Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
материал

Ковалева Татьяна Владимировна

Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.

ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.

Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.

ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.

Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.

Игра «Хорошо – плохо»

Задачи:

- учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;

- обогащать и активизировать словарь.

Педагог предлагает догадаться, что лежит в сундучке (в чёрном ящике, под

платком). Дети фантазируют и называют различные варианты, пока кто-то из них не приблизится к отгадке.

Затем педагог представляет игрушку, которая будет помогать вести занятие

(желательно пустить её по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и

познакомиться с ней). Игрушка мокрая. Педагог её вытирает.

Логопед: Почему ты такая мокрая?

Игрушка: А я очень люблю дождь.

Логопед: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

Игрушка: Нет, дождь хороший!

Логопед: Почему?

Игрушка: Можно бегать по лужам, он цветочки поливает, всё растёт, воздух

свежий после дождя.

Логопед: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

Игрушка: Солнышко плохое.

Логопед: Почему?

Игрушка: Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы вянут.

Логопед: Нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Расскажите почему.

Дети: Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться, загорать, купаться.

В зависимости от возраста дети могут частично сами давать ответы на вопрос

«Почему?» К обсуждению данной темы следует вернуться во второй половине дня или на другой день.

Игра «Кто что умеет делать?»

Задачи:

- развивать творческое воображение;

- расширять словарный запас.

Ведущий называет объект или загадывает о нём загадку. Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.

Логопед: Что может делать телевизор?

Дети: Может сломаться; показывать разные фильмы, мультфильмы; пылиться, включаться; выключаться.

Логопед: Что может растение?

Дети: Растение может расти, пить воду, расцветать, качаться от ветра, погибнуть, вкусно (или невкусно) пахнуть, колоться.

Игра «На что похоже?»

Задачи:

- развивать ассоциативность мышления;

- обучать сравнению разнообразных систем, актуализировать словарь.

Ведущий обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по

самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки как подсказку. В старшем дошкольном возрасте ведущий просит объяснить, почему названные объекты похожи.

Логопед: На что похож абажур?

Дети: на зонт, на Красную Шапочку; на колокол, потому что он большой; на

цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

Логопед: На что похожа иголка?

Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа (все металлические и

острые предметы), на стержень от ручки, на колючки у ёжика и кактуса, на

застёжку у серёжки (все они острые).

Игра «Где живёт?»

Задачи:

- уточнять имеющиеся знания;

- активизировать словарь;

- развивать воображение.

Ведущий обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой или

фантастический). Дети называют среду обитания живых объектов и место

нахождения реальных и фантастических объектов.

Логопед: Где живёт собака?

Дети: в конуре, если она дом охраняет. В доме, в квартире. Бродячие собаки

живут на улице.

Логопед: Где живёт подорожник?

Ребёнок: у дороги, в поле, в лесу. Подорожник есть в аптеке. Когда его я пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.

Игра «Да–Нет»

— игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

– Я загадала слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Это что-то неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

 – Оно белого цвета?

 – Это несущественно.

 И т.д., пока слово не будет угадано.

Игра «Что умеет делать?»

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Примерный ход:

 В: Телевизор.

 Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

 В: Что может мяч?

 Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Что может дождь?

 Д: Растворить лед.

 В: Когда и почему?

 Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

 В: Что еще может лед?

 Д: Лед может расколоться, треснуть.

 В: А какие полезные функции у льда?

 Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

 В: Что можно делать со льдом?

 Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

Игра «Мои друзья»

Воспитатель предварительно раздаёт карточки

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировке в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

 В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Использование дидактической игры «Сенсорный куб» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Цель:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитыв...

«Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии....

ДОКЛАД на тему «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» + презентация

laquo;Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...