Методический час «Современные формы организации профилактической работы с детьми и подростками»
методическая разработка

Теория и практические рекомендации для педагогов по профилактической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.ch_.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально - реабилитационный центр

для несовершеннолетних"

Методический час

«Современные формы организации профилактической работы с детьми и подростками»

                                                             Материал подготовила:

                                                             воспитатель отделения диагностики

                                                             и социальной реабилитации                                        

                                                             Коропова Ольга Алексеевна

ст. Новоминская

2020 год

В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения несовершеннолетних. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов.

Классификация поведения. Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:

Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.

Порицаемые поступки. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.

Девиантное поведение. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.

Предпреступные действия. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.

Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.

Признаки отклонений. Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:

1. Уклонение от обучения, отставания по уровню интеллектуального развития; отсутствия познавательного интереса.

2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в: отказе от выполнения поручений; демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

3. Отрицательные поступки: тягу к азартным играм; курение и распитие спиртного.

4. Негативную оценку действительности.

5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в: грубости; драчливости; вымогательстве; избиении младших, слабых; жестоком отношении к животным; немотивированных поступках; недисциплинированности на занятиях. При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

Профилактика девиантного поведения будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:

- Неблагоприятные условия воспитания. Родители являются самым действенным образцом для ребенка. Если они систематически находятся в пьяном виде, проявляют жестокость, скандалят, то дети преимущественно следуют их примеру.

- Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Модно одетый, ухоженный, накормленный ребенок внутренне может быть очень одинок. Он становится психологически безнадзорным потому, что до его переживаний, интересов, настроения никому нет дела. Такие дети обычно тянутся к сверстникам и взрослым вне семьи. В определенной степени это общение компенсирует его недостаток от родителей. Но если оно приобретает нездоровые черты, то начинает негативно отражаться на моральном состоянии ребенка.

- Излишнюю опеку. Некоторые родители, переживая, что их дети наделают ошибок, все стремятся решать за них, не давая им возможность самим выбирать и жить по внутреннему убеждению. В результате развивается инфантильность, личная несостоятельность, несамостоятельность ребенка. - Чрезмерное удовлетворение всех запросов. В семье, где ребенку ни в чем не отказывают, избавляют от бытовых обязанностей, исполняют любые капризы, может вырасти не просто лентяй, а потребитель. Такие дети будут стремиться к новым удовольствиям и благам. При неразвитости привычки к самоограничению в разумных пределах они нередко идут на преступления. При этом деяния совершаются из исключительно потребительских мотивов.

- Авторитарность родителей и чрезмерную требовательность. Излишняя суровость взрослых, использование разнообразных запретов и ограничений, наказаний, оскорбляющих и унижающих детей, стремление подчинить их собственной воле, навязывание готовых решений и своего мнения, приказной тон, применение принудительных мер, в том числе и физических, негативно влияют на атмосферу в семье.

Варианты решения проблем - профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых. Профилактическая работа предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков, а наоборот, должна обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно.

Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, программы ДО и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей.

C целью профилактики в нашем учреждении применяются такие формы организации работы с детьми и подростками как: реабилитационные занятия, включающие в себя различного рода тренинги, упражнения, воспитательные часы, профилактические беседы о вреде курения, наркомании и алкоголизма,  изготавливаются коллажи на тему «Мы за здоровый образ жизни», организовываются просмотры мультфильмов («Иван – царевич и табакерка»), видеороликов («О вреде курения», «Забыли»), фильмов с последующим обсуждением, выпускаются буклеты для несовершеннолетних и их родителей («Секретный мир подростка в мире взрослых»), чтение терапевтических сказок, притч («Знай себе цену», «Улитка»).

 Для достижения успеха в вопросах профилактики  в работе необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является  вовлечение подростков в досуговую деятельность.  Дети могут раскрыть свои таланты и наклонности при подготовке и проведении сценариев социально значимых и досуговых мероприятий.

В нашем центре каждый несовершеннолетний  с пользой проводит своё свободное время. Они узнают  друг друга,  могут проявить себя, что отвлекает их от возможности оказаться в противоправной ситуации. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении пребывания ребенка в нашем центре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...

Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.

Творческая мастерская -инновационная форма  работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...

«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться,радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у негомудрую и добрую улыбку,он будет смеяться зл...

Современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности «Социально – коммуникативное развитие» по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашу жизнь все плотнее входят современные информационно-коммуникационные технологии.И в системе дошкольного образования в последнее время появляется возможность наряду с традиционными...

Современные формы, методы, приемы работы с детьми 4-5 лет по развитию звуковой культуры речи

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...