Консультация «Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Офицерова Елена Владимировна
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главным в этом направлении является установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов. «При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»

Подготовила: Офицерова Е.В.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Главным в этом направлении является  установление доверия между семьёй  и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

 «При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»,

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.  

Кроме закона об образовании и ФГОС, работу с родителями регламентирует Устав детского сада, Положение о родительском комитете, основная общеобразовательная программа детского сада.

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.

Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Нужно  проводить планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ проводят  работу в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Работа с семьями в детском саду начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Педагоги проводят анкетирование, личные беседы на эту тему. Затем творческой группой по организации сотрудничества с родителями на основе запросов родителей, анализа анкет составляется план работы, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, педагогами активно используются инновационные формы работы.

Что такое инновация? Инновация – пер. с англ. Обновление.

С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности. Но это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.

Инновационные формы предполагают:

- активную позицию родителей, партнерство с педагогами,

- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям

-  применение в семейной среде.

Совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер.

Использование инновационных форм:

Совместные проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада)

Выставки – коллекции

Дни добрых дел.  (Пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста.)

«День самоуправления» (новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива. (   Организация мероприятий осуществляется в группе для детей среднего возраста;  Во время Дня самоуправления педагоги ДОУ находятся на рабочих местах, но исполняют только роли наблюдателей)

 «Родительские уроки». (Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт, а родителя являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.)

«Родительская почта. «Сундучок-доверия» (В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.)

«Мастер-классы» (где руководителем может быть не только педагог, но и ребенок, родитель);

«Традиционные акции: Экологические:  «Покормите птиц зимой!», «Город-чистюля» Социальные: «Весенняя неделя добра»

Тематические: «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Лето» .

Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!»

«Совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях» (помогает научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения);

«День открытых дверей» (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ);

«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);

«Конкурсы, викторины, выставки» дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу.

«Фестиваль талантов «Семь - я» объединяет взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусства.

« Интерактивные – досуговые мероприятия» (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги);

«Собрание – деловая игра» (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения);

«Собрание – конкурсы»(на которых, родители, получив информацию к размышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);

«Собрание – практикум» (обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);

 «Родительские собрания-студии» (активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом).

«Родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);

«Тематические консультации» (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей);

«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.

«Клубы для родителей» (данная  форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных  отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями –  что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу);

«Выставки, вернисажи детских работ» (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);

«Родительская газета» (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей). 

«Круглый стол»  на различные темы;

«Тематические выставки»;

«Семейные спортивные встречи»;

«Открытые занятия для просмотра родителей»;

«Конкурс семейных талантов»;

Сайт ДОУ

«Семейный театр»;

В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возрастает заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Традиционным источником нравственности является, в первую очередь, семья – любовь и верность, здоровье,  уваже...

Консультация «Инновационные формы работы с родительской общественностью в ДОУ»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может проис...

Лекторий «Формы и методы работы с родительской общественностью на условиях партнёрства»

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный пер...

консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспита...

консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»

Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников...

« Инновационные формы взаимодействия с родительской общественностью»

Целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьейявляется создание единого образовательного пространства для всехучастников образовательных отношений или алгоритма «родители &ndash...