Мастер-класс «Такие разные пуговицы»
учебно-методический материал

Гульсина Авхадеева

Современное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_takie_raznye_pugovitsy._agt.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Такие разные пуговицы» (слайд 1)

Авхадеева Гульсина Талиповна,

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42

 «Аленький цветочек»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов через знакомство с пуговицей как дидактическим пособием для развития детей.

Задачи:

  1. Раскрыть суть дидактической значимости пуговицы, её образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
  2. Познакомить педагогов с системой работы и дидактическими играми с пуговицами.
  3. Практически отработать приёмы использования пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста.

Современное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

        Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития воспитанников. Особую роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Считаем, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют обучающий эффект. В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольников. Владение педагогическими знаниями и методами помогают строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических и пальчиковых игр. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Ни для кого не секрет, что уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В последние годы заметно возросло количество детей с нарушением речи. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формировании «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикулярный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, ножницы, иногда даже не могут застегнуть или расстегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелкими предметами. А ведь именно действия с мелкими предметами, способствуют развитию речи.

Потому очень важно в дошкольном возрасте создать условия для наполнения детьми двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости. Работая в этом направлении, мы используем пуговицы (слайд 2).

        Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обычная пуговица

Цель использования пуговиц в работе с детьми (слайд 3):

создание условий для развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики, творческого воображения, фантазии посредством дидактических игр с пуговицами.

Задачи (слайд 4):

  • Совершенствовать аналитическое восприятие, пробудить интерес к пуговицам, к сравнению пуговиц между собой, познанию их особенностей и назначения;
  • Способствовать развитию элементарных математических представлений, расширению кругозора посредством познавательно – исследовательской деятельности, экспериментированию с пуговицами, находя новые пути воплощения замысла;
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к пуговице как к предмету, созданному человеком, к труду, в том числе других людей (тому, кто пришивает пуговицы).                

(слайд 5) Пуговицы можно отнести к нестандартным дидактическим средствам, а также это уже готовый материал для использования в различных поделках детьми. У пуговиц разная фактура, много оттенков, размеров, форм. О пуговицах иногда отзываются пренебрежительно, говорят: «прост, как пуговица» (о бесхитростном человеке), или «размером с пуговицу» (имеется ввиду незначительный размер), но, оказывается, работа с детьми с реальными предметами, помогает быстрее развить координацию движений, математическое мышление, эмоциональную и творческую сферу и, как следствие, речь и способность к письму.

(слайд 6) Большое разнообразие пуговиц  позволяет нам использовать их для развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Например: «найди одинаковые по цвету», «назови цвет и определи размер», «на что похожа», «разложи в ряд от самой маленькой до самой большой». При помощи пуговиц ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко – близко - рядом, справа – слева, сверху – снизу, внутри – снаружи, спереди – сзади).  

(слайд 7) Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами, ребёнок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, дети целенаправленно ощупывают, развивают чувствительность пальцев рук. Н-р: «угадай на ощупь геометрическую фигуру или цифру из пуговиц», «посчитай пуговицы в мешочке». Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает глазомер, тактильное восприятие, координацию движений, внимание, усидчивость. (слайд 8) Эти игры способствуют развитию творческих способностей, улучшают эмоциональные состояние ребенка. Например: «обведи пуговицу и пофантазируй – дорисуй рыбку, цветочек, бабочку и др.», «подбери дереву листья», «составление узоров из пуговиц на пластилине», «использование пуговицы как штампа».  Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание бесконечно их трогать, перебирать, тем более, что когда- то, это был запрещенный для него предмет. Известно всем - запретный плод сладок. Например: «собери бусы», «пуговичная копилочка – железная банка с прорезью», «с пальца на палец – передавать друг другу пуговицу, используя только один палец».

(слайд 9) Для детей старшего дошкольного возраста предлагаем «дорожки – лабиринты», оказывается зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интересней и сложнее; «шнуровка» - каждому ребёнку выдаётся нитка и 5 пуговиц с 4-мя отверстиями, нужно продеть нитку в каждое отверстие; «пуговичный футбол» - любимая забава, щёлкнув пальцем по пуговице, забивают её в ворота.

Такие игры как «логический квадрат», «дом для пуговиц»,  развивают  память, воображение, математическое мышление.

(слайд 10) В старшем дошкольном возрасте знакомим детей с различными видами пришивания пуговицы, увлекаем идеей коллекционирования. Изготовляя из пуговиц браслеты, бусы, ободки для волос, цветы, панно, украшая сумочки, у детей развивается творчество и фантазия. (слайд 11) Поисково – исследовательская деятельность: эксперименты «тонет – не тонет», «ломается – не ломается», «лёгкая – тяжелая».

(слайд 12) На занятиях по развитию речи и чтении художественной литературы пуговицы тоже не остаются без внимания. О пуговицах написано много стихов, пословиц, поговорок, загадок, сказок, есть и народные приметы. Вот некоторые из них: «если дорогу перебежит чёрная кошка, нужно взяться за пуговицу и благополучно перейти это место», «не пришивайте пуговицы на себе – память пришьёте».

(слайд 13) Для оздоровления дошкольников используем массажные дорожки с пуговицами, сухой бассейн для профилактики плоскостопия (захватить пальцами ног пуговицу и переложить в другую ёмкость), массаж пальцев рук пуговкой, благодаря которому происходит активизация сенсомоторных функций.

Игры с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Обрабатываются как все пластмассовые игрушки, и дети с удовольствием их моют.

Не следует забывать о мерах безопасности при работе с пуговицами. Все игры и упражнения должны проходить под контролем взрослых.

(слайд 14) Таким образом, используя пуговицы, можно интегрировать различные виды детской деятельности в развитие познавательных и творческих способностей детей.

(слайд 15) Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения задания; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

(слайд 16) Самая обычная вещь – пуговица помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширяется их кругозор посредством познавательно – исследовательской деятельности, появляется интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, их назначению. У детей формируются элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, потребность к здоровому образу жизни, развивается репродуктивное и творческое воображение.

Играя с пуговкой, твори!

И непременно, говори»

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать.

И мелкую моторику успешно развивать.

Список литературы.

  1. Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.
  2. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2001.
  3. Кинзянова Ж.В. Сенсомоторное развитие: учебно – методическое пособие: - Волгоград. Учитель, 2011.
  4. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. СПб., 2005.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,2003.
  6. Материалы журнала «Дошкольное воспитание» №2, 2013.
  7. Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «110 увлекательных поделок из пуговиц», Ростов-на- Дону: издательство: «Феникс». 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе на тему: "Такие разные пуговицы"

Закрепление и уточнение цвета, размера, формы и назначения пуговиц....

Мастер-класс: "НОД в подготовительной группе по теме: "Такие разные пуговицы"

Мастер-классы для воспитателей проводимые в нашем районе, на сегодняшний день, стали популярным  и уже   обычным явлением.     В ходе проведения занятий воспитатели ...

Презентация к мастер-классу «Такие разные пуговицы»

Играя с пуговкой, твори!И непременно, говори»Друзьям своим ты покажиИ маму с папой научи,Как новые узоры из пуговиц собрать.          И мелкую моторику успешно развивать...

Мастер-класс "Они такие разные, бывают и опасные"

Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека.Представляю  подборку из  интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребен...

Проект "Такие разные пуговицы"

Проект "Такие разные пуговицы"...

Совместный информационно - исследовательский, творческий проект детей, педагогов и родителей средней группы с нарушением зрения «Такие разные пуговицы»

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей...