Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"
методическая разработка (подготовительная группа)

Христолюбова  Светлана Владимировна

Данный  материал может  быть  полезен воспитателям,  занимающимся  художественно-эстетическим развитием  дошкольников как  приоритетным направлением в своей  работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа саморазвития42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  «Звёздочка»

    Программа социального  партнёрства  с  семьёй

в  подготовительной  к  школе  группе «Непоседы»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально - культурных запросов, Федеральных государственных требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Актуальность.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии 3 играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность. Она способствует:

  - Развитию способности нестандартно мыслить;

- Готовности к активности творческого характера.

- Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;.

- Формированию эстетического отношения к миру.

- Развивается ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

- Совершенствуются технические умения и навыки в рисования, аппликации, ручном  труде.

 - Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии.

 

Цель:

Создание условий для развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе  применения нетрадиционных  техник  аппликации.

 

Задачи:

1.  Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста;  

2. Провести диагностику художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы, способствующие развитию художественно - творческих способностей детей   в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого- педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.

Активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

  • целеполагания,
  • освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
  • развитие технических и изобразительно - выразительных умений,
  • умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

 

Предполагаемый  результат:

  • повышение  уровня профессиональной  компетенции  в использовании   нетрадиционных  техник   в  аппликации   для  развития     творческих способностей  старших  дошкольников,  
  • развитие  самостоятельности , творческого  подхода  в  художественной  детской деятельности,
  • педагогическое  просвещение  родителей   о  роли продуктивной  деятельности  для  всестороннего развития ребёнка,
  • взаимодействие  семьи  и  детского сада  в  вопросе  художественно-эстетического развития  старших дошкольников.    

                                       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Форма работы

Самореализация

С детьми

С педагогами

С родителями

1 этап – организационно - ознакомительный

Сентябрь

-Работа с документацией,

составление плана работы.

-Подбор литературы по теме самообразования.

Проведение диагностического обследования по  развитию творческих способностей.

Обмен  опытом  в  использовании  нетрадиционных  материалов в продуктивной деятельности.

-Выставка «Осенняя  фантазия».

-Консультация  «Приобщаемся  к  народному  творчеству».

-Анкета  «Нужно  ли  заниматься  творчеством  дома?»

Октябрь

-Работа с личным кабинетом, интернетом.

Изучение теории по теме.

-Пополнение предметной развивающей  среды нетрадиционными материалами для  аппликации.

 -Работа  в творческой мастерской «Умелые ручки»:

-Обрывная  аппликация

«Берёзка».

- Аппликация  из  листьев

«Осенняя  фантазия».

- Коллективная  работа  «Дары  осени».

-Выступление  на  педагогическом часу, показ  презентации

«Аппликация бывает разной».

- Консультация  «Нетрадиционная  аппликация как  средство  развития творчества  детей»

- Мастер-класс  «Такая  разная  аппликация!»

2 этап - основной

Ноябрь

-Работа с личным кабинетом, интернетом.

- Пополнение коллекции дидактических игр по  художественно-эстетическому развитию.

 -Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Модульная  аппликация

«Флаг  России».

-Аппликация  из  крупы: «Дикие  животные», «Лесные птицы».

- Коллективная  работа

-Аппликация  из  салфеток «Букет  для  мамы».

 Консультация  на  педагогическом часу

«Метод проектов  в  детском саду».

 -Мастер-класс по  нетрадиционной  аппликации «Ниткография-это  интересно!»

-Консультация «Проектная деятельность как  средство всестороннего развития ребёнка»

Декабрь

- Разработка конспектов НОД по теме самообразования.

-Участие в  муниципальном творческом конкурсе  «Новогодний  калейдоскоп».

-Оформление  атрибутов к  новогоднему утреннику «В  гостях  у  сказки».

-Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Аппликация  из  ваты, ватных  дисков и ватных  палочек

«Здравствуй,  гостья  зима!».

- Аппликация  в  технике  декупаж  на  тарелочке  в  сочетании  с  техникой  аппликация  из  ваты «Зимние  узоры».

- Аппликация  из  ватных  дисков «Ёлочка –красавица».

- Коллективная работа.

Аппликация из  ниток  «Снегири  прилетели».

-Практикум «Рисуем  нетрадиционным  способом».

-Час творчества «Мастерим  вместе  с  мамой».

-Конкурс  новогодних поделок.

Январь

- Пополнение  предметно-развивающей  среды материалами  для  нетрадиционной  аппликации.

-Транслирование

опыта  в  сетевое

сообщество интернет.

- Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Изготовление пособия «Мышка-помощница».

Аппликация  из  ниток, модульная аппликация.

-Участие  во всероссийском   фестивале детских  рисунков  и поделок «Зима подружка, морозная красавица».

-Участие  во  всероссийском конкурсе, посвящённом  Блокаде Ленинграда в  годы ВОВ.

-  Семинар-практикум

«Нетрадиционные техника в аппликации».

- Родительское  собрание

групповое  в форме   квест-игры «Нетрадиционная  аппликация  как  способ   всестороннего развития   старшего дошкольника».

