опыт работы по теме: " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в рамках единого воспитательно – образовательного пространства «Детский сад, семья, социум»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Голубева Елена Николаевна

Данный инновационный опыт будет интересен педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_posledniy.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» №14 «УЛЫБКА»

(МКДОУ № 14 «Улыбка»)

Инновационный опыт

«Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников  в   рамках единого воспитательно – образовательного пространства  «Детский сад, семья, социум»

Разработала:  воспитатель

                                                                                    высшей квал. категории

Голубева Е.Н.

     

г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

 2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………… .    3
  2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ………………………………….…. .   9

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА……..……………………………... ..   10

3.1.Цель …………………………………………………………   10

3.2.Задачи…………………………………………………. …....  10

3.3.Ожидаемый результат ……………………………………..   11

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА………………………………… ……... 12

4.1. Теоретическое обоснование избранной темы………… ….….  12

4.2. Система  работы по духовно – нравственному   воспитанию  старших   дошкольников……………………………………….….. ..16

 4.3. Использование современных образовательных технологий ..  19

4.4. Этапы  работы…………………………………………………… 23

          4. 5. Особенности  развивающей – предметно – пространственной среды как средства духовно – нравственного воспитания  старших дошкольников……………………………………………………..….…….  31

  1. ВЫВОДЫ……………………………………………………… … 32
  2. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 35

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ   «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОПИЛКА» (конспекты занятий, проектов, фотоматериалы, наградные документы)

 

ВВЕДЕНИЕ

 «Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием –

это творение будущего  и взгляд в будущее»

В.А. Сухомлинский  

         Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка,  развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Без сомнения, существование любого народа на земле основано на приоритете духовно - нравственных и культурных ценностях, определяющие будущее любой цивилизации.

Ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Нормативно – правовая база по духовно-нравственному   воспитанию и образованию:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2): «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  •  Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»;
  • Стратегия развития воспитания в  РФ на период до 2025г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015  № 996-р: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России»;
  • Федеральный  государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.):  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

 «Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  определяет главные базовые национальные духовно-нравственные ценности:

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни  осуществляется на основе следующих условий:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования также заложена « Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Стандарт   выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания  «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». 

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе:

  1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
  2.  «Формирование первичных представлений о малой Родине: воспитание любви , привязанности к своей местности, к своей семье, воспитание бережного отношения к природе  и ко всему живому»;
  3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей: здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

В детстве всё оставляет след! Дети – это начало. Будущее непрерывно связано с настоящим! У каждого педагога свои методы, свои приёмы, свои секреты.

В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый использует то, что ему ближе. Опираясь  на принцип конценции «нравственный облик педагога»,  я могу сказать, что главной целью  всей моей педагогической деятельности является  дети и будущее, которое я стараюсь улучшить вместе с ними!

Мы живём в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. Проводимая ранее работа показала, что дети проявляют живой интерес  к историческому прошлому России, с удовольствием рассказывают «Историю Отечества в картинках». Но среднему ребёнку эта информация трудна и не всегда  понятна, «не близка для зоны его развития». Поэтому, я пришла к выводу, что прививать необходимо в первую очередь любовь к ближнему и  понятному окружению – к малой Родине.  Маленькими шагами в большой мир! В данном опыте я опираюсь на воспитание  у старших дошкольников духовно - нравственных  базовых ценностей, близких  и понятных детям:   семья, детский сад, родной  город.

Наш небольшой город прекрасен своей уникальностью. Наши местные достопримечательности – это социокультурные ценности, богатство для каждого жителя города, к тому же они в шаговой доступности, так близко, что называется «рукой подать!». Я убеждена, что какой бы концепции не придерживался педагог, какие бы формы и методы не использовал в воспитании любви и гордости к нашему  городу, он не может не ставить перед собой цель – воспитать субъективное ценностное отношение  к природе нашего города. Ведь наша малая Родина создавалась природой и предками и определена исторически сложившимися понятиями в социокультурном окружении, которые невозможно отделить одно от другого:  сквер « Корабелов» и река Свирь, парк «Свирская Победа» и Лодейнопольский историко - краеведческий музей.

В целом  – это близкая социокультурная среда, где созданы оптимальные условия для накопления   исторического и культурного наследия, приобщения  к миру природы. Живой лес в парковой зоне, растущие деревья и кустарники, территориальную близость к культурному окружению - это  не заменить любыми художественными фотографиями, т.к. эмоциональное воздействие близкого непосредственного окружения надолго остаётся в памяти ребёнка. «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти сохраняются образы, в которых воплощается Родина» - писал       В.А.Сухомлинский. Это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе познания, а формируется в процессе целенаправленного воспитания!

Воспитание маленьких граждан и  патриотов родной земли, ориентированное на активное включение старших дошкольников в процесс ознакомления с природой, историческим прошлым города, его современной культуры, посредством реализации двух взаимодействующих и взаимозависимых направлений: экологическое и краеведческое.

Социокультурная среда нашего города – это место общения, где проводятся городские  праздники,  наши воспитанники и родители - частые гости таких мероприятий.  Кроме того, природное окружение – это место общения человека с природой: река, озёрко, парк и сквер.

