Рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей
консультация

Соловей Юлия Анатольевна

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методические рекомендации для родителей по развитию

творческих способностей дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Соловей Ю.А.

 

 

 

 

 

Г.о.г. Выкса, 2020г

В современном мире творчество ценится очень высоко. 

Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны со стороны взрослых, чтобы папы, мамы, бабушки и дедушки помогли раскрыться и развиться этим способностям и талантам. К сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

С чего же начать?

             Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

           Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

          Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте его творческую инициатив.

           Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

            Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети  охотно всегда чем-нибудь  занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

           По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

           Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

        Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. «Хорошо!», «Молодец».

                Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

       Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
  •  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
  •  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не  должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  •  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Советы по организации творческой работы детей дома

1.  При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию

•  равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»

•  ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание».

2.  Проявляйте искренний интерес к решению ребенка,  даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания,  нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа,  потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)».

3.  Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка,  постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да,  сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учен.  Зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».

4.  Оценивая выполненную работу своего ребенка, покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …».  Даже неудачный ответ может принести пользу –  показать направление дальнейшего развития.

5.  По возможности,  оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений.

                                                 Это надо знать родителям:

Отличительные черты одарённых детей:
1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
9. Обладают отличным чувством юмора.
10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

 

Советы по повышению эффективности развивающих занятий с детьми: 

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. 

Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.

3. Планируйте занятия заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений. 
       При этом надо помнить, что у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики всех психических функций.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

         Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.
         Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

         Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках. 

          В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку. 
          Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Для этого можно, например, использовать рисунок замка. Его можно распечатать на принтере, и после каждого занятия пусть ребенок закрашивает очередной кирпичик здания. Или можно строить график достижений. Это будет стимулировать его движение к новым результатам. 
           Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

                 Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения.

   

  Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

       Если Вы  хотите  воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
  •   Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
  •   Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  •   Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  •  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  •   Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

                                         

 

                          Задания  для развития творческого мышления

         Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
Изображения, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.
        Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать, как угодно.

Коллажи из разных материалов.
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
         На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
         Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
           Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет; 
бревно - коробка;
облако - дверь; 
кукла - снег.
 

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. 

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. 

Задания на установление ситуативных связей между предметами: составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Например: газета – верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов.

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь – раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

Солома – телевизор

Утюг - трамвай

Задания на установление причин событий.

Игра «Почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

  • Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Подойдя к дому, можно было увидеть, что все  окна в квартире распахнуты настежь.
  • Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное и звериное рычание.

При  поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.

УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ СКАЗКИ ПО ОПОРАМ

Сочиним сказку по элементам.

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостаток.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.

в. Встреча с дарителем.

  1. Волшебные дары.
  2. Появление героя.
  3. Сверхъестественные свойства противника.
  1. Борьба
  2. Победа.
  3. Возвращение.
  4. Прибытие домой.
  5. Ложный герой.
  6. Трудные испытания.
  7. Беда ликвидируется.
  8. Узнавание героя.
  9. Ложный герой изобличается.
  10. Наказание противника.
  11. Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6—8. Запиши сочиненную сказку в тетрадь.

УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ ТВОРЧЕСТВА

Мозговой штурм.

I        ЭТАП: Разминка — до 5 минут.

Задача: Создать свободную, непринужденную обстановку.

Процедура: Руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить.

Примеры заданий:

·           Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?

·           На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей?

·           Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей?

II        ЭТАП: Генерирование идей — 10 минут.

Задача: Предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении  проблемной ситуации.

Процедура: Описывается проблемная ситуация. Критика идей запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются либо на магнитофоне, либо записываются на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами решения.

Примеры проблемных ситуаций:

·           Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно? (Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю.)

·           Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки  почти 600 лет до нашей эры.

·           Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томмительное ожидание, нарастающее раздражение... Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но все это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

III ЭТАП: Систематизация, оценка и отбор лучших идей.

Задача: Выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: Руководитель объявляет один или несколько критериев. Далее все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все идеи в соответствии с критериями по пяти- или десятибалльной шкале.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений.
 

Игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения

                                           
   Игра «Муха» (позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ)
Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.

 Упражнение «Назови всё круглое» … (в этой комнате, на улице и т.д.)

 Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.
Например: яркий жёлтый
- свет
- солнце
- лампа
Варианты заданий: пушистый – зелёный
Прозрачный – голубой,
Сильный – добрый,
Звонкий – громкий,
Сладкий – лёгкий.

 Упражнение «Отгадывание загадок».
Игра «Лишнее слово».