Февраль

- Выступление на муниципальных   педагогических чтениях  с  практикой  опыта по  нетрадиционной  аппликации.

- Посещение  ММО воспитателей по теме «Практика применения современных образовательных технологий».

-Транслирование

опыта  в  сетевое

сообщество интернет.

 - Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Аппликация  в  технике  торцевание

«Боевая  техника».

- Аппликация  обрывная   в  сочетании  с  торцеванием

« Медаль  для  папы».

-Аппликация  из  ниток, ткани, бумаги  « Виды транспорта ».

-Участие  во  всероссийском  конкурсе «Почему люблю  я  папу, расскажу  с  большой  охотой».

Фотоотчёт  о  работе  в творческой мастерской  на  педагогическом  часу.

- Консультация  «Каким  должно быть  воспитание  отца».

- Анкетирование  для  пап «Какой  я  мужчина?»

Март

Работа с личным кабинетом, интернетом.

Участие  в  конкурсе детского  сада на лучший патриотический  уголок.

-Транслирование

опыта  в  сетевое

сообщество интернет.

 -Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

 

-Аппликация  в  технике декупаж, с использованием гофрированной  бумаги, картона  

 « Фото-рамочка для мамы».

- Аппликация  из  ватных  палочек, гофрированной  бумаги, в технике торцевание. Выставка «Цветы  для  мамы».

- Ручной  труд «Мартинички».

- Аппликация  из  ниток,салфеток

«Кокошник для  Василисы Прекрасной ».

-Участие  во  всероссийском  фестивале  детских рисунков и поделок

«Каждый по-своему маму поздравит, каждый таланты поярче  проявит!»

- Показ  дидактического  пособия «Сундучок-лепбук» на  педагогическом часу.

- Весенний     театрализованный

праздник  по  сказке «Дюймовочка».

- Стенгазета « С 8 Марта!».

- Проект «8 Марта-международный  женский день».

- Папки- передвижки «Знакомимся  с  фольклором».

- Консультация  «Народные  промыслы России».

- Мини- выставка «Народные промыслы».

Апрель

Подготовка к итоговому педсовету. Создание презентации.

Пополнение предметно-развивающей среды  дидактическими играми.

-Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Ленточная  аппликация

в  сочетании  с  аппликацией  из  салфеток

«Весенний  хоровод».

- Симметричная  аппликация «Космические  истории».

-Аппликация  из  яичной  скорлупы

«Пасхальные  мотивы».

- Коллективная  работа

« Миру мир». Сочетание техник по  выбору.  

Показ открытого  занятие  «В гостях у Матрёшки».

- Групповой  конкурс «Космические  истории».

- Консультация  «Правильные  развивающие  игры».

- Час  творчества «Мастерим  с  мамой».

- Круглый  стол

«Традиции  нашей  семьи».

3 – этап - заключительный

Май

Выступление на итоговом педсовете.

Презентация  достижений детей в нетрадиционной аппликации   «Умелые ручки ».

 -Работа  в  творческой мастерской

«Умелые ручки»:

-Аппликация  из  гофрированной  бумаги

«Открытка  ветерану»

- Аппликация  из  крупы

«Мой  любимый  транспорт»/

- Коллективная  работа

«До свиданья,  детский  сад»

 Обмен  опытом  на  итоговом  педсовете.

-Конкурс  макетов «Моя  улица».

-Буклет «Дорожные  знаки».

-Встреча  с  профессионалом

«Моя  профессия - водитель!».

                                       

                                               Используемая  литература:

  1. Богатеева З.А. Занятия  по аппликации в  детском  саду. Книга  для  воспитателей детских садов. — М.: Просвещение,1988.
  2. Большакова С.Е. Формирование  мелкой  моторики  рук. Игры и  упражнения.—

М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Григорьева Г.Г. Развитие  дошкольников в  изобразительной  деятельности: Учебное  пособие  для  студентов высших педагогических учебных  заведений.—

М.: 1999.

  1. Дьяченко О.М. Развитие  воображения дошкольника. — М.: 1996.
  2. Котлякова Т.А. Художественно-эстетическое развитие  дошкольников посредством дидактических игр: Учебно-методическое пособие.— Ульяновск:2012.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в  детском  саду: планирование, конспекты занятий, методические  рекомендации. Подготовительная  к  школе  группа.— М.: «Карапуз-Дидактика»; 2008.
  4. Лыкова И.А. Программа  художественного воспитания, обучения и  развития  детей 2-7 лет «Цветные  ладошки».— М.: «Карапуз- Дидактика»,2007.
  5.  Научно-методический журнал «Цветной  мир», №3, 2008.
  6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в  детском  саду.: Пособие  для  воспитателей.—2 издание — М.: Просвещение, 1982.
  7. Художественное  творчество и  ребёнок. Монография. Под редакцией Н.А.Ветлугиной .— М.: «Педагогика», 1972.
  8. Швайко Г.С. Занятия  по  изобразительной  деятельности в  детском  саду. Подготовительная  к  школе  группа. Программа, конспекты.— М.: Гуманитарный  издательский центр Владос,2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Программа «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».

Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительно...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей на тему:  «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...

Выступление на заседании РМО для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" .Первоначально необходим...