Однако, как показывают данные  диагностических исследований, проводимых по программе  «От рождения до школы» (под ред.  Н.В.Вераксы, Т.С М.Комаровой, М.А.Васильевой), в ходе эколого - краеведческих проектов,   бесед и походов с детьми, у старших дошкольников  сформированы абстрактные понятия и знания о социокультурном окружении, слабо развиты социально-коммуникативными навыками, не сформированы ценностные отношения к природному и культурному окружению родного города.  Родители не поддерживают живой интерес к ценности и уникальности родного города, а значит,  не воспитывают любовь и гордость к своему родному городу.

Личность старших дошкольников – это важное звено в цепочке преемственности поколений, так как именно в дошкольные годы закладываются основы нравственной личности, появляется интерес к явлениям общественной жизни. Упустить этот возраст – значит, многое потерять в дальнейшем   становлении личности гражданина своего Отечества!

В современной  методической литературе по патриотическому воспитанию  большое распространение приобретает взгляд на региональный компонент, как наиважнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно – исторический и другие компоненты.  Например, методическое пособие «Ленинградская область – малышам», созданное педагогическим коллективом ГАОУ «Ленинградский областной институт развития образования» - Н.В.Тимофеевой, Н.В.Бурим, Л.В.Немченко, С.В. Прокопович.  Это,  своего рода, путеводитель по созданию условий для нравственно – патриотического  воспитания и развития познавательного интереса детей к  природе родного края, культурному  и историческому наследию Ленинградской области, а так же -  воплощение совместной деятельности родителей с детьми в семейном кругу. В пособии отводится место формированию основ необходимости охраны окружающей среды, знакомство с юными защитниками природы. В данном  опыте содержание  регионального  компонента  заключается в воспитании культурного маленького гражданина своей малой Родины через  формирование культуры поведения в ближайшем социуме, воспитание любви и гордости к родной земле, экологической культуры, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выдвигает необходимость создания условий для практико - ориентированного подхода в развитии личности ребёнка, обеспечивая ему возможность самообразования, самоопределения и самореализации в таких Образовательных областях как: как познавательная, художественно – эстетическая, социально- коммуникативная, речевая, физическая.

«Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных усилиях будет его творческая деятельность»  (Л. С. Выготский).

Уникальным средством обеспечения сотрудничества педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию – является метод проектной деятельности. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Это самостоятельная  и коллективная творческая работа, имеющая социально- значимый результат. Это специально организованный воспитателем комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и созданием творческого продукта.         

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

«Как  у маленького деревца, еле поднимающегося над землёй

 заботливый садовник  укрепляет корни,

от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и взрослый должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви в Родине».

В.А.Сухомлинский

Дошкольное  детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки  высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в социокультурной среде, природном и культурном окружении. Л.Н.Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Большая Родина всегда начинается с малой.

Малая Родина! У каждого человека она своя, у каждого свои яркие воспоминания о природе, истории и культуре. Полученные в детстве воспоминания,  остаются в памяти человека на всю жизнь: «Ты вспоминаешь  не страну большую, которую изъездил и узнал, ты вспоминаешь Родину такую, которую ты в детстве увидал» - писал К. Симонов. Это воспоминания о той земле, где впервые научился ходить, где общественное и природное окружение выступает в роли  «первого педагога», знакомящего ребёнка с малой Родиной. Психологи утверждают, что нравственные качества не возникают путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется в процессе воспитания в семье и дошкольном учреждении.

Современные родители озабочены обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жильё), на втором месте  - ценности социализационные (театр, кино, развлечения). А это влечёт к снижению воспитательного потенциала семьи, ведёт к разрушению семейных связей и традиций в преемственности поколений. «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитательности» - как нельзя актуально звучат сегодня слова А.С.Пушкина.

Знания о своих предках, корнях, малой родине  – это своеобразный «родительский сундучок», собранный  нашими предками,   золотой запас нашей духовности. Малая Родина! Она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Когда в небольшом провинциальном  городе рождается человек, рано или поздно встаёт вопрос:                уезжать ему или остаться? Тот, кто выбирает родное место,   может с улыбкой о себе сказать: «Где родился,  там и сгодился!».  А если Родина земная и духовная  у человека совпадают, его можно назвать счастливым: «Где сосна взросла, там она и красна»!

 Приобщая детей к родным корням, мы воспитываем личность с чертами  характера, умеющую ценить красоту и бесценность родной земли : «И пылинка родной земли – золото!»

3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

3.1. Цель: объединение усилий детского сада,  семьи и социума в приобщении детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям,  воспитание готовности следовать им.

3.2.Задачи:

  • приобщение всех участников образовательных отношений к непреходящим духовным ценностям через  образовательную деятельность;
  • расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными институтами города;
  • формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника; приобщение его к базовым ценностям   на основе духовно - нравственных традиций народа;
  • развитие коммуникативных умений и  речевого взаимодействия  детей старшего дошкольного возраста;
  • создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

3.3 Ожидаемый результат

3.3.1.В работе с детьми:

  • воспитание гармоничной, духовно-богатой личности;
  •  воспитание интегративных качеств личности каждого ребенка: эмоциональная отзывчивость на переживания окружающих людей (социум), владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдение общепринятых норм и правил поведения, развитие общей культуры, наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (представления о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях и др.).

3. 3.2.В работе с семьями воспитанников:

  • увеличение числа родителей, удовлетворенных качеством  образовательных услуг в системе дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетенции родителей и уровня духовно--нравственной культуры родителей;
  • вовлечение родителей в образовательную  деятельность через активное и непосредственное  участие в реализации педагогических проектов    с включением регионального компонента;
  • повышение уровня заинтересованности и активности семей воспитанников во взаимодействии с  ДОУ по проблемам нравственного и гражданского воспитания.

