Консультация для воспитателей " Как приучить ребенка к книге"
консультация (старшая группа)

Танова Екатерина Константиновна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_vospit.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «дамырак» с Самагалтай МР «Тес-хемский кожуун РТ»

Воспитатель: Танова Е.К

Консультация для воспитателей «Как приучить ребенка к книге»

        Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Сегодня, к сожалению, Россия не может назваться самой читающей страной. Многие деятели культуры, образования, средства массовой информации обеспокоены кризисом читательской культуры, а именно снижением интереса к чтению. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге мы начинаем уже в раннем возрасте. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только вовремя непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор  детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

            Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру в каждой группе.

          При оформлении книжного центра в младшей разновозрастной группе учитываем индивидуальные особенности этого возраста. Книжный центр делим на две части: для детей первой младшей подгруппы помещаем предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Воспитатель учит детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Затем изготавливаем маленькие «книжечки» (сшиваем по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривают, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», знакомим с первыми настоящими книгами. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

           Для детей второй младшей подгруппы работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой. Во время непосредственной образовательной деятельности учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном центре помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа, «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.) Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней подгруппе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку, но иллюстрированную разными художниками. Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.

        Дети 4-5 лет (средний возраст) с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки и показывают их малышам, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам. Для детей пяти лет проводим литературные викторины: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, Смешарика, Буратино и так далее, который напоминает эти правила. В старшей подгруппе детей учим понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира. Проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.

       В подготовительной к школе подгруппе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, стараемся добиваться, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

    Детей седьмого года учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Очень нравятся детям экскурсии в школьную и сельскую библиотеку. В библиотеке обращаем их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

         При работе с детьми в подготовительной подгруппе обращаем особое внимание на содержание книжного центра, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «З акончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки. Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», и так далее. В их организации принимают участие и дети. Уровень освоения области «Художественная литература» у детей старшего возраста различен. Многие дети уже умеют читать. Поэтому для этой категории детей в книжных центрах мы помещаем книги для самостоятельного чтения по слогам. При размещении книг в центрах мы также обращаем внимание на гендерный подход, т.е. подбираем книги с учетом интересов, как мальчиков, так и девочек. Книги группируем в соответствии с тематикой недели, либо месяца. Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игры драматизаций, часто возвращаемся к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?».

      В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев. Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаем родителей. С восторгом ждут наши дети встречи со школьниками, учащимися начальной школы. Мы проводим совместные викторины и конкурсы «Что мы знаем об Успенском», «Наши любимые герои» и так далее. Наш детский сад имеет договор со школой. ------------------------------вместе с воспитателями разработали план на год, по которому мы работаем. Одной из форм работы со школой является «Литературное кафе», где Галина Алексеевна знакомит детей с интересными книжными новинками. Обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями. Для этого у нас в детском саду существует система работы во всех группах. На родительских собраниях, начиная с младшей группы приводим разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литература, приглашаем библиотекарей, как школьного, так и из сельской модельной библиотеки. Они рассказывают, что надо читать будущему первокласснику, приглашают родителей вместе с детьми на различные мероприятия, которые проводятся в сельской библиотеке. Результатом этой работы является то, что в сельскую библиотеку записаны и наши дошколята, которые посещают ее вместе с родителями. В папках – передвижках, и в родительских уголках даем рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге. Большая разносторонняя работа по воспитанию у дошкольников любви к книге невозможна без соответствующей подготовки педагогов. В нашем детском саду для воспитателей разработаны рекомендации и консультации по следующим вопросам: «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению в разных возрастных группах», «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках» и другие. Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать. Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как приучить ребенка к книге?

В первые годы жизни мир для малыша является увлекательным и таинственным. Ребенок наблюдает за объектами и явлениями, учится общаться с людьми, узнает о важных вещах. В этот период незаменим...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к книге".

Советы для родителей как подобрать книгу, как приучить к книге, какие книги должны быть в домашней детской библиотеке....

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к чтению книг"

В этой консультации родители найдут ответы, как увлечь ребенка чтением....

Как приучить ребенка к книге?

Как приучить ребенка к книге?                  Культура общения с книгой закладывается в семье. В совреме...

Консультация для родителей: "Как приучить ребенка к книге"

В воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Культура общения с книгой закладывается в семье. В современных семьях нечасто увидишь художественную литературу, читающих род...

Родительское собрание на тему: "как приучить ребенка к книге"

Хорошая книга- советчик, воспитатель, учитель и друг....