Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа)

Сметанкина Татьяна

Развитие творческих способностей ребёнка - одна из задач  воспитательно-образовательной деятельности  в ДОУ. В этом докладе на педсовете кратко изложена суть  понятия "творческие способности", а также условия и критерии успешного развития творческих способностей, направления. формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад16.53 КБ
Файл Презентация 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ № 661

Приморский район

г.Санкт-Петербург

Доклад

на тему: «Развитие творческих способностей

 детей дошкольного возраста»

Подготовила  Сметанкина Т.П.

Апрель 2020г.

     

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

      От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детских руках, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

       Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое

проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности.

Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше

ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это

делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

      В  научной  литературе  существует  множество  трактовок,

определений термина «способности». Однако при всех различиях трактовок большинство ученых под способностями понимают индивидуальные не врожденные качества личности, которые обеспечивают высокую степень овладения определенной деятельностью .

       Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают

способность  к  различным  видам  художественной  творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать

музыку и т.п. Однако элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах  художественных  творческих  способностей,  но  и  в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д. Таким образом, под творческими способностями мы можем понимать индивидуальные способности человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

      Развитие  творческих  способностей  предполагает  их

совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём

развитии. Успешное развитие способностей ребенка возможно только при следующих условиях: во-первых, наличие определенных задатков; во-вторых, своевременное их выявление; в-третьих, активное вовлечение ребенка в тот вид творческой деятельности, в которой данные способности развиваются;

в-четвёртых,  наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой  развития  соответствующих  способностей.  И  в-пятых, применение для развития способностей современных, эффективных

средств обучения. Сочетание этих пяти факторов создаст ту обстановку, в которой ребенок незаметно для себя будет приобретать те навыки и умения, которые и будут означать развитие его способностей.

СЛАЙД 2

        Об успешности нашей деятельности в данном направлении будут говорить такие показатели, как:

  • внесение дополнительных изменений, дополнений, вариаций в знакомый материал;
  • создание новой композиции из усвоенных старых элементов;
  • самостоятельный поиск;
  • быстрота реакции, находчивость в действиях;
  • нахождение оригинальных приемов решения творческих задач. Из этих показателей вытекают следующие виды творческих способностей:

СЛАЙД 3

       Когда же следует совершенствовать творческие задатки ребенка?  С точки зрения психологии, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Дошкольное детство является

подходящим временем для развития творческих способностей потому, что

в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание

узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность,

сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности,

способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и

запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой

деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно,

чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и

стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо

всячески  совершенствовать.  

       Ученые, среди них Н.Е.Веракса, выделяют 6 главных критериев успешного развития творческих способностей ребенка:

  1. Раннее физическое развитие малыша (раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными приборами и материалами.
  2. создание обстановки, опережающей формирование детей. Например, ещё задолго до обучения чтению годовалому ребёнку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему освоению чтения.
  3. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в собственной

деятельности человек достигает «потолка» своих возможностей и равномерно поднимает этот потолок всё выше и выше. Такое условие

максимального напряжения сил легче всего достигается, когда малыш уже

ползает, но не может говорить. Процесс познания мира в это время идёт

чрезвычайно интенсивно, но применять опыт взрослых малыш не может,

так как объяснить такому маленькому ещё ничего невозможно. Поэтому в

этот период малыш обязан более чем когда-либо, заниматься творчеством,

решать очень много совсем новых для него задач без помощи других и без

подготовительного обучения (если, разумеется, взрослые разрешают ему

это делать, а не решают их за него). У ребёнка закатился далеко под диван

мяч. Родители не обязаны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если малыш может решить эту задачу самостоятельно.

  1. Четвёртое условие успешного развития творческих способностей

заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе

деятельности. А также в чередовании дел, в длительности занятий, в

выборе методик и т. д.

  1. Ненавязчивая,  целесообразная, доброжелательная помощь взрослых.

 Самое главное тут не превращать свободу во вседозволенность, а содействие в подсказку.

  1. Тёплая душевная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые обязаны создать безопасную психологическую обстановку для

 творческого поиска и личных открытий ребенка. Важно постоянно провоцировать малыша к творчеству, находить сочувствие к его

неудачам, терпеливо относиться к любым, даже  странным идеям.  Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

       Развитие творческих способностей будет эффективным только тогда, если оно представляет собой целеустремленный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи, направленные на достижение конечной цели.

Разнообразны методы и приемы развития творческих способностей детей, в частности, детей старшего дошкольного возраста:

  1. Наблюдение — один из основных методов обучения.
  2. Обследование — формирование представления о предмете.
  3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций — косвеный метод обучения.
  4. Образец — это то, к чему дети должны стремиться в процессе выполнения задания.
  5. Словесный метод — описание изображаемого предмета , используя лексический запас.
  6. Игровые приемы — в оптимальном сочетании с другими методами.

Формы работы с детьми при развитии творческих способностей также разнообразны.

СЛАЙД 4

        Творческие способности детей можно развивать разными средствами:

СЛАЙД 5

Пожалуй, самым интересным для детей является художественное творчество, включающее рисование, аппликацию и лепку. На таких занятиях дети в полной мере могут проявить фантазию, выдумку, показать свои умения и навыки. Это продуктивные виды детского творчества, когда ребенок может сразу увидеть результат своих усилий и сравнить свою работу с работами других детей. Умело организованная соревновательность может создать мощную мотивацию для развития творческого потенциала ребенка.

      Наряду с изобразительной деятельностью очень важной является такая форма, как театральная деятельность. В нашем дошкольном учреждении мы регулярно проводим утренники, конкурсы, где дети показывают свои актерские способности. При подготовки любого такого мероприятия очень важно давать поручения детям, сообразуясь с их возможностями и талантами. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, не боялся выступать перед зрителями. Затем эти поручения можно усложнять, развивая таким образом способность ребенка заучивать наизусть, выразительно читать, изображать какого-либо героя. Этому хорошо служат и ролевые игры.

       Заучивание наизусть, выразительное чтение, а также разучивание песенок вкупе с работой в группе, с необходимостью согласовывать свои действия  с действиями других детей дает прекрасный результат как подготовка к школьному будущему: формирует навыки самостоятельной работы, работы в группе, такие необходимые качества, как коллективизм и взаимовыручка. Таким образом, развивая творческие способности наших детей, мы исподволь готовим их к взрослой жизни. Возможно, никто из них не станет художником, музыкантом или актером, но научится видеть красоту вокруг себя, научится ценить окружающий мир и украшать его. А это и есть цель нашей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...