Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
рабочая программа (младшая группа)

Цирихова Марина Валерьевна

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.   Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте  любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovyu_sberezheniyu.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС №78

«Исток» г. Смоленска

____________ С.Н. Ермолаева

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса                                                                             по теме: «Азбука здоровья»

                                            вторая   младшая группа.

        

Цирихова Марина Валерьевна

 Смоленск, 2018

Пояснительная записка

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.   Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте  любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований.

Цели и задачи программы

Цель программы:  Формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Задачи:

  • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе.
  • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей.
  • формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него.
  •  Внедрение современных здоровьесберегающих технологий .

                           

        Основными принципами программы являются:

   Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

  Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников.

  «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

  Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.

                           

Ожидаемый результат:  1.Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

  2.Дети имеют представление знаний о правильном питании.

  3. Формируется привычка : заботится о своём здоровье

         

          ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий

Варианты содержания

Особенности организации

Утренняя гимнастика

  • Традиционная гимнастика

Ежедневно утром. Длительность 5-7 мин.

Физкультурные занятия

  • Традиционные занятия
  • Игровые и сюжетные занятия
  • Занятия на свежем воздухе

Два занятия в неделю  в группе.

Одно на прогулке. Длительность 15 мин.

Физкультминутки

Музыкальные минутки

  • Упражнение для снятия общего и локального утомления
  • Упражнения для кистей рук
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для улучшения слуха
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения для профилактики плоскостопия

Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений.

Длительность 3-5 мин.

Корригирующая гимнастика после сна

  • Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж
  • Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам
  • Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации

Ежедневно, в спальне или группе.

Длительность5- 7 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

  • Подвижные игры средней и низкой интенсивности
  • Народные игры
  • Эстафеты
  • Спортивные упражнения

Ежедневно, на утренней прогулке.

Длительность 10-15мин.

Подвижные игры средней и низкой интенсивности

Ежедневно, на вечерней прогулке.

Длительность 10-15мин

Спортивные праздники и физкультурные досуги

  • Игровые
  • Соревновательные
  • Сюжетные
  • Творческие
  • Комбинированные
  • Формирующие здоровый образ жизни

Праздники проводятся 2 раза в год.

Досуги -  один раз в квартал.

Длительность не более 15мин.

Самостоятельная двигательная деятельность

  • Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря.

Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем..

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы)

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Физкультминутки

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Самомассаж

Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

          Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 5-7 минут.

  Беседы «Здоровый образ жизни», «Путешествие в страну Здоровья» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Как правильно ухаживать за зубами», «Мы любим спорт!», «Как правильно питаться, чтобы не болеть», «Как уберечься от травм»,  и т.д.

                                       

Работа с родителями

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3.  Закаливающие процедуры-как профилактика простудных заболеваний.

4. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

5. Сон как важная составляющая режима дня

6. О правильном питании.

7. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. Быть здоровыми хотим.

8. Физического развития детей.

9. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

10. Прогулка и ее значение для ребенка.

11.Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.

  1. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
  2. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
  3. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.
  4. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003  

     

Ф.И. ребёнка

                                 Мониторинг 2018-2019

                                  «Азбука здоровья»

               

 

Итог

Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Дети имеют представление знаний о правильном питании.

Формируется привычка  заботится о своём здоровье.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Н-

С-

В-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...