Мастер-класс " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"
консультация

Крючкова Ксения Алексеевна

Выступление педагога- психолога на родительском собрании  в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников

Добрый день, уважаемые родители!

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапияПесочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической теории. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и для многих специалистов.

Игры с песком способствуют

развитию речевого дыхания;

развитию мелкой моторики рук;

развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы родителей).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны.

В своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Практическая часть

Итак, уважаемые родители, попрошу нескольких человек выйти ко мне.

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

На световой песочнице можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Какое настроение у вас в данный момент? Выберите цвет для нашего светового песочного стола и  нарисуйте его на песке. (Родители рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…» или «У меня радостное настроение, потому что…» Данное упражнение благоприятно влияет на развитие речи ребенка.

Существует похожая игра с использованием кинетического песка «Победитель злости»: мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям). Давайте попробуем?

Есть еще одна, очень интересная и увлекательная игра «Кому что нужно». Здесь предлагается «раздуть» картинку, которая спрятана в песке и назвать, что нужно для той или иной профессии. Цель данной игры – Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии.  И в первую очередь, развивать внимание. память и речь детей.

 Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

        Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. В методическом материале представлены модели опорных ...

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...

Мастер-класс на тему: «Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.Задачи:- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие д...

Мастер-класс для родителей "Загадка, как средство развития речи дошкольников"

На данном мастер-классе родители познакомятся с алгоритмом составления загадок по схемам-моделям....