консультация для родителей- "НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СЕМЬЕ"-(выступление на родительском групповом собрании)
консультация (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Щетинина
Незаметно придет время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка появляются новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявит ему большие требования. Задача родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.  
     К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие родители проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.
     Безусловно специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного ученья в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когдазнания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции: "Я все знаю, все умею" не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.
     Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др... Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.
     Дошкольников подготавливают к будущему учению: постепенно внушают им, что учеба в школе- серьезный труд, в результате которого они будут узнавать каждый день, что-то новое, нужное, интересное.
     Неправильно поступают родители, которые говорят детям, что будущая учеба - сплошной праздник: "Пойдешь в школу - будете ходить на экскурсии" или "В школе вам будут читать интересные книжки" и т.д.. Другие наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: "Поступишь в школу- там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!, "Пусть побегает, вволю поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет!"
     Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой, ободряющей. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: "В школе ты начнешь трудиться, как трудятся твои мама и папа" или "Теперь и ты у нас становишься взрослым и у тебя появятся новые трудовые обязанности".
     Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, чистить свою одежду и обувь, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т.д..Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнять.
     Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий? У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. Если взрослые будут требовать довести работу до конца, то могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку все делать кое-как. Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка трудную часть работы. В этом случае также допускается серьезная ошибка. Детям подается пример безответственного отношения к делу, с другой стороны - в них укрепляется неуверенность в своих силах.Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.
     Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности - важная задача стоящая перед родителями. Для этого необходимы следующие условия.
Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.
Многое зависит от того, как подготовлено рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он должен будет постоянно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не нравится. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, и оставляет дело незавершенным. Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.
     Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. От интересного - к обязательному - таков путь развития у детей умения управлять собой. "Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого" - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: "Это не интересно, но нужно", "Это трудно, но выполнимо, если очень постараться". Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с котрыми  приходит и любовь к труду.
     Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей. Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.
     Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим сыновьям и дочерям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых - дает возможность родителям выполнять другие неотложные дела. При этом дети радуются тому, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.
     Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельноссть детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимость будущему школьнику чувство времени. Важно, чтобы дети не проводили свое время в праздности, которая порождает лень. Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. Родители часто не придают этому значения: чем занят - неважно, лишь бы не шалил и не мешал. В результате дети не в состоянии преодолеть свое "не хочу" там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированны у него нравственно-волевые качества. Проанализировать наблюдения вам помогут показатели нравственно-волевой готовности ребенка к школьному обучению, которые помещены в ширме.
 
     

Скачать:


Предварительный просмотр:

"НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СЕМЬЕ"

Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна

"Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье"

(выступление на родительском групповом собрании)

     Незаметно придет время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка появляются новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявит ему большие требования. Задача родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.  

     К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие родители проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

     Безусловно специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного ученья в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когдазнания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции: "Я все знаю, все умею" не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

     Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др... Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.

     Дошкольников подготавливают к будущему учению: постепенно внушают им, что учеба в школе- серьезный труд, в результате которого они будут узнавать каждый день, что-то новое, нужное, интересное.

     Неправильно поступают родители, которые говорят детям, что будущая учеба - сплошной праздник: "Пойдешь в школу - будете ходить на экскурсии" или "В школе вам будут читать интересные книжки" и т.д.. Другие наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: "Поступишь в школу- там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!, "Пусть побегает, вволю поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет!"

     Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой, ободряющей. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: "В школе ты начнешь трудиться, как трудятся твои мама и папа" или "Теперь и ты у нас становишься взрослым и у тебя появятся новые трудовые обязанности".

     Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, чистить свою одежду и обувь, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т.д..Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнять.

     Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий? У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. Если взрослые будут требовать довести работу до конца, то могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку все делать кое-как. Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка трудную часть работы. В этом случае также допускается серьезная ошибка. Детям подается пример безответственного отношения к делу, с другой стороны - в них укрепляется неуверенность в своих силах.Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

     Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности - важная задача стоящая перед родителями. Для этого необходимы следующие условия.

  • Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от того, как подготовлено рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он должен будет постоянно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не нравится. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, и оставляет дело незавершенным. Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

     Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. От интересного - к обязательному - таков путь развития у детей умения управлять собой. "Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого" - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: "Это не интересно, но нужно", "Это трудно, но выполнимо, если очень постараться". Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с котрыми  приходит и любовь к труду.

     Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей. Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.

     Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим сыновьям и дочерям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых - дает возможность родителям выполнять другие неотложные дела. При этом дети радуются тому, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.

     Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельноссть детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимость будущему школьнику чувство времени. Важно, чтобы дети не проводили свое время в праздности, которая порождает лень. Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. Родители часто не придают этому значения: чем занят - неважно, лишь бы не шалил и не мешал. В результате дети не в состоянии преодолеть свое "не хочу" там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированны у него нравственно-волевые качества. Проанализировать наблюдения вам помогут показатели нравственно-волевой готовности ребенка к школьному обучению, которые помещены в ширме.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье" - родительское собрание

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому очень важно помочь ему в этом....

Консультация для родителей "Нравственно-волевая готовность детей 6-7 лет к школе".

Рекомендации и советы родителям по нравственно-волевой готовности детей  6-7 лет к школе....

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Ко времени поступления в школу ребенок уже , как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обучению в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объек...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе»

Консультация для  родителей «Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе»...

консультация- презентация для родителей детей старшего возраста" Нравственно- волевая подготовка детей к школе в семье"

Консультация в помощь родителям при подготовке детей к школьному периодуКак помочь ребёнку  выполнить требования, предъявляемые учебной деятельностью...