3.3.3. В работе педагогов:

  •  повышение уровня профессиональной компетенции  педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно - нравственного воспитания;
  • эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;
  • повышение  качества  образовательного  процесса  посредством  внедрения   современных инновационных методов и технологий.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА

4.1. Теоретическое обоснование избранной темы.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень    высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
         В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
        В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.  

Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.  

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались: Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, С.А. Козлова , А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.  Баукова Н. Н., Бех Л. В., Баландина Л. А., Корчаловская Н. В., Калайтанова Г. Н., Сундукова А. Х. научно обосновали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые я опираюсь в своей работе.

 Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом: так, С.Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека. Р.С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственного развития дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследовании

Духовно-нравственное воспитание -  это процесс содействия духовно - нравственному становлению ребёнка, формированию у него:

  • нравственных чувств (сопереживание близким людям, родному дому, природе);
  • нравственного убеждения (способность к различению добра и зла);
  •  нравственной позиции (проявление внимания, ценностного отношения к людям, родному дому, добрым традициям);
  • нравственных привычек, умений и навыков, поведения ( внимание и умение заботиться о ближнем, оказание помощи близким и нуждающимся; интерес и активное познавательное отношение к ценностно-смысловой стороне действительности);
  •  нравственных качеств (трудолюбие, уважение).

Нравственная сфера личности:

 Отношение к близким людям;

 Отношение к себе;

 Отношение к делу;

 Отношение с предметным окружением;

 Отношение к природе.  

В современной педагогике появились новые методические разработки. В частности: С.А.Козловой по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью, Н.В.Алёшиной по ознакомлению с окружающим миром, Е.Б. Алтабаевой  в рамках организации историко – краеведческой работы и др.

Н.В.Алёшина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы:

Принцип гумманизации  предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а так же ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству;

Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с возраста, накопленного опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, социальными партнёрами с естественным включением базового материала в программу дошкольного учреждения.

Содержание материала определяется с учётом преемственности с начальной школой в сочетание  всех видов деятельности при знакомстве детей с социокультурными особенностями города. Интеграция рассматривается, как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

В современной педагогике появились новые технологии и методики, которые базируются на конкретных научных  подходах.

  1. Проблемно – поисковый подход, служащий стимулом познавательной активности ребёнка. Это педагогические методы, основанные на создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности дошкольников, состоящей в поисках и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами  - явление, закон. Проблемная ситуация побуждает ребёнка к решению трудных для него задач, так как у него не хватает знаний и он хочет их добывать самостоятельно и совместно с взрослыми. Дети пытливые исследователи окружающего мира. Это свойство психики И.П.Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребёнок исследует качества предметов, устанавливает новые для себя открытия. Исследуя специфику и виды детского экспериментирования, Н.Н.Поддьяков ввёл понятие новой формы деятельности «Детское экспериментирование»
  2. Диалектический подход (Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса) – обеспечивает формирование у детей начальных форм анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии. У дошкольников развивается общее понимание того,   что любой предмет, любое явление имеет прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязи событий в разные исторические эпохи.
  3. Системно- деятельный, культурно – исторический подход –основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьва, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в целенаправленном взаимодействии личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное познание культурно –исторических обычаев и традиций малой Родины.  
  4. Личностно – ориентированный подход (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов). Предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей  с учётом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных), а так же относится к ребёнку как неповторимой индивидуальности. Это воспитание , развитие и образование, направленное на отказ от ориентировки на среднего ребёнка, учёт его особенностей в учебно-воспитательной программе, разработка индивидуального образовательного маршрута и  личных достижений в развитии ребёнка.

Анализ современных теоретических и психолого- педагогических научных принципов, методов и  подходов к воспитанию старших дошкольников   маленькими гражданами своей малой Родины обусловил выбор внедрения в систему целенаправленных взаимодополняющих современных образовательных технологий. Это нашло отражение в разработке модели качественного взаимодействия «детский сад – семья – социум»,  построении развивающейся предметно – пространственной среды в группе, содержании работы  детьми.

4.2. Система  работы по духовно – нравственному   воспитанию старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно развиваются социальные потребности:

  • Потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (родителями, воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности.
  • Потребность в активном познании и информационном обмене.
  • Потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам.
  • Потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
  • Потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Дошкольнику важно установить контакт с миром взрослых, заявить о себе как об отдельной личности. Именно в 5-7 лет необходимо развивать взаимодействие с социумом.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит накопление социального опыта ребенка, происходит первичная ориентация всей будущей жизни.  Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. 

Процесс нравственного становления личности ребенка предусматривает прохождение им нескольких этапов:

I  этап – формирование представлений о нравственном качестве (ценности);

II  этап – появление мотивов;

III этап – появление отношения к качеству (ценности);

IV этап – потребность и практическая реализация, выражающаяся в собственных поступках и поведении.

Учитывая, что дошкольный возраст наиболее сенситивен для формирования таких качеств личности, как уважение к другим людям, толерантность, гражданственность, любовь и бережное отношение к окружающей природе, ответственность, подчеркну  особую роль современного детского сада как одного из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ребенка.  В этот период в жизни ребенка вначале формируется эмоциональное отношение к духовным и нравственным ценностям, затем первые представления о ценном и значимом, наступает осознание и принятие этой значимости.

         Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда непреходящие нравственные ценности (добро, честь, справедливость) доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. Без понимания ребенком духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств, которые чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка я считаю:

-  организацию совместной деятельности с детьми, которая нацелена на развитие коммуникативной сферы, в процессе которой ребенок усваивает социально- исторический опыт;                                                                                                  -   взаимодействие с семьями  воспитанников;

-   социальное партнёрство с учреждениями культуры города;

- применение  игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания положительного эмоционального фона.

В дошкольном возрасте дети придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам. Задача педагога на данном этапе – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворной, но не допускать изолированности детей от всей группы.   Дружба между детьми ускоряет процесс осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками нравственного поведения. В детском коллективе каждый ребенок должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам должен чувствовать  себя способным и готовым помочь товарищу.  Особое внимание я  уделяю    воспитанию  у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность,  эмпатию.  

При планировании деятельности по духовно - нравственному воспитанию  дошкольников следует ориентироваться на следующий образовательный результат:

  • формирование потребности дошкольников в саморазвитии с учетом специфики социокультурной среды; умения самостоятельного освоения социокультурной среды и адекватного выбора способов и средств реализации собственной познавательной деятельности;
  • повышение уровня сформированности духовно - нравственной культуры воспитанников;
  • готовность родителей к активному участию в образовательно - воспитательном процессе;
  • активное использование воспитательного потенциала социокультурной среды; приоритетность и общепризнанность в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу,  готовности прийти на помощь;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

Образовательный процесс строится по трём основным направлениям деятельности: непосредственная образовательная деятельность педагога  детьми, организованная деятельность педагога  детьми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция  по освоению образовательных областей:

 ОО «Познавательное развитие»:

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее малой Родины;

- природа родного города и малой Родины, экологическое сознание и экологическая культура;

ОО «Социально- коммуникативное развитие»:

 - развитие игровой деятельности детей;

 - обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

 - формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;

- свободное общение взрослых и детей в процессе всей совместной  работы;

 - формирование представлений о профессиях родных и близких детей;

 - развитие собственной трудовой деятельности детей;

 - воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

 ОО «Речевое развитие»:

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи: диалогической и монологической форм);

 - приобщение к литературному творчеству писателей и поэтов – земляков                   (А. Якимовского, Н.Трошевой, П.Васильева и др.);

- ознакомление детей с творчеством поэтов и писателей Лодейнопольской  земли;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 - народное декоративно-прикладное искусство родного края – Оятская керамика;

 - творчество художника В.А. Паленова;

 - исторические памятники скульптуры и архитектуры родного города;

ОО  «Физическое развитие»:

 - приобщение к здоровому образу жизни.

  1. Использование современных образовательных технологий.

Дословно «технология» в переводе с  греческого – «наука о мастерстве». Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения.

Давно известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Д. Б. Эльконин  назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Игра – это вид непосредственной деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это вид не продуктивной деятельности, мотив которой, заключается не в её результате, а в самом процессе.

         Игровая педагогическая технология отличается существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая педагогическая технология строится как целостное образование,  охватывающее определённую часть образовательного процесса общим содержанием, сюжетом, персонажем.  Игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в ДОУ, создавая ребёнку возможность принятия на себя роли действующего игрового персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребёнка является средством, воссоздающим элементы игры, способствует переходу от ведущей игровой к учебной деятельности.

Особым способом  организации моей  совместной с детьми деятельности стало  создание  игровых дидактических  пособий  «Путешествие по родному городу» с использованием обычного  чемодана, эколого – краеведческий  ЛэпБук«Парк для нас, мы – для парка».

Цель работы с детьми с использованием данных  пособий -   создание условий для  эффективного развития познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей в проектной и самостоятельной деятельности.

 Пособия   включают в себя:

  • игры с  дидактическим материалом  исторического  содержания, предназначенные для сюжетно – ролевых, режиссёрских  игр,    
  •  игровые макеты (заповедник, река и  её обитатели, сквер Корабелов, парк с природным ландшафтом).  

Достоинства перечисленных игровых пособий - мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы детей: внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Востребовав полученные знания, игровые пособия  повышают интерес детей  к изучаемому объекту, поэтому могут применяться в самостоятельной деятельности детей, что позволяет оценивать знания детей как более прочные, осознанные и прочувствованные.

Одной  из актуальных и эффективных педагогических технологий   в современных условиях является технология  проектной  деятельности.  Это уникальное средство реализации основных принципов ФГОС ДО, т.к. позволяет организовать образовательную деятельность на основе индивидуальности каждого ребенка, где сам ребенок   становится субъектом образования.

Проектная деятельность является средством содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; средством взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей; средством поддержки инициативы детей и формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес. Технология проектной деятельности - эффективный метод развития внутренней активности, способности узнавать новое, ставить цели, приходить к результатам, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проекты, ориентированные на совместную деятельность участников воспитательно-образовательного процесса организуются в различных вариантах: совместная деятельность воспитателя и детей над проектом; совместная деятельность детей; совместная деятельность детей с родителями. В ходе совместной работы над проектом дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, умением уважать мнение других, терпимо относиться к чужим проблемам, выражать несогласие и отстаивать свою точку зрения. Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации позволяет: повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса; развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность; создавать продукты, которые можно предъявить социуму. Метод проектной деятельности дает возможность педагогам успешно реализовывать модель «детский сад – семья – социум».

