Перспективное планирование по финансовой грамотности
учебно-методический материал

Макшанцева Наталья Леонидовна

Играя - учимся! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игр

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

План разработан в целях финансового просвещения детей среднего дошкольного возраста.

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста направлен на достижение следующих целей:

— формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;

— развитие экономического мышления дошкольников;

— научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

— сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

— научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:

— социально – коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно – эстетическое развитие;

— физическое развитие.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мы учитывали несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

Тематический план

Октябрь. «Финансовая азбука»

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

4. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

5. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»

6. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

Ноябрь. «Труд»

Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)

Д/И «Что сделано руками человека?»

2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.

4. Путешествие в Страну профессий.

Д/И «Кому что нужно?»

Декабрь. «Всякому делу надо учиться»

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?»

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»

Рисование «Моя будущая профессия»

4. Беседа «Профессии моих родителей»

Январь. «Результаты труда человека. Товар»

1. Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек»

(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

4. Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)

Март.

1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

4. Игровое занятие «В гостях у сказок»

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Май

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми в средней группе по формированию основ финансовой грамотности

Перспективный планработы с детьми в средней группе по формированию основ финансовойграмотности...

перспективное планирование по финансовой грамотности в подготовительной группе

Перспективное планирование по воспитанию финансовой грамотности детей старше - подготовительной группы. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Перспективное планирование НОД по финансовой грамотности в старшей группе.

: Содействовать финансовому  просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы

Перспективное планирование по финансовой грамотности (средняя группа)...

Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы "Финансовая азбука"

Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы «Финансовая азбука»  План по финансовой грамотности в средней группеЦель: Расширять экономический кр...