Сказкотерапия как средство развития речи
консультация (старшая группа)

Яковлева Татьяна Игоревна

краткий обзор по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития речи у старших дошкольников

Актуальность развития речи известна всем педагогам дошкольного образования. С каждым годом речь детей становится более скудной, однообразной, дети неверно произносят звуки, слова, безграмотно строят предложения. Поэтому темой моего самообразования стала тема, связанная с развитием речи. Но развитие речи достаточно объемная тема и имеет разные направленности.

Изучив основные вопросы развития речи, методы и приемы по развитию речи, я решила взять более узкое направление Сказкотерапия. Ведь всем известно, что дети любят слушать сказки, любят инсценировать сказки, любят представлять и переодеваться в разных героев. А в старшей группе они уже достаточно хорошо сочиняют и продолжение историй или сочиняют сами свои истории. Поэтому была выбрана данная тема.

Изучив методическую литературу, статьи из интернета, я узнала, что сказка как вспомогательный метод работы используется достаточно давно.

В психологии метод сказкотерапии используется относительно недавно, но имеет большой успех. Поэтому сказкотерапия еще и помогает развивать эмоциональное состояние ребенка, а ведь это так же не маловажно в развитии речи. Одним из критериев развития речи ребенка является ее эмоциональная окрашенность. Поэтому данный метод является еще и многогранным.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Сегодня замечается тенденция активного использования метода сказкотерапии, к которому обращаются все больше специалистов: психологи, врачи, дефектологи, педагоги. В связи с этим стали появиляться сказкотерапевтические программы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н. Сакович, А. Лисиной и др. Сказкотерапию как метод стали не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами в развитии, исправительные учреждения (для подростков с девиантным поведением), высшие учебные заведения.

Задачи сказкотерапии: 1. Развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. 6. Развивать память, мышление, воображение, внимание. 7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности. 8. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»

Методики сказкотерапии в ДОУ:

• Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;

• Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;

• Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);

• Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д. 
С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и ук...

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста....

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация  «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»

      Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же т...