  Важной задачей  Стандарта является  формирование общей культуры личности дошкольников,  в том числе ценностей здорового образа жизни. Это предполагает использование   здоровьесберегающих технологий. 

Одной из форм  нетрадиционной оздоровительной деятельности  с детьми и родителями стало внедрение в практику  эколого – краеведческих оздоровительных походов в природу.  Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания и укрепления физического и психологического здоровья детей, приобщение к основам здорового образа жизни. Этому способствует наша Лодейнопольская природа: чистый воздух, красивые пейзажи. В походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Походы способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников, таких как: сердечно - сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы и опорно - двигательного аппарата.

Немаловажным плюсом эколого – оздоровительных походов является участие в них родителей дошкольников, что способствует приобщению родителей к духовно – нравственной культуре и здоровому образу жизни.

Таким образом,  современные  педагогические технологии -  здоровьесберегающие, игровые,  проектную  деятельность,  можно рассматривать,  как сертификат успеха педагогической деятельности в целом.

4.4. Этапы работы.  

Этапы работы

Сроки реализации

Организационно – подготовительный

Сентябрь  2016г.

Практический

Октябрь 2016г. – Май 2019г.

Обобщающий

Июнь  2019г.

На начальном этапе:

  • Определила цель, задачи,  эффективные формы организации совместной работы с детьми, родителями и социальными партнёрами;
  • Изучила нормативно-правовую базу по проблеме духовно-нравственного воспитания, научно-методическую литературу;
  • Провела анкетирование родителей с целью выявления степени заинтересованности родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания.

Практический   этап включал  реализацию системы  работы по духовно – нравственному воспитанию в рамках  взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнёрами.  Задача каждого воспитателя - наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения и коллективного творчества, стремления узнавать больше о своем родном крае и городе, в  котором они живут.  Работа с детьми проводилась согласно перспективному плану.

Перспективный план  работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников:

Направления работы:

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

«Азбука поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы: «Всё начинается со слова «Здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости; обыгрывание и обсуждение ситуаций.  

Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте»;

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания»; Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу»

«Поговорим об этике»

Дружеские взаимоотношения

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь», пословицы, поговорки о дружбе;

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный»,    Л. Толстой «Два товарища».

«Воспитатель человека»

Воспитание уважения к сотрудникам ДОУ.

ДЕНЬ ДОШКОЛЬНОГО РАБОТНИКА

Экскурсия по детскому саду.  Сюжетно-ролевая игра «Мой детский сад». Продуктивная деятельность «Подарки  сотрудникам детского сада». Праздничный концерт  для сотрудников детского сада.

«Россия  - родина моя»

Мой город, моя  улица домашний адрес.

ДЕНЬ  ГОРОДА

ФЕСТИВАЛЬ «БЕЛЫЙ ГРИБ»

Презентация «Экскурсия по улицам родного города»; Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения. Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое»; Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню города.

Педагогический проект  «И появился город на Свири…»

Октябрь

«Азбука поведения»

«Культура поведения  в  природе»

Экологический проект   «Весна красна цветами, а осень грибами». Экологический поход  «По следам Осени».

«Воспитать человека»

«Забота о малышах и пожилых людях»

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы - защитники малышей», Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Поговорим об этике»

«Доброта и забота»

ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушкам  и бабушкам».; Продуктивная деятельность «Подарки бабушкам и дедушкам» . Участие в праздничном концерте к Дню пожилого человека.

«Моя семья»

«Профессии моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы»; Чтение: С. Михалков «А что у вас?»; Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Россия  - родина моя»

«Наш  город –  предприятия, культурные учреждения, памятники»

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха». Экскурсия в  Сквер Корабелов

Ноябрь

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в общественных местах, чтобы всем было приятно и хорошо».

«Воспитать человека»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

«Формирование положительных привычек, здорового образа жизни»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

Участие в совместных мероприятиях с участием детей и родителей «Мы за ЗОЖ»  

«Поговорим об этике»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания»

Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Моя семья»

«Моя родословная».

ДЕНЬ МАТЕРИ

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями). Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Праздник «День матери». Изготовление подарков «Цветы настроения».       

Декабрь

«Азбука поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«Воспитать человека»»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям»

Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

Участие во всероссийской акции «Покорми птиц» изготовление кормушек и открытие птичьих столовых

«Моя семья»

«Семейные традиции»

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник». Выставка новогодних поделок «Пока часы 12 бьют…»

«Россия  - родина моя»

«Новый год в России и других странах»

Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку». Мини – музей Деда Мороза

Январь

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Рождественские праздники»

 

 Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Развлечение на зимней прогулке «Праздник русского валенка»

«Воспитать человека»

«Поговорим об этике»

         «Скромность- положительная черта характера»

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р.н.с. «Заяц – хваста». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Россия  - родина моя»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России».

Февраль

«Азбука поведения»

«Формирование культуры разговора»

Беседа «Вежливость в разговоре».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

 

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

«Поговорим об этике»

«Скромность и зазнайство»

Рассказ воспитателя. Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Моя семья»

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения». Фотоконкурс «Папа и я – лучшие друзья». Изготовление подарков папам и дедушкам, Праздник «Буду в армии служить».

«Россия  - родина моя»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн»

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». Целевая  прогулка  к памятнику неизвестного солдата. 