 Назови лишнее слово.
Щука, карась, окунь, рак
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик
Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова
Заяц, лось, кабан, волк, овца
Ухо, лицо, нос, рот, глаз

 Игра «Назови отличие»
Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор
Магнитофон – собака
Книга – машина
Звонок – карандаш
Птица – самолёт

 Игра «Поиск общего»
Найти общие признаки:
Телевизор – шкаф (и т.д.)


 Игра «Группировка слов».
Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.

 Составление рассказа по картинкам.
Примерная схема: - Что произошло до события, изображённого на картинке?
– Что думают нарисованные герои?
– Что будет дальше?
– Чем всё закончится?

Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты:
– мука для оладий,
– молоко для питья,
– масло для оладий,
– сироп,
– яйца, соль, перец.
Сколько бы ты взял каждого продукта?

 Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

 Игра «Вывод»
– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?

Игра «Музыка».

Родители и дети слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок».

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет».

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково ( палка – галка), сочиняют двустишья на  заданные рифмы.

Игра «Изобретатель»

   предлагается придумать:

- несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

- необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

- вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

 

 

«Нестандартные задачки»

- пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

 «Что будет, если…»

- предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Упражнение «Учимся превращать слова».

Преврати одно слово в другое, например, слово бант в косу. Это можно сделать за 5 этапов.

Правила: на каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять местами. Подбирать слова можно только из слов русского языка.

пример: бант — коса

БАНТ –РАНТ- РАНА- РАСА –РОСА- КОСА

Слова:

суп — рак

роза — ваза

 рыба — сеть

перо — тушь

волк — нора

бег — шаг

море — суша

мост — река

миг — век

 шар — куб

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для родителей «Ваш творческий потенциал»

Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.

 Выберите один из вариантов ответов.

 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

 а) да;

 б) нет, он и так достаточно хорош;

 в) да, но только кое в чем.

 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

 а) да, в большинстве случаев;

 б) нет;

 в) да, в некоторых случаях.

 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

 а) да;

 б) да, при благоприятных обстоятельствах;

 в) лишь в некоторой степени.

 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

 а) да, наверняка;

 б) это маловероятно;

 в) возможно.

 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

 а) да;

 б) часто думаете, что не сумеете;

 в) да, часто.

 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

 а) да, неизвестное вас привлекает;

 б) неизвестное вас не интересует;

 в) все зависит от характера этого дела.

 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

 б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

 в) да, но только если вам это нравится.

 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

 а) да;

 б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

 в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

 9. Когда вы терпите неудачу, то:

 а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

 б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

 в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

 а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

 б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

 в) преимуществ, которые она обеспечит.

 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

 а) да;

 б) нет, боитесь сбиться с пути;

 в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

 а) да, без труда;

 б) всего вспомнить не можете;

 в) запоминаете только то, что вас интересует.

 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

 а) да, без затруднений;

 б) да, если это слово легко запомнить;

 в) повторите, но не совсем правильно.

 14. В свободное время вы предпочитаете:

 а) остаться наедине, поразмыслить;

 б) находиться в компании;

 в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

 а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

 б) вы более-менее довольны;

 в) вам еще не все удалось сделать.

 16. Когда вы одни:

 а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

 б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

 в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

 а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

 б) вы можете делать это только наедине;

 в) только там, где будет не слишком шумно.

 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

 а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

 б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

 в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

 за ответ «а» — 3 очка;       за ответ «б» — 1;      за ответ «в» — 2.

 Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;  вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10  - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17- способность абстрагироваться; вопрос 18 -  степень сосредоточенности.

 Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

 49 и более очков.  В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 От 24 до 48 очков.  У вас вполне нормальный творческий потенциал.  Вы  обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков.  Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

 

Тест для родителей «Творческий потенциал вашего ребенка».

ДА        НЕТ        Вопрос

                1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

                2. Меняет ли он свои наклонности?

                3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

                4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

                5. Любит ли фантастические истории?

                6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

                7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

                8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?

                9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

                10. Боится ли темноты?

                11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

                12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

                13.Прбоовал ли переставлять мебель по своему разумению?

                14. Был ли удачен этот замысел?

                15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

                16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных                             предметов?

                17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

                18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

                19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

                20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

                21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

                22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

                23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты теста

От 20 да 23 очков.

 Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности.

От 15 до 19 очков.

 Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.         

От 9 до 14 очков.

 Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.         

От 4 до 8 очков.

 Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.         

Менее 4 очков.

 Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2015. - 98с.
  2. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. -- М.: Вузовский учебник, 2015. -- 384с.
  3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013.
  4. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

«Методические рекомендации для родителей по развитию

творческих способностей дошкольника»

Воспитатель: Соловей Ю.А.

Г.о.г. Выкса, 2020г

В современном мире творчество ценится очень высоко. 

Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны со стороны взрослых, чтобы папы, мамы, бабушки и дедушки помогли раскрыться и развиться этим способностям и талантам. К сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

С чего же начать?

             Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

           Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

          Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте его творческую инициатив.

           Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

            Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети  охотно всегда чем-нибудь  занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

           По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

           Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

        Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. «Хорошо!», «Молодец».

                Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

       Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
  •  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
  •  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не  должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  •  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Советы по организации творческой работы детей дома

1.  При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию

•  равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»

•  ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание».

2.  Проявляйте искренний интерес к решению ребенка,  даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания,  нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа,  потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)».

3.  Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка,  постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да,  сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учен.  Зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».

4.  Оценивая выполненную работу своего ребенка, покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …».  Даже неудачный ответ может принести пользу –  показать направление дальнейшего развития.

5.  По возможности,  оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений.

                                                 Это надо знать родителям:

Отличительные черты одарённых детей:
1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
9. Обладают отличным чувством юмора.
10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Советы по повышению эффективности развивающих занятий с детьми: 

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. 

Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.

3. Планируйте занятия заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений. 
       При этом надо помнить, что у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики всех психических функций.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

         Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.
         Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

         Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках. 

          В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку. 
          Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Для этого можно, например, использовать рисунок замка. Его можно распечатать на принтере, и после каждого занятия пусть ребенок закрашивает очередной кирпичик здания. Или можно строить график достижений. Это будет стимулировать его движение к новым результатам. 
           Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

                 Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения.

   

  Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

       Если Вы  хотите  воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
  •   Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
  •   Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
  •   Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
  •  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  •   Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

                                         

                          Задания  для развития творческого мышления

         
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
Изображения, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.
        Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать, как угодно.

Коллажи из разных материалов.
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
         На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
         Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
           Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...


Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет; 
бревно - коробка;
облако - дверь; 
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.


Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. 

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. 

Задания на установление ситуативных связей между предметами: составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Например: газета – верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов.

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь – раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

Солома – телевизор

Утюг - трамвай

Задания на установление причин событий.

Игра «Почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

  • Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Подойдя к дому, можно было увидеть, что все  окна в квартире распахнуты настежь.
  • Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное и звериное рычание.

При  поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.

УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ СКАЗКИ ПО ОПОРАМ

Сочиним сказку по элементам.

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостаток.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.

в. Встреча с дарителем.

  1. Волшебные дары.
  2. Появление героя.
  3. Сверхъестественные свойства противника.
  1. Борьба
  2. Победа.
  3. Возвращение.
  4. Прибытие домой.
  5. Ложный герой.
  6. Трудные испытания.
  7. Беда ликвидируется.
  8. Узнавание героя.
  9. Ложный герой изобличается.
  10. Наказание противника.
  11. Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6—8. Запиши сочиненную сказку в тетрадь.

УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ ТВОРЧЕСТВА

Мозговой штурм.

I        ЭТАП: Разминка — до 5 минут.

Задача: Создать свободную, непринужденную обстановку.

Процедура: Руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить.

Примеры заданий:

  • Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?
  • На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей?
  • Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей?

II        ЭТАП: Генерирование идей — 10 минут.

Задача: Предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении  проблемной ситуации.

Процедура: Описывается проблемная ситуация. Критика идей запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются либо на магнитофоне, либо записываются на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами решения.

Примеры проблемных ситуаций:

  • Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно? (Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю.)
  • Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки  почти 600 лет до нашей эры.
  • Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томмительное ожидание, нарастающее раздражение... Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но все это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

III ЭТАП: Систематизация, оценка и отбор лучших идей.

Задача: Выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: Руководитель объявляет один или несколько критериев. Далее все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все идеи в соответствии с критериями по пяти- или десятибалльной шкале.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений.

Игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения

                                           
   Игра «Муха» (позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ)
Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.

 Упражнение «Назови всё круглое» … (в этой комнате, на улице и т.д.)

 Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.
Например: яркий жёлтый
- свет
- солнце
- лампа
Варианты заданий: пушистый – зелёный
Прозрачный – голубой,
Сильный – добрый,
Звонкий – громкий,
Сладкий – лёгкий.

 Упражнение «Отгадывание загадок».
Игра «Лишнее слово».

 Назови лишнее слово.
Щука, карась, окунь, рак
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик
Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова
Заяц, лось, кабан, волк, овца
Ухо, лицо, нос, рот, глаз

 Игра «Назови отличие»
Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор
Магнитофон – собака
Книга – машина
Звонок – карандаш
Птица – самолёт

 Игра «Поиск общего»
Найти общие признаки:
Телевизор – шкаф (и т.д.)


 Игра «Группировка слов».
Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.

