"Формирование психологического здоровья дошкольников через межличностные отношения со сверстниками в младшей группе"
методическая разработка (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар

«Формирование психологического здоровья дошкольников через межличностные отношения со сверстниками"

Тема выступления: «Формирование психологического здоровья дошкольников через межличностные отношения со сверстниками в младшей группе"

Подготовила : Жигальцова О.Н.

2019 год

Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами или определенным генетическим набором. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей.   И этот набор является основой для формирования личности ребенка. Но мы с вами знаем, что воспитание и среда - это факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности. И, несомненно, главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире.

Основные структуры личности  закладываются в первые годы жизни. Это то время, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Период адаптации для всех участников этого процесса очень сложный. Но, по моему мнению, для детей  и воспитателей он является более тяжелым, чем для родителей. Потому – что и мы и дети являемся заложниками той среды обитания и тех этапов воспитания которые дети получили в семье. Спокойная, уравновешенная обстановка в группе, правильная позиция воспитателя и всех сотрудников детского сада, грамотно построенная работа с родителями – это основные связующие для эмоционально благополучного развития личности ребенка. Ведь дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».  Это высказывание подтверждает то, что именно в младшем дошкольном возрасте происходить формирование духовно – нравственных качеств личности человека.

Группа детского сада – это маленькая ячейка общества, попадая в которую, ребенок начинает учиться общению со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром. Он начинает познавать себя  в этом мире, он становится участником процесса формирования межличностных отношений.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6—7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.

1 этап - Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку.

2 этап - Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4—5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой.

3 этап - К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Просоциальные  действия - это, действия доброй воли, призванные приносить пользу другому человеку. Примером просоциальных действий  является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа. К концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.

 Я остановлюсь на 1 этапе.

I этап. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш, как бы, не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь как в зеркало,  в сверстника»,  переносит его образ на себя  и выделяет в самом себе конкретные свойства.

 Поэтому эмоциональная среда  является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.  

И конечно, учиться понимать  свои эмоции и чувства, эмоциональное состояние окружающих людей развивать доброжелательное отношение к сверстникам нам помогает игра.

Я хочу вам предложить посмотреть  с помощью, каких игр мы с малышами учимся дружить и создавать хорошее настроение.

Игра на создание положительного психологического климата в группе, создание хорошего настроения, положительных эмоций друг к другу.

«Круг дружбы»

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности.

Дети встают в круг, и произносят слова. Выполняют движения по тексту.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Самый лучший друг.

За руки возьмемся,

Другу улыбнемся,

Ручками помашем,

Ножками попляшем.

Мы сегодня все друзья,

Все друзья, все друзья

И нам ссориться нельзя,

Да нельзя, нельзя…

За руки возьмемся,

Другу улыбнемся,

Ручками помашем,

Ножками попляшем.

«Волшебный стул»

Цель: Развитие доброжелательного отношения к сверстнику, создание положительного эмоционального фона в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Ход: Дети встают в круг. Внутри круга, у края ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись, На волшебный стул садись!

После того, как песенка заканчивается, тот, кто окажется ближе к стулу, садится на него. Дети из круга, все желающие,  говорят о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. Затем на стул садится другой ребенок и игра продолжается.

«Кубик настроений»

Цель: развивать навык выражения собственных эмоций и чтения эмоций окружающих.

Дети вместе с воспитателем произносят слова

Кубик, кубик повернись, в настроение превратись!

В руках у воспитателя куб с изображениями эмоций на гранях. Дети говорят, с каким настроением человечек  и показывают эту эмоцию сами.

Благодаря таким играм дети чувствуют себя комфортно, то есть спокойно. У них формируются навыки доброжелательного общения, умение строить взаимоотношения с окружающими, навыки управления эмоциями.

Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 433-436. — URL https://moluch.ru/archive/122/33798/ (дата обращения: 22.09.2019).

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с деть по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

Мимика.

Пантомимика.

Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации) .

2. Коррекция агрессивности

Коррекция драчливости у дошкольников.

Снятие конфликтности в общении детей.

Снятие вербальной агрессии.

Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Снятие тревожности.

Коррекция страхов.

Формирование адекватной положительной самооценки.

Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:

4. Формирование социальных навыков у ребенка

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

Формирование нравственного сознания

Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...

Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....

Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» при использовании ИКТ

В презентации размещён материал по  сказкотерапии для формирование психологического здоровья  дошкольников....

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....