Март

«Азбука поведения»

«Гостевой этикет»

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом». Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«Моя семья»

«Наш детский сад – большая семья»

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА

Рассматривание фотографий из архива детского сада. Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Воспитать человека»

«Оценка своих поступков»

Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Моя семья»

«Сердце матери лучше солнца греет»

ПРАЗДНИК 8 МАРТА

 Беседы о маме. Утренник, посвящённый женскому празднику «Мамин день».

Продуктивная деятельность:

подарки мамам и бабушкам

Апрель

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как мы ведём себя на улице». Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«Воспитать человека»

«Справедливость и доброжелательность»

 

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека». Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка»

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы и наши права». Книга рассказов «Мамина радость, папина гордость». Продуктивная деятельность: «Я ребёнок, я имею право…». Конкурс рисунков «Как рождается закон».

«Россия  - родина моя»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос»

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!». Развлечение  «Космические старты»

Май

«Азбука поведения»

«Культура поведения  в  природе»

Эколого – краеведческий проект   «Парк  - для нас, мы – для парка».

Международные   Экологические  конкурсы   рисунков  «2017  год – Год экологии» в России» , «Береги планету», Экологические акции: «Чистый город начинается с меня», «Зелёный десант»

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Экскурсия в Лодейнопольский историко – краеведческий музей, музей Клуба Блокадник.

«Поговорим об этике»

«Трудолюбие»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит». Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Россия  - родина моя»

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

РАЙОННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «СВИРСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев». Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад»

Участие в праздновании годовщины со Дня Победы и акции «Бессмертный полк». Возложение цветов к мемориалу на Братском кладбище  (Дети и родители).          

Организация   взаимодействия МКДОУ № 14 «Улыбка» с социальными партнёрами в рамках единого воспитательно – образовательного пространства:

Социальный партнер

Мероприятия

Ожидаемый продукт деятельности

Социальный эффект

Общеобразовательные учреждения (школы)

Посещение уроков и занятий,   экскурсии, Дни открытых дверей совместные праздники, посещение школьных   выставок.

Конспекты совместных мероприятий

Формирование у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

Дом народного творчества (ДНТ)

Спектакли, концерты,    праздники, игровые программы, фестивали

Совместные мероприятия  

Обогащение социально - эмоциональной сферы детей

Детская центральная библиотека

Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

Выставки рисунков, совместные мероприятия  

Обогащение познавательной сферы детей

Лодейнопольский историко - краеведческий музей

Экскурсии, игры – занятия, познавательные викторины,

 Конспекты совместных мероприятий

Обогащение социально - эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности

Администрация Лодейнопольского  муниципального района

Участие в концертах, городских фестивалях  и конкурсах,  посвящённых государственным праздникам  

Подготовка концертных номеров, изготовление атрибутов к праздникам, участие в спортивных и городских мероприятиях

Воспитание патриотических чувств дошкольников

Детская музыкальная школа (ДЦЭР)

Концерты, творческие проекты, мастер-классы, взаимопосещение занятий, выставки работ

Выставки детских работ (ИЗО, музыкального творчества)

Обогащение социально - эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности Знакомство с музыкальными произведениями, композиторами, инструментами, развитие музыкальных способностей

Детский  Центр эстетического развития (ДЦЭР)

Участие в концертах, фестивалях, выставках и конкурсах

Совместные мероприятия  

Обогащение социально - эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности

Районная газета Лодейное Поле

Публикация о проведённых мероприятиях, интересных событиях в жизни детского сада

Статьи

Трансляция   опыта работы учреждения

ГИБДД

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, конкурсы,  акции

Выставки, конкурсы детских работ. Оказание методической помощи по профилактике дорожно - транспортного травматизма. Проведение акций

Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей. Соблюдение детьми правил дорожного движения

Пожарная часть, Лодейнопольский отряд спасателей

Экскурсии, конкурсы, проведение совместных мероприятий (эвакуация, беседы)

Выставки, конкурсы детских работ. Оказание методической помощи по основам безопасности жизнедеятельности . Проведение консультаций и обучающих семинаров.

Снижение возможности опасных ситуаций на улице и в быту. Соблюдение детьми правил поведения.

Декоративно – прикладная студия «Домовушка»

Творческие проекты, мастер-классы, взаимопосещение занятий, выставки работ

Выставки детских работ

Обогащение социально - эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности

Взаимодействие   ДОУ с семьями  воспитанников:

Родители – это первые воспитатели ребёнка. Приобщения детей к социокультурным нормам не возможно без участия
родителей.  В семье у ребёнка формируются базовые ценности – «Это хорошо, а это - плохо»,  «Так можно поступать, а так – нельзя!». Поведение родителей и личный пример оказывают серьёзное влияние на формирование жизненных ценностей у детей.  Поэтому очень важно наладить позитивный контакт с семьёй каждого ребёнка, учитывать интересы, возможности и опыт его родителей, всесторонне вовлекать их в процесс принятия важных решений. Работа педагога по-настоящему эффективна только тогда, когда имеет поддержку  в семье и строится на следующих принципах:

1.Быть открытым для родителей, стремиться к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую достоверную информацию о жизни ребёнка в детском саду, его успехах и трудностях.

2. Уважать интересы и возможности каждой семьи, изучать и обсуждать с родителями интересы и потребности каждой семьи, строить свою работу на основе учёта её индивидуальных интересов и возможностей.