 Составление рассказа по картинкам.
Примерная схема: - Что произошло до события, изображённого на картинке?
– Что думают нарисованные герои?
– Что будет дальше?
– Чем всё закончится?

Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты:
– мука для оладий,
– молоко для питья,
– масло для оладий,
– сироп,
– яйца, соль, перец.
Сколько бы ты взял каждого продукта?

 Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

 Игра «Вывод»
– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?

Игра «Музыка».

Родители и дети слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок».

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет». 

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково ( палка – галка), сочиняют двустишья на  заданные рифмы.

Игра «Изобретатель»

   предлагается придумать:

- несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

- необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

- вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки» 

- пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

 «Что будет, если…» 

- предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Упражнение «Учимся превращать слова».

Преврати одно слово в другое, например, слово бант в косу. Это можно сделать за 5 этапов.

Правила: на каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять местами. Подбирать слова можно только из слов русского языка.

пример: бант — коса

БАНТ –РАНТ- РАНА- РАСА –РОСА- КОСА

Слова:

суп — рак

роза — ваза

 рыба — сеть

перо — тушь

волк — нора

бег — шаг

море — суша

мост — река

миг — век

 шар — куб

Тест для родителей «Ваш творческий потенциал»

Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.

 Выберите один из вариантов ответов.

 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

 а) да;

 б) нет, он и так достаточно хорош;

 в) да, но только кое в чем.

 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

 а) да, в большинстве случаев;

 б) нет;

 в) да, в некоторых случаях.

 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

 а) да;

 б) да, при благоприятных обстоятельствах;

 в) лишь в некоторой степени.

 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

 а) да, наверняка;

 б) это маловероятно;

 в) возможно.

 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

 а) да;

 б) часто думаете, что не сумеете;

 в) да, часто.

 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

 а) да, неизвестное вас привлекает;

 б) неизвестное вас не интересует;

 в) все зависит от характера этого дела.

 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

 б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

 в) да, но только если вам это нравится.

 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

 а) да;

 б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

 в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

 9. Когда вы терпите неудачу, то:

 а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

 б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

 в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

 а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

 б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

 в) преимуществ, которые она обеспечит.

 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

 а) да;

 б) нет, боитесь сбиться с пути;

 в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

 а) да, без труда;

 б) всего вспомнить не можете;

 в) запоминаете только то, что вас интересует.

 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

 а) да, без затруднений;

 б) да, если это слово легко запомнить;

 в) повторите, но не совсем правильно.

 14. В свободное время вы предпочитаете: 

 а) остаться наедине, поразмыслить;

 б) находиться в компании;

 в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

 а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

 б) вы более-менее довольны;

 в) вам еще не все удалось сделать.

 16. Когда вы одни:

 а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

 б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

 в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

 а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

 б) вы можете делать это только наедине;

 в) только там, где будет не слишком шумно.

 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

 а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

 б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

 в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

 за ответ «а» — 3 очка;       за ответ «б» — 1;      за ответ «в» — 2.

 Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;  вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10  - амбициозность; вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17- способность абстрагироваться; вопрос 18 -  степень сосредоточенности.

 Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

 49 и более очков.  В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 От 24 до 48 очков.  У вас вполне нормальный творческий потенциал.  Вы  обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков.  Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Тест для родителей «Творческий потенциал вашего ребенка».

ДА        НЕТ        Вопрос

                1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

                2. Меняет ли он свои наклонности?

                3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

                4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

                5. Любит ли фантастические истории?

                6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

                7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

                8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?

                9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

                10. Боится ли темноты?

                11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

                12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

                13.Прбоовал ли переставлять мебель по своему разумению?

                14. Был ли удачен этот замысел?

                15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

                16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных                             предметов?

                17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

                18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

                19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

                20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

                21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

                22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

                23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты теста

От 20 да 23 очков.

 Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности.

От 15 до 19 очков.

 Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.         

От 9 до 14 очков.

 Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.         

От 4 до 8 очков.

 Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.         

Менее 4 очков.

 Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2015. - 98с.
  2. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. -- М.: Вузовский учебник, 2015. -- 384с.
  3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013.
  4. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям. Тема: "Развитие творческих способностей детей"

Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большин...

Методические рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

В современном мире творчество ценится очень высоко.Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной р...

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей 3-7 лет

Некоторые советы родителям, если они хотят воспитать, с нашей помощью, творческого человека....

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Для развития творческих способностей необходимо создание определенных условий. Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только ...

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Для развития творческих способностей необходимо создание определенных условий. Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только ...

"Рекомендации по музыкальному развитию творческих способностей детей"

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»...

Рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребёнка

Рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребёнка...