие дифференцированные движения пальцев впрямую связаны с ловкостью рук, что необходимо не только для любого труда по самообслуживанию, но и для развития произносительных возможностей речи. Поэтому развитию руки уделяется большое внимание в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Игры с пальчиками имеют успех, потому что они просты, понятны и доступны детям, интересны для них. Они могут быть использованы и в форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

Пальчиковая игра «Повстречались».

Цель: тренировать у детей тонкие движения пальцев рук и закреплять знания об особенностях голосовых реакций животных.

Текст игры произносится в порядке очередности педагогом и детьми, играющими роли детенышей животных.

Педагог. Повстречались два котика. (Соединяет мизинец своей правой руки с мизинцем правой руки ребенка.)

Ребенок.  Мяу-мяу!

Педагог. Два щенка. (Соединяет безымянные пальцы – свой и ребенка.)

Ребенок. Гав-гав!

Педагог. Два жеребенка. (Соединяет средние пальцы.)

Ребенок. Иго-го!

Педагог. Два поросенка. (Соединяет указательные пальцы.)

Ребенок. Хрю-хрю!

Педагог. Два бычка. (Соединяет большие пальцы.)

Ребенок. Му-у!

Педагог. Смотри, какие рога! (Двумя пальцами делает ребенку «козу», затем все дети сами делают так же.)

Пальчиковая игра «Котята»

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его,

Ну, нет его и нет.

Вот четверо котят,

Один ночной порою

На дерево залез –

Котят осталось трое.

Но где-то запищал

Мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал –

Осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез

В дверях бесследно,

А самый умный – тот,

Оставшийся, последний –

Он подошел и,

Как и должно киске,

Лакать за пятерых

Стал молоко из миски.

Показать кисти руки.

Спрятать большой палец.

Поднять плечи.

Показать четыре пальца.

Перебрать кистями рук, как бы влезая на дерево.

Показать три пальца.

Пальцами закрыть уши.

Большие пальцы – за уши, остальные пальцы раскрыть.

Показать два пальца.

Показать пальцем на лоб.

Ладонь на ладонь, изображая миску.

Показать язычок, как лакать молоко из миски.

Сюжетные игры

На занятиях по развитию речи используются сюжетные игры «Оденем куклу»; «Накормим куклу», «Кукла идет гулять» и др. В игре «Накорми куклу» точно повторяется процесс обеда самих детей. Такая игра является повторением и закреплением знаний детей, приобретаемых в практической жизни.

Вариантов этой игры множество: «Мы кормим куклу», «Кукла пришла в столовую», «Таня пришла в гости к Кате» и т.п. Но при всех вариантах названий игры и ее проведения процесс пользования столом и посудой остается неизменным. Когда дети будут хорошо знать предметы, связанные с питанием, изменяется и порядок игры, меняются названия блюд и т.д.

В процессе практического общения детей, в ходе игры возникает их речевое общение. Процесс речевого общения, как правило, начинается с поручений.

Игры с сюжетными игрушками позволяют расширять навыки ребенка, его умения. Так, например, ребенок, наблюдая, как лает настоящая собака, и, играя с игрушкой собачки, подражает ее лаю. Аналогично подражает и другим животным.

Поиграв, детей приучают приводить место для игры в порядок, убирать игрушки в ящик или шкаф, складывать и убирать одежду кукол и т.д.

Сюжетная игра «В магазине»

Цель: тренировка вежливого речевого общения в смоделированной ситуации. Перед игрой педагог проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Педагог обращает их внимание на продавцов, кассиров, на их спецодежду: называет отделы: мясной, бакалейный, рыбный, хлебный, кондитерский, овощной, молочный.

I этап игры. Обыгрывание ситуаций в разных отделах магазина. Например, в хлебном. Дети распределяют роли кассира и покупателя; оформляют отдел: раскладывают на полках пластилиновые булочки, хлеб, бублики, коробочки с печеньем и т.д. Далее обыгрывается ситуация покупки хлеба, расчета с кассиром и т.д. Затем проигрывается ситуация в других отделах. Каждому дается задание что-то купить, а потом приготовить из этого кашу, кисель и т.д. (в более старшем возрасте).

II этап игры. Закрепление полученных навыков речевого общения в смоделированных ситуациях (в разных отделах магазина).

