«Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений»
учебно-методический материал

Рубанова Марина Дмитриевна

Права детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений»

      Основная цель работы по реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения-это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

     Наша задача - помочь детям осознать свои права; а также разъяснить родителям права и обязанности  по отношению к ребенку. Мы  обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.       С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников.

В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Например: В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие взаимоотношения с детьми. Вот одна из них. Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест его с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин«Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик», - отвечает мальчик. «Я настаиваю! - продолжает бабушка. - Съешь его, он полезен для твоего организма!» «А я не хочу и не буду!» - протестует мальчик.

Вопрос. А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы выходили из них?

Предполагаемые ответы. Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс. И т. д.

В отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.

Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечивать ребенку:

• чувство психологической защищенности;

• доверие миру;

• эмоциональное благополучие;

• формирование базиса личностной культуры;

• развитие его индивидуальности.

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ

Младший дошкольный возраст (3—5 лет)

Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это — задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты - юристы, пе-дагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера, создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.

2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою зна-чимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Любить ребенка таким, каков он есть.

2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.

3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.

7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле правового воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения...

Семинар - практикум "Реализация права ребенка на игру"

Семинар - практикум проводится в форме деловой игры с целью повышения уровня компетентности педагогов, совершенствования практической подготовки в развитии игровых навыков детей, осуществлении их прав...

Права ребенка через социальные взаимоотношения.

В данной презентации раскрываются статьи через, которые прослеживаются права ребенка через социальные взаимоотношения. Также освещается вопрос, как должны поступать педагоги в той или иной ситуации. И...

Реализация прав ребенка дошкольного возраста.

Несовершеннолетний ребенок — человек, не достигший 18-летнего возраста....

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Реализация прав ребенка в ДОУ

Деловая игра направленная на ознакомление родителей с механизмом реализации прав ребенка в условиях ДОУ, разработанная в процессе обучения на курсах повышения квалификации...

Консультация для воспитателей "Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения"

Консультация представляет интерес для воспитателей и социальных педагогов, может быть использована для организации и проведения родительских встреч, в рамках международного дня детей....