«ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
учебно-методический материал

Савинкова Елена Михайловна
Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик»  комбинированного вида  городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой,ул.Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

Выступление на педагогическом совете № 8

«Система организации и интеграции

трудовой деятельности в ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО»

«ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Разработала:

воспитатель

Савинкова Е.М.

г. Стрежевой - 2016

«ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

В.А.Сухомлинский  подчёркивал:

«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Художественно- творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще?

 Труд включён в  социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

А в нашей программе «Мир открытий» художественный ручной труд направлен на художественно- эстетическое развитие.

  Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.

Художественный ручной труд — это творческая работа с различными материалами в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы ;

Это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребёнка, важнейшее средство умственного, художественно – эстетического развития и нравственного воспитания.

Основная   задача взрослого при обучении  ручному труду состоит не в том, чтобы научить мастерить конкретного зайчика или котика, а в том, чтобы дать обобщённые способы изготовления, усваивая которые ребёнок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом фантазию и выдумку. Мы должны научить ребёнка, учиться максимально использовать собственную познавательную активность, способность к самообучению, умение организовывать свою поисковую деятельность,  научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы, а также дать обобщённые способы изготовления

Ручной труд у детей, как никакой другой

Удовлетворяет познавательную активность;

Способствует развитию пространственного и математического  мышления;

Ребёнок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки;

Развивает речь, воображение, мелкую моторику,  сенсомоторику, глазомер,

Формирует умение планировать работу,

Развивает волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца),

Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

- объяснительно – иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично поисковый,

- наглядный методы,

- практический метод,

- игровые приёмы,

Мы используем объяснительно – иллюстративный- это беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

репродуктивный метод - это упражнение в том или ином способе. Например, после нашего показа мы  предлагаем  детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами.

Частично – поисковый метод- когда мы воспитатели ставим проблему, а дети самостоятельно или под нашим  руководством находят решение. Мы направляем ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.

Также мы используем наглядныйметод,  то есть показ предмета,  выполненного  взрослым . В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используем  для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Мы совместно с детьми составляем композицию, рассказывание вслух все этапы изготовления. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работ с простейшими инструментами и материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Изготовление конкретной поделки не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребёнка.

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1.  Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.  Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3.  Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.  Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5.  Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6.  Самостоятельное изготовление поделки.

7.  Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8.  Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Но в нашей группе вся эта работа проходит  в центрах активности.

 

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

v    Работа с тканью, нитками ;

v    Работа с природным материалом;

v    Работа с бумагой, картоном;

v    Работа с бросовым и искусственным материалом;

По программе «Мир открытий» художественный ручной труд выстроен в единой логике с условным названием «Школа дизайна». На выбор предлагается серия дизайн проектов: например: «Цветик – Семицветик» - мы изготавливаем сувениры и подарки, «Друг детства» - дизайн игр и игрушек, «Золотой ключик» - театральный дизайн, «Изумрудный город» - архитектурный дизайн.

 Условия успешной организации ручного труда:

- насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

- свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

- непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Рекомендации по ручному труду.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Педагог выявляет и поддерживает индивидуальные интересы детей в художественной деятельности на всех уровнях её освоения( восприятие, творчество, исполнительство), консультирует родителей в вопросах приобщения детей к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогов "Современные подходы к организации трудового воспитания в детском саду"

В презентации раскрыты основные понятия трудового воспитания дошкольников, задачи по трудовому воспитанию в детском саду, методы и формы работы с детьми по проведению трудовой деятельности....

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...

Проектная деятельность "Трудовое воспитание в детском саду"

Проектная деятельность "Трудовое воспитание в детском саду" для подготовительной к школе группы содержит в себе план работы по трудовому воспитанию дошкольников, который включает в себя бесе...