3. Обрести в родителях своих союзников, обсуждать с родителями самые разнообразные вопросы жизни ребёнка в ДОУ, поощрять их к принятию совместных решений, двухстороннего сотрудничества, ответственности за развитие ребёнка и т.п.

Основной целью проводимых мероприятий является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к людям и тому месту, в котором он  живет. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за
своих родителей. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно
добиться высоких воспитательных результатов.  Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы:  

  1. Анкетирование  - выявление уровня заинтересованности родителей в воспитании семейных и социокультурных ценностей;
  2. Родительские собрания: «Давайте, познакомимся!», «Давайте, поиграем!»  с целью сплочения и установления крепких семейных связей, «Здоровая семья – здоровая страна!»;
  3. Мастер-класс  «Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр вместе с детьми»;
  4. Дни открытых дверей: интегрированные занятия « Мой город – Лодейное Поле», занятия по ФЭМП «Путешествие по островам профессий», «Путешествие с Муравьишкой», «Лучики здоровья»;
  5. Конкурсы, выставки, творческие мастерские: Фотовыставки «Любимый уголок в моём городе», «Как я провёл лето»; выставки семейного творчества «Дары осени», «Волшебная ниточка», «Кормушка для пичужки», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная ярмарка»;  мини- музеи «Пока часы двенадцать бьют!», «И малы и велики добряки снеговики»;
  6. Праздники и развлечения, посвящённые календарным и государственным праздникам: «День народного единства», «Новый год», « А-ты ба-ты  мы – солдаты!», «8 МАРТА»;
  7.  Музыкально-поэтические гостиные: «О маме родной и любимой» , «Что такое День Победы? Это значит – нет войны!»;
  8. Маршруты  выходного дня:  «Зимние постройки», «Выходные с пользой для здоровья»;
  9. Проектная деятельность: «Парк для нас, мы – для парка»,»Весна красна цветами, а осень  грибами», «И появился город на Свири…»;
  10.   Совместное сочинение экологических сказок:«Жил-был гриб», «Жила-была речка», «Экологические сказки про парк»;
  11.  Детско-родительский КВН «Природа наш дом! Береги её!»;
  12. Природоохранные акции: «Подари жизнь книге», «Сдай макулатуру – сбереги лес!», «Зелёный десант!», «Природоохранные знаки парку и заповеднику».

3. Этап (обобщающий) – подведение итогов.

         В период  с сентября 2016 года по  2019 год  в системе  образовательно-воспитательного развития  был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению   воспитанников к культурно-историческому наследию малой Родины и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проекты, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Индивидуально-личностное развитие старших дошкольников и семей воспитанников  отслеживается в достижениях конкурсного движения:

В 2018 году  пять наших воспитанников со стихотворением                                Э. Мошковской  «Я маму мою обидел» -   Саша Богданов, Алёша Ушаков, Митя Дмитриев, Тимофей Каральский и Матвей Трифонов стали победителями районного конкурса  «Единственной маме на свете!», посвящённого Дню Матери и приняли участие в районном фестивале «Мама – фест», в танцевально- развлекательной программе «Добрыми песнями душу согреем…», посвящённой Международному дню инвалидов.

В ноябре 2018 года    Богданов Саша, Ушаков Алексей, Фалтинова Катя и Кондратьева Ксения приняли участие в районном конкурсе стихов «Пожарным посвящается»и заняли 3 место в этом конкурсе.

В 2019 году Кондратьева Ксения, Быстрова Диана и Фалтинова Катя принимали участие в муниципальном конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина». Кондратьева Ксения стала победителем муниципального и регионального этапа 16 Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина».

В 2019 году   Кондратьева Ксения, Фалтинова Екатерина и Богданов Александр приняли участие в конкурсе рисунков, организованном Законодательным Собранием Ленинградской области «Как рождается закон».  Кондратьева Ксения заняла третье место с работой «От петровских времён , сегодня и всегда охраняй - оберегай заповедные места!»

В 2019 году  наши воспитанники участвовали в районном фестивале детского творчества « Свирские Звёздочки», посвящённому 75 – летней годовщине Свирской Победы. Катя Фалтинова, Полина Яковлева и Алексей Ушаков представили  вниманию зрителей отрывок стихотворения Татьяны Прокофьевой «Война. Сорок первый. Лодейное Поле» .

В 2019 году семья Матвея Трифонова принимала участие в фотоконкурсе «Птицы на кормушках», организованного Нижне - Свирским заповедником.

В 2018 году семьи Ушакова Алексея и Богданова Александра приняли участие в муниципальном конкурсе «Семейное древо». Семья Алексея Ушакова стала лауреатом конкурса в номинации «Ратный подвиг дедов и отцов»

  1. Особенности  развивающей – предметно – пространственной среды как средства духовно – нравственного воспитания  старших дошкольников.  

Одним из важнейших условий реализации системы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников является создание развивающей предметно- пространственной среды, направленной на развитие познавательного интереса, активной самостоятельной деятельности. РППС в группе я старалась сделать насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, так же я учитываю  гендерные особенности.

В группе создан Центр патриотического воспитания,  где размещается   печатный материал по ознакомлению  с историческим и героическим прошлым и настоящим нашей Родины, коллекция кукол в национальных костюмах.

В Центре для  творчества размещается материал по ознакомлению  с народными промыслами России, репродукции знаменитых художников нашей страны, дидактические игры, трафареты, раскраски, материалы для продуктивной деятельности.

