РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по окружающему миру (младшая группа)

Поникарова Мария Леонидовна

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponikarova_m.l._madou_no441.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поникарова Мария Леонидовна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №441 «Кузнечик»

Аннотация.

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Ключевые слова: поисково-экспериментальная деятельность, экспериментирование, познавательные интересы, любознательность

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.  

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного детства относятся:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

- склонен наблюдать и экспериментировать;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам человека.

Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста. Особенно развитие познавательной активности актуально на современном этапе, так как она развивает пытливость ума, любознательность и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста особенно интересно, так как для них характерен повышенный интерес ко всему что, происходит вокруг них. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. По мнению известного детского психолога Н.Н. Поддьякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».  

В детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, которая спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности реализуется через сенсорное развитие, экспериментирование, проектную деятельность, дидактические игры.

Главный аспект данной деятельности – это не только ознакомление с предметами, но и развитие системы восприятия, которая вдет за собой развитие всех психических функций. В образовательных ситуациях мы обращаем внимание на разнообразные каналы связи восприятия информации (слуховой, зрительный, тактильный и другие), побуждаем осознавать эти ощущения.

В процессе ознакомления признаками предметов окружающего мира используем:

- экспериментирование с предметами;

- дидактические игры и упражнения;

- дидактические игры с кольцами Луллия;

- творческие задания продуктивного характера;

- самостоятельную деятельность;

- беседы в кругу;

- проектную деятельность;

- совместную деятельность по исследованию признаков предметов рукотворного и предметного мира.

При организации познавательно - исследовательской работы с детьми необходимо мы соблюдаем определенные правила:

- не сдерживаем инициативу детей;

- не применяем прямые инструкции, чтобы дети действовали независимо и самостоятельно;

- не делаем за них то, что они могут сделать;

- помогаем детям управлять процессом усвоения знания;

- не спешим с вынесением оценочных суждений.

Опыт показывает, что одним из действенных методик является метод экспериментирования. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное мышление, а экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами. Благодаря потребности ребенка в новых впечатлениях возникает и развивается ориентировочно-исследовательская (поисковая) деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше получает информации ребенок.

В группе мы создали центр экспериментирования, находится в доступном для детей месте и в достаточном количестве имеются элементы исследовательской деятельности для проведения экспериментов и опытов: различных размеров камешки, песок, скорлупа грецких орехов, различные веревочки, ленточки, бусинки, пуговицы, бутылочки, прищепки, резинки, крышки разных размеров, винтики, гайки, смена бобов, фасоли, гороха, косточки различных фруктов, вата, синтепон, тканевые лоскутки, бумага разного вида.

В зависимости от поставленной задачи продукты меняются. Каждое утро перед завтраком дети исследуют предмет, выделяют его качества и свойства.

Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д.

В организации и проведении опытов мы можем выделить несколько этапов:

- Постановка проблемы (задачи);

- Поиск путей решения проблемы (задачи);

- Проведение опытов;

- Фиксация наблюдений;

- Обсуждение результатов;

- Формулировка вывода.

Основной этап поиск решения данной проблемы направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать
их
. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования методом наблюдения.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Мы постоянно находимся в состоянии поиска новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Помимо ставших уже традиционными родительских собраний, консультаций и анкетирования, использую такие формы работы, как

вопрос-ответ, проведение мастер-классов «От любопытства к любознательности», «Мир фантазий». Также для родителей выпускаются небольшие буклеты, которые они могут взять домой и познакомиться с представленным в них материалом в спокойной домашней обстановке. Такие буклеты и памятки, как «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?», «Ставим опыты дома», «Мир общения ребенка», «Учимся рассуждать», «Учим ребенка быть любознательным» вызвали у родителей большой интерес.

Специально организованная познавательно – исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а воспитателю сделать этот процесс максимально эффективным и наиболее удовлетворяющим любознательность детей, развивая их познавательный интерес.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:
    Интор
    , 1996.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с
  3. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000.
  4. Подъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М.: Педагогика, 1998. – 139 с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....

План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

План самообразованияТема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»...