Игра состоит из игрового поля, фишек (фигурок мальчиков и девочек) и кубика. На поле изображена ситуация «общения в магазине». В определенных местах кружками обозначены остановки, фиксирующие место речевого общения. На каждой остановке ребенок должен обратиться к продавцу или покупателю с соответствующей просьбой или вопросом. Ребенок бросает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее количество ходов. Так, например, первый кружок – остановка около контролера. Ребенок говорит: «Дайте мне, пожалуйста, корзину», или «Скажите, пожалуйста, могу я пройти с этой сумкой», или «Возьмите, пожалуйста, мою сумку на хранение» и т.п.

Аналогично проводятся игры: «Парикмахер», «Доктор», «На почте» и др.

Дидактические игры

Дидактическая игра широко используется в работе с умственно отсталыми детьми, главным образом, как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

Применение дидактических игрушек требует от педагога тщательного обдумывания каждой игрушки. Обучая игре, педагог играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.

К дидактическим игрушкам относятся пирамидки, грибки, вкладные матрешки, шары, яйца, кольца, складные кубики, разрезные и парные картинки и любые другие игрушки.

Все дидактические игры способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей, а само обращение с игрушками тренирует мелкие мышцы рук, особенно кистей рук и пальцев.

Например, для развития памяти проводится игра. «Что изменилось?». Дети сидят на стульчиках. На столе перед педагогом разложены игрушки. Сначала берется немного игрушек – две, три, а затем и больше – пять – шесть. Дети рассматривают игрушки, называют их. Педагог  вместе с детьми несколько раз повторяет названия игрушек в порядке их расположения. Затем ребенок вызывается к столу. Ему предлагают отвернуться от стола, и одна из игрушек убирается. Вызванный снова поворачивается лицом к столу, и его спрашивают, какой игрушки не хватает. Остальные дети следят, правильно ли ответит их товарищ. У этой игры есть и другой вариант: две игрушки меняют местами.

Игры с пирамидками служат развитию – координации движений рук ребенка, являются упражнением в различении цветов, позволяют сравнивать величину колец (больше – меньше).

Дидактическая игра «Что есть у игрушки»

Цель: воспитывать у ребенка чувство самоопределения в предметном лице, осознание своего тела и его специфических особенностей.

Дидактический материал: игрушки зверей, человечки и пр.; картинки с изображением разных людей.

Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, куклой и др. Поощряются высказывания типа: «У уточки клювик, а у меня носик», «У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги».

Можно видоизменять упражнения, предлагая детям сравнивать себя с любыми героями – сказочными, телевизионными – и, наконец, друг с другом (например, мальчика с девочкой разного или одинакового роста, по цвету одежду и т.п.).

Дидактическая игра «Мальчик или девочка»

Цель: учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению).

Дидактический материал: сюжетные картинки с изображениями мальчиков и девочек; одна большая картинка, где изображены несколько мальчиков и девочек.

Педагог предлагает детям по очереди рассмотреть несколько сюжетных картинок и ответить на вопросы:

- Кто изображен на картинке – мальчик или девочка?

Педагог предлагает по желанию мальчикам или девочкам выйти перед группой и показать те действия или движения, которые совершают дети на той или иной картинке. Остальные ребята оценивают правильность выполнения задания.

Затем педагог предлагает детям найти на большой картинке всех мальчиков и отметить их простым карандашом, а потом всех девочек.

Для «неговорящих» детей развитием речи служит понимание обращенной к нему речи, понимание поручений, понимание слов – названий предмета и слов – названий действий с предметами. (С такими детьми труднее работать, но они познают мир не хуже других детей – своих товарищей.)

Для детей создаются ситуации, стимулирующие речь, поощряется любая речь, в том числе лепетная. От этих детей не требуется называть свою фамилию, имена и отчества знакомых, родителей. Они должны по произнесенному имени окружающих уметь показывать и по возможности называть их имена; по просьбе показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в комнате. Таких учащихся нужно направлять на повторение отдельных слов и фраз, работать над пониманием их содержания путем ролевого разыгрывания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение должно стать важной частью всех взаимоотношений умственно отсталых школьников со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых любят они, могут многому научить их, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми ...

«Чудо-дерево» занятие по социализации детей с умственной отсталостью на занятиях в ДОУ

Тема: «Чудо-дерево»Цель – создание условий для речевого и социального развития детей с умственной отсталостью.Задачи:1. Привлекать внимание детей к речи взрослого, слушать обращ...

Современное состояние проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью

В  данной статье охарактерезованы основные подходы к организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью. Рассмотрены воз...

Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют игра...