Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
статья

Давыдова Наталья Николаевна

Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ «Школа экономики и права»

Красносельского района СПб

воспитатель

Давыдова Н.Н.

Игра как средство развития эмоциональной сферы

детей раннего возраста

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.

Эмоциональное развитие двух-трехлетних детей тесно связано с сенсорным. Расширение сенсорного опта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит и к большему разнообразию эмоционально-экспрессивных реакций у детей.

Важная роль отводится сенсорной сфере. Она служит ключом, приводящим в движение механизмы эмоциональной сферы, обуславливает полноценное развитие ребенка в целом.

В конце раннего детства, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Основная цель эмоционального развития дошкольника заключается в создании условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка.

Уровень формирования эмоциональной сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, наличие механизма эмоционального предвосхищения, являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению. Одна из главных ролей в эмоциональном развитии дошкольника, как младшего, так и старшего возраста, отводится игре.

Влияние игры на развитие личности дошкольника заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.

Целью работы с детьми раннего возраста является повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • создать условия для эмоционально радостного проживания ребёнком этапов дошкольного детства;
  • формировать у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям;
  • развивать эмоциональное отношение воспитанника к содержанию игры;
  • развивать умения действовать соответственно правилам игры;
  • развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, речь, воображение воспитанников;
  • воспитывать доброжелательного отношение к сверстникам.

В соответствии с положениями ФГОС ДО игрушки должны обладать следующими качествами

:

1. Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т.д., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки.

4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Ежедневно в педагогический процесс с учётом специфики эмоционального поведения воспитанников включаются различные виды игр.

Игры-забавы, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы учат воспитанников сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, развивают речь, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Особое место в развитии ребёнка занимает подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Для увеличения двигательной активности используются игровые модули, маты, игрушки-каталки, крупные машины.

Для усвоения знаний и умений применяются дидактические и сенсорные игры, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения.

Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. С целью формирования у воспитанников навыков сюжетно-ролевой игры используются игры-ситуации различной тематики: игры с куклами; игры с транспортом; игры в больницу; игры в парикмахерскую; игры со строительным материалом. Данные игры способствуют тесному общению детей друг с другом, учат подчинять свои желания желаниям других детей, способствуют становлению доброжелательных отношений между детьми.

Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры: игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театрализованной деятельности, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом дети учатся выражать разные состояния с помощью соответствующей интонации. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.

Осуществляя работу по эмоциональному развитию детей 2-3 лет, важное место стоит отвести сенсорным играм, которые помимо включения детей в содержательное взаимодействие с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизма эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой подготовки к их проведению, весьма привлекательны для малышей и, в свою очередь, служат основным источником эмоционального развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В самостоятельной игровой деятельности для воспитанников создана возможность саморазвития. Ребёнок свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. У педагога появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их желания. В группе создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу ребёнка.

Таким образом, эмоциональные проявления ребенка в раннем возрасте зависят от окружающей его социальной обстановки, от взрослых, которые поддерживают природную повышенную эмоциональность малыша, создают условия для тонизации его эмоциональной сферы, расширения гаммы экспрессивных реакций.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо»...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

"Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на ...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Статья на тему : Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды ...

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....