Особое место отводится Центру краеведения, краеведческому материалу: игра «Собери герб и флаг родного города»,  альбомы с достопримечательностями и историческими фотографиями города, мини – выставка Оятской керамики. Для успешной организации образовательного пространства по ознакомлению с историческим и настоящим малой Родины мною разработан материал в игровом дидактическом пособии «Путешествие по родному городу с чемоданом-знатоком», который широко используется во всех видах детской деятельности.

         Для ознакомления  с природой родной земли организована в группе Мини- лаборатория «Почемучка», в которой размещён материал эколого-природоведчекого содержания, коллекции природного материала, рукотворная коллекция грибов, альбомы: «Растения нашей малой Родины», «Птицы родной земли», «Обитатели заповедника». В мини-лаборатории созданы условия для игр – экспериментов, изучения экологических проблем и изготовления экологических знаков, закрепления правил поведения в природе, установления связей человека  природой   в экологических играх. Несомненным помощником эколого-краеведческой деятельности является экологический ЛЭПБУК «Парк – для нас, мы – для парка».

Центр музыки представлен народными музыкальными инструментами, фонотекой  с записями народных песен.

Центр книгоиздательства включает  книги и иллюстрации к  русским народным сказкам, произведения писателей о Великой Отечественной войне,  потешки, загадки, былины, тематические альбомы «Моя семья», «Мой родной город», «Герб моей семьи».

Настоящей находкой  для нашей группы стал многофункциональный ландшафтный стол.  Многофункциональный игровой ландшафтный стол позволяет ребенку получить в игре важные знания и впечатления, пропустить их через себя и включить в свой жизненный опыт. Через занятия ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляет чувства, самостоятельность и инициативу.

Конструирование и макетирование  на данном столе открывает неограниченные возможности по обучению детей в игровой форме, развивает логическое и техническое мышление и воспитывают сенсорную культуру. Педагог  может выстроить индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды). В  нашей группе   созданы дополнительные  наборы: «Дикие животные», «Набор деревьев», транспорт «Военная техника», коллекция «Морские камушки и ракушки», которую с интересом пополняли как воспитатели, так и дети. Коллекция располагается в ячейке стола. Для нашей группы - это стало не только пополнение коллекции, но и хобби.  

5.ВЫВОДЫ

Контроль качества реализации инновационного опыта  включает в себя:

  • Координацию исполнения сроков реализации опыта;
  • Обеспечение реализации всех запланированных мероприятий в рамках опыта;
  • Оценку качества проведенных мероприятий;
  • Анализ анкетирования родителей (законных представителей) удовлетворенностью качеством образовательных услуг  в системе дошкольного образования;
  • Мониторинг образовательного процесса по образовательным областям;
  • Мониторинг развития интегративных качеств  детей подготовительной группы;
  • Уровень готовности к регулярному   обучению в школе.

  «Что нас радует»:

1. Дети проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;

2. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знают и стремятся выполнять правила поведения в социуме;

3. Проявляют  интерес и любознательность  к родному городу, его истории, памятникам, зданиям, достопримечательностям, природному окружению;

 4. С удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-макетов, связанных с познанием малой родины;

 5. Дети проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым людям;

 6. Отражают свои впечатления в предпочитаемых видах деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.;  

7. Осознают  важность здоровья собственного и здоровья окружающих;

  Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями позволила  расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими   рядом.  Духовно-нравственное воспитание  эффективно осуществляется только как целостный процесс.  Результатом правильно организованной  работы является высокие показатели мониторинга интегративных качеств, формирование у детей осознанности, ответственности  за свои поступки,  ценностных ориентиров поведения.

Уровень готовности выпускников к школе в 2017  и  2019 гг.  составил 100%.

Счастье ребёнка – это счастье в семье и наши семьи -  пример этому. Они активные участники вех мероприятий группы и детского сада, удовлетворённость родителей качеством образовательных услуг в 2019 году составил  98%. 

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.Я.ДАНИЛЮК A. М. КОНДАКОВ B. А. ТИШКОВ  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.,   «Просвещение» 2009 г.   

2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [электронный ресурс] // режим доступа: https://sch1251

3. Н.В. АЛЁШИНА  Патриотическое воспитание дошкольников ,   М.; ЦГЛ, 2005г.

4. О.  ПОТАПОВСКАЯ   Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы..// Дошкольное воспитание . – 2006г.  №1

5. Н.В.ТИМОФЕЕВА, Н.В.БУРИМ, Л.В.НЕМЧЕНКО, С.В.ПРОКОПЧУК Ленинградская область для детей. Пособие для педагогов системы дошкольного образования Ленинградской области Издательство «НИЦАРТ»,  2016г.

6. С.Н.НИКОЛАЕВА  Юный эколог,  М., «Мозаика синтез», 2010г.

7. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада, М.,  «Просвещение», 2005г.

8. Е.А.АЛЯБЬЕВА , Природа. Сказки и игры для детей. ООО ТЦ «Сфера»,2012г.

9. И.А. ХОЛОДОВА, Г.С. АЛЕКСАНДРОВА, А.В.КОРНЕЕВА  Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов. Образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах,  «Учитель», 2014г.

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  М., Просвещение , 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»

Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»...

Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Опыт работы по теме "Духовно - нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста"

Описание собственного инновационного педагогического опыта воспитателя на тему: «Духовно – нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...